Конспект занятия по ФЦКМ "Весенние чудеса"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Боровкова Ирина Сергеевна

Конспект интегрированного занятия по коммуникации, формированию целостной картины мира и конструктивно-игровой деятельности детей в средней группе.

Тип занятия: экскурсия.

Тема: ВЕСЕННИЕ ЧУДЕСА.

Цель: содействие становлению субъективно-ценностного отношения к живому и растительному миру леса.

Задачи:

-образовательные:

-  продолжать знакомить детей с характерными признаками весны;

- закреплять названия весенних месяцев;

- совершенствовать умение создавать художественный образ;

- учить строить аргументированные (элементарные) высказывания причинно-следственного характера;

-развивающие:

- развивать конструктивное, пространственно-образное мышление;

- развивать творческое воображение, творческие способности, память, уверенность в своих силах;

- развивать эмоциональное восприятие стихотворений, загадок, музыки;

- обогащать активный словарь детей словами «проталинка», «первоцвет», «линька»;

- развивать у детей умение наблюдать, описывать, строить предложения;

- развивать мелкую моторику рук;

-воспитательные:

- заложить основы экологического воспитания;

- воспитывать художественный вкус, культуру труда, стремление сделать работу аккуратно, до конца, конструктивно правильно;

- воспитывать самостоятельность, любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennie_chudesa.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

                          МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                         «ТУМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

                                                            ДОШКОЛЬНЫЕ ГРУППЫ

 Конспект интегрированного занятия по коммуникации, формированию целостной картины мира и конструктивно-игровой деятельности детей в средней группе.

Автор: Боровкова Ирина Сергеевна.

Возраст детей: 4-5 лет.

Тип занятия: экскурсия.

Тема: ВЕСЕННИЕ ЧУДЕСА.

Цель: содействие становлению субъективно-ценностного отношения к живому и растительному миру леса.

Задачи:

-образовательные:

-  продолжать знакомить детей с характерными признаками весны;

- закреплять названия весенних месяцев;

- совершенствовать умение создавать художественный образ;

- учить строить аргументированные (элементарные) высказывания причинно-следственного характера;

-развивающие:

- развивать конструктивное, пространственно-образное мышление;

- развивать творческое воображение, творческие способности, память, уверенность в своих силах;

- развивать эмоциональное восприятие стихотворений, загадок, музыки;

- обогащать активный словарь детей словами «проталинка», «первоцвет», «линька»;

- развивать у детей умение наблюдать, описывать, строить предложения;

- развивать мелкую моторику рук;

-воспитательные:

- заложить основы экологического воспитания;

- воспитывать художественный вкус, культуру труда, стремление сделать работу аккуратно, до конца, конструктивно правильно;

- воспитывать самостоятельность, любознательность.

Приоритетные средства обеспечения задач:

-создание ситуации, опосредующей необходимость продуктивной деятельности

( конструирование цветов);

- фрагменты музыки, художественной литературы.

Методы и приемы: беседа, практическая работа, иллюстрирование, метод примера, создание воспитывающей ситуации, дидактическая игра.

Оборудование и материалы:

-демонстрационные: модель цветка; фрагменты из музсборника «Музыка леса», П.И.Чайковский «Времена года. Апрель», корзинка с гостинцами, сундучок;

-раздаточные: заготовки лепестков цветов,клей, кисти, салфетки, клеенки для работы с клеем.

Оформление зала: макеты и иллюстрации животного и растительного мира леса.

Предварительная работа: проблемно-поисковая беседа «Кто где живет?», экскурсия по участкам детского сада, наблюдение за весенними деревьями, птицами, рассматривание картин о лесе и о зверях, отгадывание загадок, чтение стихотворений, рассказов о весне, раскрашивание на тему «Весна пришла».

Предполагаемый результат:активизация познавательного интереса к жизни весеннего леса, обогащение представлений о растительном и животном мире, умение создавать художественный образ цветка способом конструирования из бумаги, переживание чувства радости от процесса создания образа цветка и возможности его сохранения (ради обитателей леса, ради людей).

                                                                         Ход занятия:

В.- Ребята, сегодня я вас приглашаю на прогулку в лес. Сейчас мы послушаем и попытаемся представить все, о чем я буду говорить. Только у меня одна просьба—вести себя здесь нужно очень тихо, потому что этот лес волшебный, в нем живут чудеса. Было бы очень обидно, пропустить что-то интересное. Ребята, вы хотите побывать в этом лесу?

Д. -Да.

В.- Тогда вставайте в круг и повторяйте за мной!

Солнышко, солнышко, в небе свети!(Потянуться руками вверх, встать на носки)

Яркие лучики к нам протяни.                 (Вытянуть руки вперед, ладонями вверх)

Ручки мы вложим в ладошки твои,      (Разбиться на пары, протянуть друг другу руки)

Нас покружи, нас покружи,                    (Кружатся)

В лес весенний отведи.

Вот мы и в весеннем лесу. Посмотрите, как здесь красиво.

Весна – чудесное время года. Небо весной чистое и голубое. Солнце светит ярко и посылает на землю много тепла, как будто отогревает после долгой зимы. От этого тепла тает снег на лесной полянке, прогревается земля.  А пройдет день, другой и снега совсем не останется.

Проснулся веселый ручеек. Всю зиму он спал под теплым снежным одеялом. А пришла весна – одеяло долой и бегом лесную речку будить по камушкам, по оврагам. И вот, ручеек уже не журчит, а вовсю шумит, гремит и плещет. Сонную речку будит. Просыпайся речка – весна пришла!

Не успел весенний ветерок согнать весь снег, как на проталинах появляются первые цветы.

Проталина – это место, где уже стаял снег и видна земля.

Ребята, как называются цветы, которые растут на этой поляне?

Д.- Подснежники.

В.- Какие это цветы? Опишите их.

Д.- Нежные, красивые, первые, хрупкие, необыкновенные, ранние, весенние, белые.

В.- А кто мне скажет, почему этот цветок называется подснежником?

Д.- Потому что появляется из-под снега.

В.- А еще эти цветы люди называют «первоцвет», «морозник», «ветреница», цветок-«снегурка».

Много стихов и песен написано об этом цветке. А, может быть, вы помните мультфильмы, где речь идет о подснежниках?

Д.- «Двенадцать месяцев», «Паровозик из Ромашково»

(Под музыку П.И.Чайковского «Времена года.Апрель» воспитатель читает стихотворение)

В.- Веселый апрель улыбнулся,

Запел, загалдел, заиграл,

От шума подснежник проснулся

И на проталинке встал.

Запахло, повеяло прелью,

Чуть слышно подснежник твердил:

«Спасибо апрелю, спасибо

За то, что меня разбудил!»

В.- Ребята, а что такое «апрель»?

Д.- Это месяц весны.

В.- А какие вы еще знаете весенние месяцы?

Д.- Март и май.

В.- Давайте дружно скажем: март, апрель, май — их не забывай.

Посмотрите, ребята, деревья весной тоже преображаются. Кто заметит, какие изменения произошли с деревьями?

(Ответы детей)

Деревья весной тоже преображаются. Сначала на них набухают почки, потом появятся первые листочки.

Разбудило весеннее солнышко и насекомых. Ребята, каких насекомых вы знаете?

Д.- Жуки, бабочки, мухи, пчелы, муравьи…

В.- Ой, смотрите, какое красивое насекомое! Как оно называется?

Д.- Божья коровка.

(Воспитатель читает стихотворениеЮ.Энтина «Божья коровка»)

В.- Небесная коровка уселась на ладошку.

Ее подброшу ловко и крикну на дорожку:

«Божья коровка,        

Улети на небо, принеси мне хлеба,

Пирожков, ватрушек, сухарей и сушек,

Печенья пачку и вкусную жвачку».

Как, ребята, думаете, принесет? Я, думаю, должна. Ведь у нас лес не только весенний, но и волшебный.

Проснулась ящерица, вылезла из норки на пенек, уселась на солнышко погреться. И лягушки от зимнего сна очнулись, запрыгали к луже – и бултых в воду.

Слышите, кто-то шуршит? Кто же это может быть? Давайте посмотрим. Так это же белочка грызет орешки!

С приходом весны звери линяют, меняют теплую, зимнюю шерстку на более легкую. Это переодевание называется «линька». А некоторые животные меняют и цвет своей шерстки. Белочка, например, меняет серую шерстку на рыжую.  А зайчик?

Д.- Зайчик меняет белую шерстку на серую.

В.- Правильно. А зачем животные меняют цвет шерстки?

Д.- Чтобы спрятаться от хищников.

В.- Лесная весенняя суматоха разбудила животных, которые впадали в зимнюю спячку. А какие животные спят зимой?

Д.- Медведь, еж.

В.- Слышите, как поют птицы? Они тоже радуются приходу весны. Их сейчас много в лесу. Ведь из теплых стран прилетели перелетные птицы.

Самыми первыми прилетают грачи. Люди их еще называют вороны.

Еще одни вестники весны – скворцы. Прилетев домой, они садятся на деревья и весело поют. А живут они в дуплах деревьев или маленьких домиках, специально построенных для них людьми. Как называются эти домики?

Д.- Они называются скворечники.

В.- Весной птицы в своих гнездах и скворечниках начинают откладывать яйца и высиживать птенцов.

Посмотрите, ребята, а на этой полянке цветы почему-то не распустились.

Ой, а кто же это плачет?

П.Л.- Это плачу я, полянка лесная.

В.- Милая полянка, почему же ты плачешь?

П.Л.- На мне всегда росли самые красивые цветы. Но злой и завистливый леший соседнего леса погубил всю мою красоту.

В.-Ну, так это не беда. Мы с ребятами сейчас посадим новые цветы, и ты снова будешь красивой.

 А что это за сундучок на тебе стоит?

П.Л.- Это волшебный сундучок, одна добрая фея мне его подарила. Она сказала еще, что он выручит меня в трудную минуту. Вот только открыть его у меня еще ни разу не получалось. Фея улетела, а как он открывается, не сказала.

В.- Знаешь, полянка, обычно такие волшебные предметы начинают работать, когда прочтешь заклинание или разгадаешь загадки. Заклинание мы не знаем. Давай попробуем второй способ.

Смотрите, ребята, здесь какой-то листок приклеен. Ой, а на нем как раз загадки написаны. Ребята, поможем полянке разгадать загадки?

Д.- Да.

(Воспитатель читает загадки).

Приходит с добром,

Веет теплом,

Светом солнечным красна

А зовут ее…        

               (весна)

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной.

               (сосулька)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

               (подснежник)

В.- Попробуем открыть. Получилось. Смотрите, ребята, это же волшебные кисти. Вот с помощью них мы и сделаем для полянки цветы. Пройдем в нашу волшебную мастерскую. Только смотрите под ноги и перед собой, чтобы ничего не помять и ни на что не наткнуться. Идите за мной.

Физкультминутка:

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки,

Кто высоко так шагал,

Не споткнулся, не упал.

(Дети садятся за столы).

Для начала давайте разомнем наши пальчики. Повторяйте за мной:

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли в лес мы погулять.

Ходим, ходим друг за другом,

Там цветы растут по кругу.

Лепесточков ровно пять,

Можно взять и посчитать.

В.- Итак, перед вами разноцветные полоски бумаги. Каких цветов полоски?

(ответы детей)

Из этих полосок мы с вами и будем делать цветы.

Для этого мы возьмем каждую полоску и аккуратно склеим противоположные концы( показ воспитателя). Мы получили семь разных лепестков. Теперь эти лепестки мы приклеим к серединке(показ воспитателя). Так мы получили цветок.

Посмотрите, какие чудесные цветы получились у нас с вами. Давайте скорее эти цветы подарим  нашей полянке.

(Дети под музыку с помощью воспитателя двусторонним скотчем приклеивают свои цветы).

В.- Ребята, посмотрите, как же преобразилась наша полянка!

П.Л.- Вот спасибо вам, ребята. Я теперь еще красивее, чем прежде стала.

Да, чуть не забыла. Пока вы в мастерской трудились, божья коровка мимо меня пролетала, вас искала. Я ей рассказала, какое доброе дело вы делаете. А божья коровка решила вас не отвлекать и просила передать вам от всех лесных жителей корзину.

В.- Спасибо тебе, полянка. Что же интересно принесла нам божья коровка?

(Воспитатель и ребята заглядывают в корзину).

В.- Смотрите, ребята. Конфеты, баранки, жвачки… божья коровка принесла нам все, о чем мы просили. Помните? Вот это подарок от леса!

Ребята, как вы думаете, почему жители леса сделали нам такой подарок?

(Ответы детей).

В.- Да. Мы с вами действительно сделали доброе дело – восстановили красоту полянки. Теперь все лесные жители будут приходить сюда, смотреть, радоваться и вспоминать нас с вами. А еще мы были очень аккуратны: ничего не сломали, не намусорили, не шумели. И за это тоже лес нас отблагодарил. Добром за добро ответил.

Скажем и мы лесу «спасибо» за такое гостеприимство.

(Дети говорят лесу «спасибо»).

В лесу хорошо, но нам нужно возвращаться в группу. Становитесь в круг иповторяйте за мной:

Солнышко, солнышко в небе свети! (Потянуться руками вверх, встать на носки)

Яркие лучики к нам протяни.              (Вытянуть руки вперед, ладонями вверх)

Ручки мы вложим в ладошки твои,   (Разбиться на пары, протянуть друг другу руки)

Нас покружи, нас покружи,                 (Кружатся)

В детский сад отведи.

В.- Что-то не получается.

А! Я, кажется, поняла, в чем дело: лес не хочет нас отпускать, понравились мы ему. Давайте, на прощанье поиграем с весенним лесом в одну игру, и он поймет, что наша прогулка запомнится нам надолго.

Д.- Да.

В.-Игра называется «Что приносит нам весна?»

Правила простые: нужно, передавая корзину из рук в руки, рассказывать о том, что происходит с природой весной. При этом каждый начинает свой ответ со слова «весной».

Воспитатель начинает:

Весной появляется трава.

Далее следуют ответы детей.

В.- Другое дело. Попробуем еще раз.

Пробуют заклинание еще раз. Получается.

Дети прощаются с лесом, уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во второй младшей группе "Лесные чудеса"

Формировать у  детей  представление  о диких  животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенности  образа  жизни.  Познакомить  детей с...

Конспект интегрированного занятия на тему: "Чудеса зимнего леса"

Конспект интегрированного занятия "Чудеса зимнего леса" для детей старшей логопедической группы. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» . Соста...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в логопедической подготовительной группе. "Природа дарит чудеса"

Конспект  занятия по ознакомлению с окружающим в логопедической подготовительной к школе группе .Тема:  "Природа дарит чудеса"...

План--конспект занятия по программе: «Чудеса из бумаги».

План-конспект занятия по программе: «Чудеса из бумаги».Педагог дополнительного образования: Сердюкова Ольга Геннадьевна. Для групп I года обучения.Тема занятия: «Цветок в...

Конспект занятия "Улыбка творит чудеса"

Конспект занятия "Улыбка творит чудеса"...

Конспект занятия «Улыбка творит чудеса»

Цель:создать чувство единства группы, доброжелательную атмосферу в детском коллективе;способствовать позитивному эмоциональному фону, атмосфере взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общ...