Проект "Как прекрасен этот мир"
проект по окружающему миру на тему

Проект направлен на  привлечение внимания  к самой простому, на первый взгляд, методу экологического воспитания – наблюдению в процессе прогулок.  Многими воспитателями и родителями недооценивается важность прогулки в нравственном, экологическом, трудовом воспитании ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_prekrasen_etot_mir.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «МДОУ детский сад №17 Белгородского района Белгородской области»

Проект

«Как прекрасен этот мир»

для детей средней группы

Подготовила воспитатель  

МДОУ №17 Белгородского района Белгородской области

Чеботарева Алла Михайловна

Цель: 

Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста  в процессе наблюдений за окружающим миром во время прогулок.

Проблема. 

В практике работы воспитателя очень часто от родителей можно услышать такой вопрос: а вы пойдете сегодня гулять? Особенно это волнение со стороны родителей характерно возрасту детей от  2,5 до 3,5 – 4-х лет, в сезонный период от середины осени до середины весны. Родители тревожатся и задумываются над тем, чтобы их ребенок не заболел, не простыл, не промочил одежду и обувь, да и просто не запачкался. В связи с этим многие не хотят, чтобы их дети гуляли на улице вообще. 

Обоснование проблемы.

 Такая ситуация не обошла стороной и наш детский сад. Многие родители недооценивают значение прогулки в жизни ребенка. По наблюдениям наших специалистов, на прогулке  с родителями, ребенок, в основном, предоставлен самому. Подышал свежим воздухом – и достаточно. Родители недооценивают важность прогулки в нравственном, экологическом,   трудовом воспитании ребенка.  Недостаток двигательной активности детей в семье тоже не восполняется. Согласно проведенному опросу, только 9% родителей наших воспитанников регулярно гуляют с ними в парке после детского сада и в выходные дни, делают зарядку, ходят в походы, катаются на лыжах и велосипедах. Целевым прогулкам уделяют внимание всего лишь 3% родителей  

Пассивность родителей, их явное невнимание к экологическому развитию детей встревожили педагогов. Мы решили пробудить их интерес к существующей проблеме за счет привлечения внимания детей и родителей к самой простому, на первый взгляд, методу экологического воспитания – наблюдению в процессе прогулок.

 Дошкольный возраст - это ответственный период жизни, это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития. Экологическое воспитание дошкольников поможет установить правильные, гуманные отношения детей с природой. Идея приобщения ребенка к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Известные педагоги, мыслители Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др. видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств. Мысли педагогов прошлого о влиянии природы на развитие детей не утратили актуальности и по сей день.

Прогулки обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, предполагают активную деятельность, именно на прогулке воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, что способствует формированию конкретных представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека. Не стоит забывать, что прогулки не зависимо от их вида доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании, а на основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, у детей воспитывается любовь к родной природе, что особо ценно в современном мире

Поэтому задача педагога  -  довести до сознания родителей значение прогулок в детском саду и дома.

Задачи:

  • Укрепление физического психологического здоровья детей.
  • Формирование экологического мировоззрения.
  • Развитие  речи детей, расширение активного словаря.
  • Развитие мышления путем установления взаимосвязей.
  • Развитие любознательности и интереса к родной природе.
  • Воспитание эстетических чувств, умение видеть красоту природы.
  • Способствовать желанию помогать взрослым, трудиться.
  • Воспитание  взаимопомощи, дружеских взаимоотношений в коллективе.
  • Знание и выполнение правил обращения с живым существом.
  • Формирование у детей познавательных умений: наблюдать, проводить опыты; сравнить, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на основе установления причинно - следственных связей; творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и использовать ее в разных видах деятельности.
  • Осознание необходимости охранять природу, заботиться о ней. 

Организация проекта:

1этап:

1.Составление плана работы по реализации проекта «Как прекрасен этот мир». 

2. Диагностический опрос родителей «Где и как Вы гуляете с детьми?»

3. Создание экологической тропы.

4. Составление картотеки прогулок.

5. Экскурсии по близлежащим улицам, в школьный парк, прогулки по экологической тропе.

6.«Куда летит листочек?» - диагностический тренинг.

2этап – организация исследования в рамках проекта

Организация работы с детьми

1.Ежедневные наблюдения согласно составленной картотеке прогулок.

2.Исследовательская деятельность на прогулках согласно составленной картотеке.

3. Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней:

- поэзия: В. Степанов «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»; И. Бунин «Листопад»; А. Майков «Осенние листья»; А. Плещеев «Скучная картина»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»; В. Берестов «Тучка»; С. Маршак «Радуга»; М. Яснов «Дождик».

- проза: «Букет» Ю. Коваль; «Бабушкин садик» С. Георгиев; «Грибы» В. Катаев; «Туман» М. Гумилёвская; «Белка готовится к зиме» Г. Скребицкий.

- пословицы и поговорки о природе:

- Весною дождь парит, а осенью мочит.

- От осени к лету поворота нету.

- Затянули дожди - груздей не жди.

- Поздний отлет птиц предвещает теплую зиму.

- В сентябре и лист не держится.

- В сентябре одна ягода - и та горькая рябина.

- Осенью паутина летает - к теплу.

- Октябрь землю прикроет снежком, где листком.

- Ноябрь - ворота зимы.

- Зимой солнце сквозь слезы смеется.

- Зима — не лето, в шубу одета.

- В зимней шубке и морозы — шутка.

- Зима лодыря морозит.

- Весенний дождь лишним не бывает.

- Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

- Матушка весна всем красна.

- После самой лютой зимы все равно придет весна.

- Весенний день – что ласковое слово.

-  Весна днём красна.

-  Весна всё покажет.

4.Рассматривание произведений живописи и знакомство с художниками:

- А. А. Грицай «Листопад», И. Остроухов «Осенние поля» Ю. И. Остроухов «Золотая осень», Е. Волков «Октябрь», «Листопад», «Дерево», «Роща», «Осень», И. Вельц «Начало зимы», И.И. Шишкин «Зима», И. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца», «Февральская лазурь», К.А. Коровин «Зимой», И.И. Левитан «Март», И. Грабарь «Мартовский снег», И.И. Левитан «Март», «Весна. Большая вода», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», К.Ф. Юон «Майское утро».

5.Заучивание наизусть стихотворений.

6.Проведение НОД по рисованию, лепке, аппликации, основанных на проведенных наблюдениях.

7.Познавательная игра «Волшебница – вода».

8. Игра – путешествие «Ходит капелька по кругу».

9.Познавательная игра «Такой разный песок».

10.Выставка «Что человек делает из глины».

11.Развлечение «Встречи на экологической тропе».

12.Викторина «Наш общий дом».

13. Создание альбома «Милый сердцу уголок».

14. Изготовление гербария «Лекарственные растения».

15. Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в лес», «Поездка на море», «На даче», «На природе всей семьей», «На экскурсию».

16.Подвижные игры: «Осенние листочки», «Разноцветная карусель», «Кто быстрее добежит до елочки», «Вороны и собачка», «Перелет птиц», «Где солнышко?», «Ветер-ветерок», «Дождь колючий» 

17. Игры-ситуации: «Какая погода лучше?», «На пруду».

Организация работы с родителями

1.Консультация – практикум «Полезная прогулка» в спортивном зале с обыгрыванием подвижных и познавательных игр.

2.Консультация «Увлекательные наблюдения на прогулке».

3.Консультация «Как можно провести выходные с детьми»

4.Консультация «Значение прогулки в разностороннем развитии дошкольников».

5.Консультация «Для чего нужна прогулка в детском саду».

6.Наглядная информация «Закаливание детей», «Как одевать детей на прогулку», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

7.Создание картотеки для родителей «Игры на улице», «Школа мяча».

8.Совместные прогулки с детьми на участке детского сада.

3 этап – презентация работы исследовательской деятельности.

1. Фоторассказы родителей (обмен опытом) «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми».

2. Фотовыставка для родителей «Как прекрасен этот мир!»

3. Выставка детских работ.

4. Развлечение «Как прекрасен этот мир!»

5. Консультация для воспитателей «Наблюдения в процессе прогулок»

6. Консультация для воспитателей «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей».

7.Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по организации прогулки».

8. Консультация для воспитателей «Роль экскурсии в экологическом воспитании дошкольников»

9.Консультация для воспитателей «Особенности целевой прогулки в детском саду»

10. Консультация для воспитателей  «Значение прогулки в экологическом образовании детей дошкольного возраста».

Ожидаемые результаты

 1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу и неживую природу.

2.Дети будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.  4. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.

5. Дети будут уверенно отличать  и называть характерные признаки разных времен года.

6. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, выполнять Законы общего дома природы:

      *  Все живые организмы имеют равное право на жизнь.

      *  В природе все взаимосвязано.

      *  В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

7. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей станет одним из средств формирования педагогической компетентности родителей.

Используемая литература:

  • Детство: Программа развития и воспитания в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, А. Г. Гогоберидзе. - Спб.,2011
  • Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. - Москва, 2001.
  • Осокина, Тимофеева, Фурмина «игры и развлечения детей на воздухе».
  • Ж. ДВ. №8-1999г. Ануфриева «Летние забавы на прогулке». №4-1998г. Николаева. «Ознакомление с трудом Взрослых и явлениями природы в разные сезоны. №6-1989г. Шевченко. «Летняя прогулка будет интереснее». №1-1984г. Александровна «Разыгрываем сказки». №11-1996г. Никитина. «Играем без игрушек».
  • Маневцова Л. М. Листок на ладони. - СПб.: Детство-Пресс, 2004г.
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2001г.
  • Тугушева Г.П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
  • Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2000. - 127 с.
  • http://www.maaam.ru/
  • http://dohcolonoc.ru/roditel/3058-znachenie-progulki-v-                raznostoronnem-razvitii-doshkolnikov.html
  • http://apruo.ru/vospitanie-doshkolnikov/nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov/388-organizaziya-i-provedenie-zelevich-progulok-na-prirode.html

Список приложений:

Приложение №1. Картотека наблюдений на прогулках.

Приложение №2. Консультации для родителей.

Приложение №3. Консультации для воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посмотрите, как прекрасен этот мир!

Презентация на тему окружающий мир...

Программа "Как прекрасен этот мир"

Основой программы является программа Н.А.Рыжовой "Наш дом-природа" В приложении представлены некоторые конспекты занятий, дидактических игр, досугов и т.д....

"Как прекрасен этот мир! "

Закреплять зна­ния детей о выразительности и изобразительно­сти музыки. Знакомить с различными образами бабочек, передаваемыми музыкой, различать разнохарактерные музыкальные произведения. Выполнять о...

Музыкальная композиция "Как прекрасен этот мир" для старшего дошкольного возраста

Композицию можно использовать как приветствие педагогов на районном методическом объединении, как поздравление педагогов с началом учебного года и т.д....

К В Н для педагогов «Как прекрасен этот мир» (экология)

Экологическое воспитание дошкольников очень важно, т.к. оно способствует  интеллектуальному развитию, умению сопереживать, заботиться об окружающей природе. Очень важно, что бы взрослый человек, ...

Презентация по безопасности в природе "Как прекрасен этот мир".

Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоро...

"Как прекрасен этот мир"

С детьми, у которых есть желание творить, в свободное от занятия время мы занимаемся в творческой мастерской. Они с огромным удовольствием и желанием мастерят поделки из бумаги по типу оригами....