Методическая разработка "Проект комнатные растения"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Комнатные растения – дидактический материал, с помощью которого решаются задачи экологического образования. Поэтому был разработан экологический проект «Мир комнатных цветов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_komnatnye_rasteniya.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Мир комнатных цветов»
Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни у дошкольников воспитывается познавательное отношение к природе, желание ухаживать за цветами.
Комнатные растения – дидактический материал, с помощью которого решаются задачи экологического образования. Поэтому был разработан экологический проект «Мир комнатных цветов».
Цель проекта: - Создание условий для ознакомления с миром цветов.
.- Воспитывать познавательное отношение к природе.
- Развивать добрые чувства, ответственность за благополучие
живых организмов, которые нуждаются в их покровительстве.
Гипотеза: Воспитанники группы будут бережнее относится к комнатным цветам, когда
узнают, что обыкновенные растения помогают здоровью человека.
Поэтому будут бережнее относится к комнатным цветам.
Задачи проекта:
- Формировать представления о комнатных цветах, их значимости в жизни человека.
- Развивать любознательность, наблюдательность, активность в познавательной деятельности.
- Развивать навыки моделирования и экспериментирования.
- Формировать эстетическое восприятие окружающего мира,
экологически грамотное отношение к цветам.
5. Изучить влияние деятельности человека на жизнь растений.
Проектная идея: Создать и обогатить на территории группы дошкольного учреждения
экологический уголок природы с комнатными цветами.
Участники проекта: Дети старшей группы, родители и педагоги ДОУ.
Ожидаемый результат:
- Осознанное отношение детей к комнатным растениям.
- Сформированные знания о комнатных цветах.
- Умение самостоятельно наблюдать за изменениями, которые происходят
с комнатными растениями.
Способы оценки: Беседы, опыты, наблюдения, исследования,
анализ продуктов творчества детей.
Материалы и оборудование:
1.Справочная и художественная литература.
2. Наглядный материал (открытки, фотографии)
3. Таблички с названием комнатного растения.
4. Горшки для цветов.
5. Оборудование для труда (лейки, распылители, палочки для рыхления земли,
тряпочки)
6.Паспорт комнатных растений.
Этапы проектной деятельности:
1 этап.
В группе отвели зону для экологического уголка. Изготовили этажерку под цветы.
Приобрели комнатные цветы и горшки.
2 этап.
Дети наблюдали за комнатными цветами (как приживаются, какие цветы требуют больше влаги, а какие больше света), какие цветы цветут, а какие нет. Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек.
3 этап.
Совместно с родителями был выпущен «Паспорт комнатных цветов», включающий в себя название цветов, их описание, выносливость, влажность воздуха, отношение к свету, полив.
В экологическом уголке для проведения опытов была создана мини-лаборатория, где проводились опыты с песком, водой, глиной, почвой, воздухом.
План реализации проекта
№ | Мероприятия | Ответственный | Сроки |
Подготовительный этап | |||
1. | Родительское собрание «Участвуем в проекте «Мир комнатных цветов» | Воспитатели группы родители | март |
2. | Подбор литературы о комнатных цветах | Воспитатели группы родители | март |
3. | Приобретение необходимого оборудования И комнатных цветов | Родительский комитет | март |
4. | Трудовая деятельность: уход за комнатными цветами (поливка, рыхление, подкормка) | Воспитатели группы | В течении всего проекта |
Основной этап | |||
1. | Пересадка комнатных цветов | Воспитатели группы | май |
2. | Изготовление табличек с названием комнатных цветов. | Воспитатели группы | май |
3. | Опытно-экспериментальная деятельность: «Размножение, рост, развитие растений» «Строение цветов», «условия, необходимые для жизни растений», | Воспитатели группы | Май - сентябрь |
4. | Экскурсия в зимний сад | Воспитатели группы | В течении всего проекта |
5. | Занятия с детьми: «Комнатные растения», Беседа: «Уход за комнатными цветами»(приложение) | Воспитатели группы | Июнь - июль |
6. | Проведение дидактических игр: «Узнай по запаху», «От какого растения часть», «Сложи цветок», «угадай цветок» | Воспитатели группы | В течении всего проекта |
7. | Разучивание с детьми стихов о цветах. | Воспитатели группы | В течении всего проекта |
8. | Придумывание стихотворений о комнатных цветах | Воспитатели группы Родители | В течении всего проекта |
Заключительный этап | |||
1. | Оформление паспорта комнатных растений | Воспитатели группы родители | Сентябрь |
2. | Оформление выставки рисунков «Мой любимый комнатный цветок» | Воспитатели группы | Сентябрь |
3. | Подведение итогов реализации проекта | Воспитатели группы | Октябрь |
Список литературы:
- Владимирская Л.А. От осени до лета. – Волгоград-«Издательство Учитель»,2004
- Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. – М. Мозайка-Синтез, 2006
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
- Степанова В.А., Королева И.А.Листок на ладони. – СПб.: «Детство – пресс», 2004
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
- Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. – М.: «Мозаика – Синтез», 2007
- Мурадова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «Детство – пресс», 2010.
- Кондратьева Н.Н. программа экологического образования детей «МЫ». – СПб.: «Детство – пресс»,2001
- Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки, праздники. –М.: Линки – пресс, 2000
- Ходырева Н.В. Растения и здоровье. – М.: Просвещение, 2003
Приложение
Беседа об уходе за комнатными растениями.
Цель:
- Обобщить представления об уходе за комнатными растениями.
- закрепить знания об основных потребностях комнатных растений.
- Обобщить представление о направленности способов ухода (полив, удаление пыли, рыхление) на удовлетворение жизненных потребностей растений.
- Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь.
Оборудование: Клеенки, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизаторы, лейки,
стаканчики с раствором удобрения для цветов, горшки с цветами.
Ход занятия
1. Воспитатель: Дети, сегодня мы продолжаем учиться ухаживать за комнатными растениями. Давайте вспомним, что для этого надо делать?
Для чего нужно рыхлить землю? (чтобы хорошо уходила вода и чтобы корням было легче расти в рыхлой земле). Чем вы рыхлите землю? Почему палочками? (чтобы не ранить корни). Ближе к стеблю рыхлить не глубоко, а дальше от стебля - поглубже.
Как узнать, что растение нужно полить? (Земля сухая на ощупь, светлая). Какой водой мы поливаем? (теплой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня.) Как надо мыть растения? (крупные листья протирать тряпочками)
Для чего мы ухаживаем за растениями? (Чтобы они были красивыми, хорошо росли и цвели).
Дети, за растениями нужно не только ухаживать, но и подкармливать, их нужно удобрять. Для этого есть специальное удобрение (показ). А зачем нужно подкармливать цветы? (для роста цветам необходимы витамины). Удобрение наливается в горшок после того, как полили растение, чтобы раствор лучше впитывался в землю.
2. Опыт «Почва»
Цель: Дать понятие о почве как о «живой земле»
На моем столе стоят стаканчики с раствором удобрения. В некоторых стаканчиках половина раствора, а некоторые полные. После того, как вы у растений протрете листья, разрыхлите землю, опрыскаете их, возьмите у меня стаканчики с удобрением. Если растение большое – полный, для растения меньшего размера – половину стакана.
Воспитатель распределяет работу детей, контролирует их деятельность, помогает советом, отмечает тех, кто успешно справляется с делом.
По окончании работы дети убирают свои рабочие места.
Воспитатель: Чему вы сегодня научились? (подкармливать цветы)
Для чего их удобряют? (Чтобы лучше росли и цвели)
На какую землю должно попадать удобрение? (на мокрую после поливки)
3. Дидактическая игра «Отгадай, что за растение?»
Цель: Уточнить представления детей о растениях, учить узнавать их по описанию.
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку.
(Есть ствол, ветки, какие они: прямо стоят, свисают, вьются, тонкие или толстые). Описывает листья, их форму, поверхность, окраску, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены. Дети угадывают растение. Затем предлагает самим составлять загадки о растениях и отгадывать всем вместе.
Итог занятия: Теперь вы все должны наблюдать за растениями, чтобы увидеть изменения в них после подкормки и сравнить с ним цветок, в который не добавляли удобрение. Увидеть разницу.
Конспект занятия «Комнатные цветы»
Предварительная работа. Рассмотреть с детьми комнатные растения в группе, в зимнем саду; познакомить с названием растений, обратить внимание на цветущие растения.
Цель: Познакомить детей с комнатными растениями (герань, фиалка, бегония); учить находить и называть части комнатных цветов; учить ухаживать за комнатными растениями с помощью взрослых.
Демонстрационный материал. Комнатные растения (герань, бегония, фиалка); предметные картинки этих цветов; план – схема описания растения.
Раздаточный материал. Картинка с изображением комнатных растений, разрезанная на 5-6 частей.
Ход занятия
Организационный момент
На доске выставлены картинки с комнатными растениями (герань, бегония, фиалка).
Воспитатель: Что это? (растения)
- какие это растения? (комнатные)
- Почему они называются комнатными? (растут в помещении, комнате)
- из каких частей состоят растения? (корень, стебель, листья, бутоны, цветы)
У некоторых (но не у всех) комнатных растений есть цветы. А в чем растут комнатные растения? (в цветочных горшках)
- Назовите комнатные растения, изображенные на картинках.
Основная часть
Игра «Посадим комнатное растение»
Дети составляют описание действий по представлению: «Сначала нужно насыпать влажную землю в цветочный горшок. В земле выкопать ямку. Аккуратно расправить корешки растения и засыпать их землей. Полить растение».
Воспитатель: Как нужно ухаживать за комнатными растениями, чтобы они росли хорошо?
(Рыхлить землю, поливать, обтирать цветы).
Физкультминутка
Игра «День – ночь». Дети сидят на корточках. На команду педагога: «день!» они поднимают руки над головой и тянутся к солнцу, приподнимаясь на носочки; на команду: «Ночь!» дети принимают исходное положение. Игра повторяется 3-4 раза.
Игра «Назови ласково»
Слова: корень, стебель, лист, бутон, цветок.
Игра «Сложи картинку и назови, что получилось»
У каждого ребенка картинка с изображением комнатного растения (герань, бегония или фиалка), разрезанная на 5-6 частей.
Составление рассказа – описания
Дети составляют рассказ – описание составленного растения по плану)
«Это фиалка. У фиалки крупные листья зеленого цвета овальной формы. Цветы фиалки могут быть разные: белые, розовые, фиолетовые».
Итог занятия
Обобщающие вопросы по теме занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комнатные растения. Тема: Ознакомление с комнатными растениями.
Программное содержание:...
Организации труда в уголке природы с подгруппой детей в подготовительной группе (уход за комнатными растениями, посадка черенков комнатных растений). НОД.
Конспект НОД по обучению детей подготовительной к школе группе посадке растений....
Паспорт комнатных растений. Комнатные Растения в детском саду
Комнатные Растения в детском саду...
ООД КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В НАШЕЙ ГРУППЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
познакомить с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними; учить внимательно рассматривать одно растение, различать его части (листья, цветы) и называть их....
Презентация "Комнатные растения в природе" к занятиям на тему "Комнатные растения"
Презентация наглядно демонстрирует жизнь комнатных ркастений в естественных условиях....
Методические рекомендации "Уход за комнатными растениями" в рамках проекта "Комнатные растения в жизни ребенка"
Цель: содействовать воспитанию у детей любви к комнатным растениям, обучить родителей приемам совмествой работы с детьми по уходу за комнатными растениями....
Методическая разработка "Комнатные растения"
Конспект НОД по окружающему миру...