Цель: - Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.
- Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.
- Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.
Материал: - Демонстрационный материал: “Деревья”, “Цветы”, “Дикие животные”, “Насекомые”, “Домашние животные”, “Времена года”,
- карты-схемы,
- обручи,
- карточки (жёлтого, зелёного, белого, красного цветов),
- кассета с записью,
- шапочки жёлтого, зелёного, белого, красного цветов,
- шапочки Цветика – Семицветика (одна шапочка – бледно покрашенная, другая шапочка – яркая).
Методические приёмы: - Сюрпризный момент,
- аудио и видеозаписи,
- показ,
- анализ.
Дети заходят в зал и становятся полукругом. (На стульях лежат карточки зелёного, жёлтого, белого, красного цвета, под стульями карточки и маски.) Раздаётся стук в дверь. Воспитатель: “Это кто же к нам стучится, Просится к нам в дом? Посмотрим?” Влетает почтовый голубь: “Я пол света облетел В садик к вам я залетел! Сообщение из леса, Это очень интересно!” Отдаёт конверт воспитателю. Воспитатель: “Давайте посмотрим. Интересно. Здесь звуковое письмо. Послушаем?” Воспитатель включает магнитофон. Звучит магнитофонная запись: “Здравствуйте, дорогие дети детского сада . Я очень хочу поближе познакомиться с вами. До нашей встречи осталось мало времени. До скорой встречи, Королева Природы”. Воспитатель: “Ребята, значит, к нам гостья спешит”. Заходит Королева Природы: “Здравствуйте дети. Я Королева Природы. Пришла познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? Встали. Приготовились. В Королевство Природы попасть легко, Не надо ехать далеко. Закрой глаза и сделай шаг Теперь в ладоши хлопнем так: Один хлопок, ещё хлопок- И вот уж виден сена стог, И вот уж поле колосится Шумит-волнуется пшеница, Над ней синеют небеса, Откройте поскорей глаза. Вот мы и в моём государстве, в клубе любителей природы. Есть у меня волшебный цветок Цветик-Семицветик. Он исполняет любое желание. Сейчас я вам его покажу. Что-то тут не так. Кто же тут хозяйничал? А где Цветик-Семицветик? Слышите, кто-то плачет? (Королева Природы заглядывает за дерево, выходит Цветик-Семицветик) Да это же Цветик-Семицветик. Что случилось Цветик-Семицветик? Цветик-Семицветик (ребёнок): “Прилетела Тётушка-Непогодушка. В ладоши сильно хлопала – громом пугала, дождём сильным поливала, колдовала. Все мои краски смыла и волшебство исчезло. Не понравилось ей что, в наем природном государстве так красиво и спокойно. А расколдовать меня сможет тот, кто любит и знает природу. Королева Природы: Что же делать, дети? Надо помочь Цветику-Семицветику. Лепестки твои стали бледными. Давай посмотрим, может с ними можно что-то сделать. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания. Прочитаем. 1.Красный лепесток. “Назови художника”. Королева Природы: Дети, возьмите карточки на стульчиках. “Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый”. “Четверо художников, столько же картин. Белой краской выкрасил Всё подряд один. Лес и поле белые, Белые луга, У осин заснеженных Ветки как рога..” (Зима) “У второго – синие Небо и ручьи В синих лужах плещутся Стайкой воробьи. На снегу прозрачные Льдинки – кружева. Первые проталинки, Первая трава…” (Весна) “На картине третьего Красок и не счесть: Жёлтая, зелёная, голубая есть. Лес и поле в зелени, Синяя река Белые пушистые В небе облака…” (Лето) “А четвёртый – золотом Расписал сады, Нивы урожайные, Спелые плоды… Всюду бусы – ягоды Зреют по лесам, Кто же тот художник? Догадайся сам!” (Осень) Молодцы! Хорошо знаете времена года. Для вас я приготовила шапочки времён года, зелёная – весна, белая – зима, жёлтая – осень, красная – лето. Так мы разделимся на команды. Что же на оранжевом лепестке? 2.Оранжевый лепесток. Игра “Кем (чем) был, кем(чем) стал”. Королева Природы: “Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку. Чем был и чем стал.” Икринка – малёк – рыба. Яйцо – Цыплёнок – курица. Икринка – головастик – лягушка. Семечко – росток – растение (одуванчик). Жёлудь – росток – дуб. Молодцы справились с заданием. Посмотрим, что же на жёлтом лепестке. 3.Жёлтый лепесток. Дидактическая игра “Времена года”. Королева Природы: “А сейчас соберите пейзаж из частей.” (Игра выполняется в командах). Молодцы. 4.Зелёный лепесток. Выложи картину “Лес”. Королева Природы: А сейчас выходят команда Зима и Весна. Вам задание выложить картину леса. “Ребята, по одному вы берёте какой либо элемент и бежите до мольберта, прикрепляете его и возвращаетесь обратно. Бежит другой”. Затем задание выполняют команды Лето и Осень. “Молодцы, все справились. Замечательные получились коллажи. Посмотрим, какое задание на голубом лепестке. 5. Голубой лепесток. Королева Природы: А вот здесь, ребята. Вопросы о том, как вести себя в лесу. Как вы поступите. – Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше? – Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: “Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов”, – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель? – В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась” – сказал один мальчик. “Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу” – сказал другой. Кто из мальчиков был прав? – Однажды Серёжа с папой и мамой пошли к речке. “Дайте мне баночку, я наловлю рыбок”, – попросил Серёжа родителей. “Их нельзя ловить”, – сказал папа и объяснил почему. Что рассказал папа Серёже? – Что обозначают эти знаки? - Не шуметь в лесу.
- Не топтать грибы.
- Не наступать на муравейники.
- Не трогать птенцов.
Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу. Что же на синем лепестке? 6.Синий лепесток. Блиц-вопросы. Королева Природы: “Отвечаем быстро. – Кто на себе дом носит? (Улитка) – Не птичка, а с крыльями. (Бабочка) – У какого зверя куст на голове? (лось). – Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб) – Куда исчезают насекомые с наступлением зимы? – Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти) – Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать) – Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта) – Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.) – Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка) – У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца) – Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка) – Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла). – Какое животное называют “кораблём пустыни” – Какая птица выводит птенцов в лютый мороз? – Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло). Вы всё знаете, молодцы. А теперь фиолетовый лепесток. 7.Фиолетовый лепесток. “Необычные круги”. Королева Природы: Возьмите карточки. “У вас карточки с насекомыми, животными, растениями, цветами. Вам нужно найти свой круг и встать рядом с ним. – Дикие животные – Домашние животные – Насекомые – Цветы Назовите свой круг” (За это время Цветик-Семицветик одевает яркую шапочку). Королева Природы: “Ребята, посмотрите какой ярким, красивым стал Цветик-Семицветик. Вы помогли ему. Вы настоящие друзья и знатоки природы. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, И по тропе лесной Отправимся к себе домой. (Дети уходят в группу.)
|