Програмное содержание: Познакомить детей с традициями русского народа, рассказать о том, как на Руси отмечали праздники, встречали и почитали гостей. Воспитывать уважительное отношение к национальным традициям.
Методы: Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, изображаюих русские праздники, чтение потешек, прибауток, загадывание загадок, пение хороводных песен, прослушивание грамзаписи.
Предварительная работа: На музыкальном занятии дети разучивают русские народные песни, танцы, в свободное время воспитатель читает детям сказки А. С. Пушкина, русские народные сказки.
Ход занятия: Воспитатель, в русском национальном костюме, предлагает детям сесть поудобнее, обращается к ним со словами: " Ребята вы любите праздники? Чем вам нравятся праздники?" После ответов детей педагог продолжает: " Праздники любят все, и взрослые и дети. Хотите, я расскажу вам о том, как в старину русские люди отмечали праздники и встречали гостей? Слушайте. На Руси всегда любили праздники. В праздничные дни на улицах было шумно и весело. На ярмарках приветствовали народ скоморохи.Кто это такие? Это странствующие люди - актеры. Они кричали: " Здравствуйте, хозяева и хозяюшки- молодушки! Здравствуйте гости и гостьюшки" Веселые скоморохи играли на дудке, били в бубны, плясали, показывали дрессированных собак и медведей. Среди скоморохов были и рассказчики, умевшие веселить народ прибаутками, потешками и рассказами.
" Ермиль,Ермиль,
Чеи коня кормил?
Овсом-серебром,
Белоярьм пшеном. "
" Идет Кузьма из кузницы,
Несет кузьма два молота,
- Тук, тук, тук,
Вот ударим разом вдруг:
Для всех людей
Накуем гвоздей!"
Другие скоморохи носили на голове доску с движущимися куклами, поставленными всегда в смешных позах.
Но больше всего скоморохи любили позабавить народ всякими представлениями. Представления эти показывались тут же, на улице. Скоморохи представляли смешные сценки, наряжались в смешные платья, надевали на себя маски. Веселили они народ с утра до вечера, а люди смотрели на них и давали им кто что мог, кто денег, кто одежду и еду. Так люди благодарили скоморохов за веселое представление. Скоморохи так увлекали людей своим зрелищем, что люди смотревшие на них, сами принимались плясать, играть, веселиться.
В зимние праздничные вечера в домашнем кругу - пели песни, рассказывали сказки, наряжались посмешнее или пострашнее, смешили друг друга, загадывали загадки:
- " Хвост с узорами, сапоги со шпорами" ( петух )
- " В воде купался, а сух остался" ( гусь )
- " Стоит копна: спереди вилы, сзади метла" ( корова)
Летом, в праздники собирались молодые женщины и девушки на лугах, водили хороводы, пели песни, плясали.
Воспитатель предлагает детям спеть русские народные песни, исполнить русские танцы, которые они изучивали на музыкальном занятии.
Далее воспитател продолжает: " Не забывались в праздники и бедные люди. Для них в богатых домах устраивали обеды, дарили подарки: одежду, деньги. Поделиться с ближним, порадоваться вместе с ним было потребностью. Очень плохим поступком считался отказ в приюте и тепле бедному, нуждающемуся человеку.
Любили русские люди в гости ходить, подарки дарить, у себя гостей принимать. Богатые люди устраивали целый пир. Что это такое? Это такое веселье, куда приглашалось много гостей. Гостей угощали вкусной едой. Помните, " Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" заканчивается словами:
" И никто с начала мира
Не видал такого пира
Я там был, мед, пиво пил
Да усы лишь обмочил".
Как же проходил такой пир?
Перед началом пира, когда все гости собирались, входила хозяйка дома, кланялась гостям в пояс и говорила: " Пожалуйте, гости дорогие".
Воспитатель объсяняет детям слова " пожалуйте", " жаловать", значит уважать, отнестись с уважением. Хозяин кланялся до земли и просил поцеловать свою жену.Каждый гость кланялся до земли и поцеловвался с хозяйкой, а потом отходил от нее и снова делал поклон. Затем хозяин приглашал всех к столу. Гости усаживались. Хозяин брал большой каравай хлеба, разрезал его на кусочки и из собственных рук подавал гостям одному за другим, вместе с солью. За обедом хлеб-соль от хозяина значит пользоваться его дружелюбием.Вот отчего и теперь, когда встречают гостей, подносят хлеб-соль.
В конце занятия воспитатель обращается к детям с вопросами:
- Как веселились русские люди?
- Что такое ярмарка?
- Кто такие скоморохи?
- Как благодарили скоморохов люди?
- Кто помогал бедным людям?
После ответов детей, воспитатель делает обобщение: " Русские люди очень любили праздники, любили петь, танцевать, ходить в гости. Не забывались в праздники бедные люди, их кормили, дарили одежду, деньги, выражая тем самим заботу о них. я рассказала вам о том, как на Руси очень давно отмечали праздники, но и сейчас мы тоже любим ходить в гости и принимать у себя гостей. Этат очень хороший обычай сохранился до наших дней. А самое главное, это то, что приезжая в гости, мы приносим людям радость, выражаем тем самым заботу о них и внимание.
Примечание:
После данного занятия можно провести вечер досуга: " Ярмарка" или " Русский чай", где дети будут исполнять русские песни, танцы, играть в народные игры, а веселые скоморохи - веселить детей и взрослых.