Познавательно-исследовательская деятельность в старшей разновозрастной группе «Пятый океан»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шемалаковская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики»
Организованная образовательная деятельность
Познавательно-исследовательская деятельность
в старшей разновозрастной группе
«Пятый океан»
Составила и провела:
воспитатель
МБОУ «Шемалаковская ООШ»
Воронова Ирина Николаевна
Тема деятельности: «Пятый океан».
Цель: Систематизировать представления детей о свойствах воздуха и с его значением для всего живого; развивать способность делать умозаключения, сравнивать, анализировать, классифицировать; воспитывать интерес экспериментальной деятельности.
Предварительная работа: наблюдение за воздухом, дидактическая игра «Живое и неживое»,
опыты и эксперименты с воздухом, водой, снегом; изучение правил безопасного поведения при проведении опытов, изготовление бумажных лодочек в продуктивной деятельности.
Материал: глобус, стаканы, трубочки из под сока, бумага, тазы с водой, бумажные лодочки, микроскоп, картинки с изображениями живых и неживых объектов, цветные карандаши, лимон, апельсин, дольки чеснока.
Ход деятельности:
В: Ребята что это?
Д: Глобус.
В: Какие океаны вы можете назвать?
Д: Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.
В: Сколько их всего?
Д: четыре.
В: Знаете, ребята, многие ученые считают, что океанов у нас на планете пять. И люди как бы живут на дне этого пятого океана. Что за этот пятый океан? Не догадались? Послушайте загадку про него: Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Он может быть большим, что занимает весь мир, может быть маленьким – пролезет в любую щель.
Д: воздух.
Давайте, мы сегодня создадим свой альбом о воздухе. При помощи этого альбома мы можем всем рассказать о воздухе. Ребята с воздухом мы можем играть? Давайте попробуем! Поймайте его ладонями. Кто-то смог поймать воздух? Почему?
Д: Потому что мы его не видим.
В: Да, он невидим и бесцветен. Как вы думаете, внутри нас есть воздух? Давайте проверим. Возьмите трубочку и подуйте в нее, подставьте ладонь. Что вы чувствуете?
Д: струю воздуха.
В: А теперь опустите трубочку в стаканчик с водой. Что же происходит?
Д: Появились пузыри.
В: Откуда они взялись? Внутри нас имеется воздух. Почему пузыри в воде не тонут? Они легче воды. А бросьте камешек в воду. Он тонет? Почему? Ребята подумайте, зачем нужен воздух нам?
Д: Дышать.
В: Вы уверены? Закройте рот, зажмите пальцами нос. Попробуйте не дышать, пока я досчитаю до трех. Вам трудно было без воздуха?
Д: Да.
В: кому еще нужен воздух?
Д: Животным, птицам, рыбам, насекомым, растениям.
В: Как можно сказать одним словом?
Д: Живым.
В: кому, не нужен воздух?
Д: Игрушкам, мебели, вещам…
В: Как можно сказать одним словом?
Д: не живым.
В: Перед вами, ребята, лежат карточки с картинками и цветные карандаши. Обведите синим карандашом живые объекты, которым нужен воздух, а красным – тем, кому не нужен воздух.
В: Молодцы, справились с заданием. Вот я приготовила стаканчики. Они пустые?
Д: пустые.
В: Я знаю, что они не пустые. Что в нем?
Д: Воздух.
В: Что будет, если мы туда нальем воду, сверху положим бумагу и повернём? Вода вытечет?
Д: Да.
В: Давайте проверим. Поставим опыт. Но сначала вспомним правила безопасного поведения при проведении опытов: не толкать соседа, следить за воспитателем, повторять точно также, положить все на место. Нальем воду, закрываем бумагой, переворачиваем. Вода вытекла? Кто ее не выпустил? А теперь маленькие стаканчики перевернем вверх дном и опускаем в маленькие тазики с водой. Вода попадает ли в маленькие стаканчики ? (Нет). Что мешает воде занять место в стаканчике?
Д: Воздух.
В: Вода предлагает нам отдохнуть (физкультминутка):
Коль с водой имеем дело («переливаем воду» из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело ( «засучивают рукава)
Пролил воду – не беда ( руки на бок, качают головой)
Тряпка под рукой всегда (показывают ладони, соединённые ребром)
Фартук – друг. Он нам помог ( проводят ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на бок, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил. Все на место положил (ходьба на месте).
В: Посмотрите, что это у меня? Микроскоп. Вы сказали, что растения дышат? Где у них нос? Чем они дышат? Давайте заглянем в микроскоп. Дышат растения небольшими отверстиями на листочках.
Воздух движется? Давайте проверим. Возьмите каждый по бумажной лодочке, опустите в таз с водой и слегка подуйте. А теперь сильнее. Быстрое и сильное движение называют ветром. Что случится лодкой , если подует сильный ветер?
Д: тонет.
В: Да , сильный ветер очень опасен. В это время лучше не плавать. Воздух может еще что-то.
Возьмите листочки бумаги.
Закройте глаза . Помашите свою сторону листочком, и скажите , что вы чувствуете? Как же вы почувствовали запах чеснока? Скажите, у воздуха есть запах? Воздух не имеет запаха, а значит
всякий запах передается по воздуху.
В: Возьмите чистые листочки и нарисуйте, куда можно прятать воздух? ( воздушные шары, мыльные пузыри…)
В: Ребята вам понравилась играть с воздухом? Как много мы сегодня узнали о воздухе: бесцветный и прозрачный, легкий, занимает место, не имеет своего запаха, а лишь передает чужие, двигается .Он нужен живым.
Достаточно интересным у нас получилась альбом? Вы можете дома с родителями прочитать книги, найти картинки для нашего альбома. А сегодня вы просто молодцы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шемалаковская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики»
Организованная образовательная деятельность
Познавательно-исследовательская деятельность
в старшей разновозрастной группе
«Капелька Кап в гостях у ребят»
Составила и провела:
воспитатель
МБОУ «Шемалаковская ООШ»
Воронова Ирина Николаевна
Тема: «Капелька Кап в гостях у ребят».
Цель: закрепить знания детей о значении воды в жизни людей, растений, животных. Сформировать представления о необходимости экономного расходования воды. Развивать наблюдательность, умение принимать игровую ситуацию и участвовать в ней. Вызвать эмоциональную отзывчивость на игровой персонаж.
Материалы и оборудование: игровой персонаж - капелька Кап, банка, маленькие капельки из цветного картона.
Ход деятельности:
Воспитатель, пока дети заняты свободной игровой деятельностью, ставит банку под неплотно закрытый кран, с целью понаблюдать, сколько воды натечет.
В гости к детям приходит Капелька, приветствует и загадывает детям загадку:
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, журчит. (Вода)
Капелька предлагает детям отправиться необычную экскурсию по группе для того, чтобы узнать – где и кому нужна вода.
1 остановка возле уголка природы.
Капелька Кап:
Ребята, посмотрите внимательно, нужна ли здесь вода?
Д: Да, вода требуется для поливки, иначе растения погибнут.
К: Кому еще нужна вода?
Д: рыбкам, без нее они тоже гибнут. Ведь рыбы живут в воде.
К: Ребята, тут я вижу у вас разных игрушек-муляжей животных, насекомых. Как вы думаете, живые звери и насекомые могут обходиться без воды? Ребята, вот сейчас у нас зима, а как дикие звери находят воду? Реки и пруды замерзли?
Д: снег – это тоже вода.
К: Наша экскурсия продолжается, и мы остановимся около туалетного помещения. Тут у вас много кранов. Почему они вам нужны?
Д: Здесь мы умываемся. Набираем воду для рисования.
К: Следующая остановка «Игральная». Наверное ,тут вода вам и не потребуется.
Д: Да вот нужна. Мы здесь часто моем игрушки, и стираем кукольное белье.
К: Ну, пойдемте дальше, и следующая остановка «Моечная». Потребуется ли нашей Ларисе Николаевне вода? И для чего? Что будет, если она день два не помоет посуду?
Д: Вода ей нужна для мойки посуды…
Воспитатель и Капелька помогают детям сделать вывод о том, что вода необходима для жизни растениям, животным, людям. Далее Капелька выясняет, как вода попадает к ним в группу. Вместе находят и осматривают водопроводные трубы, трогают их и определяют, какая – холодная или горячая – течет по ним вода.
К: Ой, я вижу, что у вас не все краны исправлены. Из одного капает вода. Давайте посмотрим, сколько воды натекло в банку? (Дети рассматривают). Ой, как много воды натекло. Послушайте, о чем говорят капли, когда капают из неплотно закрытого крана:
-Впустую истраченная вода попадает в канализацию, и чтобы она стала чистой, нужно затратить много сил и труда. Чистую воду надо расходовать очень экономно. С каждым годом количество чистой воды на Земле сокращается. Давайте вспомним, для чего же была нужна нам вода? (Перечисляют).
До свидания дети, берегите воду!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шемалаковская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики»
Организованная образовательная деятельность
Познавательно-исследовательская деятельность
в старшей разновозрастной группе
«Земля – наш общий дом»
Составила и провела:
воспитатель
МБОУ «Шемалаковская ООШ»
Воронова Ирина Николаевна
Земля – наш общий дом»
Цель: Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом для всех нас, сейчас она в опасности, а чтобы помочь ей, надо любить природу, изучать ее, правильно с ней общаться;
продолжать формировать представление о пробуждении природы весной; формировать связанную речь; логическое мышления, умение быстро находить правильный ответ.
Ход деятельности:
В:
Сегодня ребята международный экологический праздник – День Земли. А что такое международное? А как вы понимаете слово экологическое?
Ответы детей.
В:
Да, празднуют его те, кто любит свою планету, родную природу, свой родной край:
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!(Е.Карягина)
В: Какое время года сейчас? Назовите весенние месяцы.
Весна – время звонкое, певучее:
Что в полях куст, то щебет и свист;
Как в лесах веточка, так и песенка;
Все цветет, зеленеет.
Все живет, то движется.
-А вот загадки на смекалку:
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда
Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда (Кукушка)
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик
Он деревья лечит:
Постучит – и легче. (Дятел)
Поиграем в игру «Кто лишний?». На картине нарисовано скворечник, который из птиц тут не должен поселиться, зачеркни карандашом.
Возле домика в саду
На шесте высоком
Поселился певец-
Замечательный скворец!
Следующая игра «Земной шар». Вы должны нарисовать в кружках жителей планеты.
Мультимедийный показ «Помогите!». На экране панорама леса, слышен «разговор леса»:
Береза: как трудно стало жить на Земле! Березы рубят для веников, весной собирают мой сок и даже не замазывают ранки. От этого и погибаем!
Ель: А нас в Новый год, чтобы стояли в теплых домах несколько дней, вырубают тысячами, а затем выбрасывают. Как много лет нам надо, чтобы мы росли вот такими - высокими, пушистыми, красивыми.
Грибы: А нас топчут, вырывают с корнями…
Ягоды: Помогите, спасите нас.
В: Ребята вы слышали разговор деревьев? Как вы думаете, правильно поступают люди? А если каждый вдоволь захочет напиться березового сока, что будет? А вы правильно ведете себя на природе? Знаете ли вы, как надо себя вести, чтобы не причинить вред растениям, животным, насекомым.
Молодцы! Знаете, мало то, что хорошо знаете правила, но еще вы должны проследить, чтобы и другие ее не нарушали.
Давайте все встанем в круг, возьмёмся за руки, как большая круглая Земля и поздравим планету с днем рождением с песней «Вместе весело шагать».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шемалаковская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики»
Организованная образовательная деятельность
Познавательно-исследовательская деятельность
в старшей разновозрастной группе
«Камешки»
Составила и провела:
воспитатель
МБОУ «Шемалаковская ООШ»
Воронова Ирина Николаевна
Цель: Обобщить и систематизировать знания о свойствах и особенностях камней. Учить находить признаки сходства и отличия, устанавливать связи между явлениями природы. Воспитывать интерес полезным ископаемым своего края.
Материал: коллекция камней, лупа, карандаши, вода, листы, географическая карта, макет гор, фотографии Яманчуринского карьера.
Ход деятельности:
Упражнение по кругу: «Сделаем подарок друг другу» . Передаются камешки с разными свойствами (гладкие, мокрые, шершавые, острые).
В: Ребята, как приятно что-то дарить подарок другу или наоборот что-то получить от других. Правда?
Вот посмотрите, у меня есть волшебный ящик с сюрпризом. Давайте просунем руки внутрь и отгадаем что в нем. Дима подойди и определи что внутри. Угадал? Может быть, это вовсе не он?
А как ты догадался, он какой? Давайте посмотрим, правильно ли отгадал Дима. Потрогайте, и скажите, что можно сказать про этот камушек? Он какой? (гладкий, скользкий, тяжелый, холодный). А это что? ( Это тоже камень) Они , похоже? Чем они, похоже? А еще что можно рассказать про этот камушек? Чем отличаются?
Ребята, посмотрите, что у меня в руке? Да, эта карта. А для чего она нужна? Карта – это рисунок, на котором изображены горы, моря, реки и т.д., но в уменьшенном виде. А что такое гора? Это можно назвать куча камней. Посмотрите перед вами макет гор. Они под воздействием воды, ветра, солнца могут постепенно разрушатся. Возьмите в руки лупу и посмотрите, если в камнях следы трещин, царапинки, ямки.
Мы сказали, что камень твердый, а пластилин? Камень легкий? Давайте его положим на весы, он какой? Что с ним может произойти, если его кинуть в воду?
Ребята, камень – это полезное ископаемое. Его добывают люди с такой профессией, как геологи, на земле, под землей и водой. Наша местность тоже богата полезными ископаемыми. Вот в деревне Яманчурино у нас есть карьер. Чьи родители у нас там работают, поднимете руки? А вы знаете, что там добывают? Добывают там камни, их сортируют специальными машинами. Большие камни используют в строительстве домов под фундамент, щебень ( маленькие камушки) – прокладывании дорог, а известь (мука)- для орошения полей и побелки.
Дети определите, какие материалы лежат на листочках перед вами.
Ребята, мы сегодня много узнали о камнях. Вот если к нам придут гости из других сел и городов, что вы можете рассказать о полезных ископаемых нашей местности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей разновозрастной группе « Путешествие в страну волшебства - «Магниты»»
Конспект нод....
"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе
познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...
Конспект по познавательно-исследовательской работе с детьми в разновозрастной группе «Мыльные пузыри»
Для воспитателей дошкольных учреждений....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе. Тема «В гостях у Водяного» (Познавательно - исследовательская деятельность.)
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе. Тема:" В гостях у Водяного"...
Экспериментальная и познавательно -исследовательская деятельность. в старшей разновозрастной группе по теме: «Волшебница соль»
Цель образовательной деятельности: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка подготовительного дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Цел...
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...