Конспект ООД по экологии
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кишкина Надежда Александровна

За основу взято занятие Веры Синозорцевой (http://www.maam.ru/).  Подредактировала для себя. Получилось очень интресное зантие. 

Образовательная область: Познавательное развитие. Интеграция с другими образовательными областями: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Возраст: старшая группа ДОУ.

Тема: Волшебница вода.

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода - хороший растворитель.

Задачи:

Образовательные:

- Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

- Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;

- Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;

- Учить правильно, вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза).

Развивающие:

- Развивать навыки проведения лабораторных опытов;

- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Воспитательные:

- Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по экологии «Волшебница вода»

Образовательная область: Познавательное развитие. Интеграция с другими образовательными областями: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Возраст: старшая группа ДОУ.

Тема: Волшебница вода.

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода - хороший растворитель.

Задачи:

Образовательные:

- Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

- Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;

- Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;

- Учить правильно, вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза).

Развивающие:

- Развивать навыки проведения лабораторных опытов;

- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Воспитательные:

- Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Предварительная работа:

Проведение мини-беседы «Если б не было воды»;

Рассматривание глобуса, карты мира;

Заучивание стихотворения о реке, море, отгадывание загадок о воде.

Ход организованной образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама,

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без ……….. (воды).

- Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть. И я предлагаю вам превратиться в капелек.

(детям надевают на шею капельки из картона)

  1. Игровой практикум: «Мама тучка».

Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки.     Делайте все, что я скажу.

- Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя).

-Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают).

- Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).

- Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединятся в одну большую цепочку).

-Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).

- Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (дети разбегаются и рассаживаются на стульчиках).

Воспитатель: Где встречается капелька воды?

(дети: в капельке дождя, ручейке, реке, океане, …)

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня пришла ваша подружка капелька. (входит Капелька)

Воспитатель: Как зовут тебя?

Капелька: Я Капелька.

Воспитатель: А зачем ты к нам пришла?

Капелька: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

Воспитатель: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут у нас в группе капельки? Тогда давайте покажем нашей гостье, и расскажем что они делают у нас в группе и какую пользу приносят.

  1. Путешествие по группе.
  1. Уголок природы – возле растений.

(дети объясняют: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода)

Воспитатель: Правильно ребята. (приклеиваем капельку).

  1. Мойка в подсобном помещении.

(помощнику воспитателя нужна вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе)

Воспитатель: Молодцы! (приклеиваем капельку).

  1. Игровой уголок.

Воспитатель: А здесь нужна вода? Зачем?

(чтобы мыть игрушки, стирать кукольную одежду)

Воспитатель: Правильно, действительно и здесь мы без воды не обойдемся.

(приклеиваем капельку).

  1. Туалетная комната.

(здесь, чтобы мы могли выполнять гигиенические требования, чтобы наши унитазы всегда были чистыми)

(приклеиваем капельку)

  1. Мойка.

(чтобы здесь мы умывались) (приклеиваем капельку).

Воспитатель: Ну вот Капелька сколько в нашей группе живет твоих сестричек капелек, которые приносят нам большую пользу. Ребята, а вы знаете, что с помощью специальных насосов воду добывают глубоко под землей и по специальным трубам она попадает к нам в детский сад и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Давайте повторим все вместе.

(закрепляем произношение словосочетания «водопроводные трубы»)

Воспитатель: Для того, чтобы мы  могли с вами пить чистую воду, умываться и мыть руки, воду очищают специальными фильтрами. Воду нужно беречь – не тратить зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрыть кран.

Воспитатель: Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить я предлагаю в нашей мини-лаборатории.

  1. Основная. Исследование «Волшебная вода».

Воспитатель: Прежде чем приступить к исследованиям, давайте поговорим о правилах поведения в лаборатории:

  1. Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
  2. Помнить, что стекло может биться и им легко порезаться.
  3. Слушать воспитателя.
  4. Внимательно следить за результатом опыта.
  5. Закончив наблюдение, сделать вывод.

Воспитатель: Ну а теперь можно и приступить (дети подходят к рабочему столу).

Экспериментирование.

  1. Давайте капнем на листок и оставим его на некоторое время. А потом посмотрим, что произошло.
  2. Давайте вспомним: - вода имеет вкус? (нет, без вкуса); - если ее понюхать, есть ли у нее запах? (нет, она без запаха).
  3. Следующий наш опыт: давайте опустим маленькую игрушку в стакан с водой и другую игрушку в стакан с молоком. Какую игрушку видно? (ту, которая в стакане с водой, а в стакане с молоком игрушки не видно). Значит, какой вывод можно сделать? (что вода прозрачная).
  4. Если мы с вами опустим чайную ложку сахара в стакан с водой и хорошо перемешаем, вода какой станет? (сладкой) Где в жизни мы можем это наблюдать (когда добавляем чай в сахар). Так вот значит вода еще является и хорошим растворителем.
  5. Давайте вернемся к первому эксперименту и посмотрим на наш листочек и что же произошло? (капля высохла). А кто скажет почему? (дети предполагают). – Когда вода попадает на какую-нибудь поверхность, она начинает превращаться в пар или газ и растворяется в воздухе – этот процесс называется испарение.
  6. Подведение итогов экспериментирования.:

Вода – одно из самых удивительных веществ. Онаобладает многими свойствами: - прозрачность;

- нет запаха;

- без вкуса;

- растворитель;

- легко испаряется, особенно под лучами солнца.

Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились в нашей мини-лаборатории. А сейчас немного отдохнем.

Пальчиковая игра «Дождик».

Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)

На цветы (круговые движения правой рукой)

И на дорожку (обе руки перед собой)

Льется, льется – ой, ой, ой! (покачивание головы)

Побежали мы домой (бег на месте).

  1. Творческая работа.

Воспитатель: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть картон трафареты и карандаши. Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите их в речку (приклеиваем). Старайтесь все выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

(Самостоятельная деятельность детей. Звучит тихая музыка – звуки воды).

Воспитатель: Молодцы, ребята!  Какая веселая и чистая речка у нас получилась и рыбки в ней разные и красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра.

Воспитатель: Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в речке, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Капелька: Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без меня вам не прожить!

Вы меня в пруду найдете,

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда,

Наша спутница – вода!

Капелька: Я прощаюсь с вами, а мои сестрицы всегда будут рядом!

Воспитатель: На этом наше занятие закончено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....

Конспект НОД по экологии на тему: «Юные экологи»

Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов....

Конспект НОД по экологии на тему: «Юные экологи»,

Воспитатель Илюшенко Анна Юрьевна.Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Чтение художественной литературы...

Конспект НОД по экологии на тему: «Юные экологи», старшая группа.

Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов....

конспект ОД по экологии в средней группе на тему "Юный эколог" (экологический квест)

Конспект открытого занятия в средней группе  (экологический квест) Цель: уточнять и расширять знания детей о животных и птицах родной страны. Воспитывать любовь и бережное отношение к п...

Конспект ООД по экологии в подготовительной «Моделирование на занятиях по экологии»

Задачи:-Использование в работе по экологическому воспитанию различных видов символов-Помочь дошкольникам с помощью моделей решать познавательные задачи, прослеживать логику изменений, происходящих с п...

Конспект занятия по экологии «Я б экологом пошел, пусть меня научат».

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Я б экологом пошел, пусть меня научат».Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с профессией экол...