Исследовательская деятельность.
учебно-методическое пособие по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Здесь представлена картотека экспериментирования. Данные эксперименты (исследования) можно использовать в любом возрасте, разбивая их на части или объединяя их в одно занятие (игру), или внося часть эксперимента в иное занятие.
Наилучший результат достигается, если давать детям возможность самостоятельно, своими руками, проводить эксперименты, затем, материал или сам результат эксперимента, забрать домой и повторить с родителями (братом, сестрой, бабушкой и т.д.) И, разумеется, похвалить родителей за то что нашли время и приняли участие в исследованиях своего ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie_s_vodoy.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОДА № ____
Цель: Познакомить с основными свойствами воды: цвет, вкус, запах, форма предмета.
Оборудование: Стакан прозрачной воды, стакан молока, стакан чая, стакан напитка с запахом (например, мята), набор сосудов разной формы (бутылочки, формочки, гибкие трубочки).
Действия: Сравнить данные напитки между собой по цвету. Результат: вода без цвета.
Сравнить данные напитки между собой по вкусу. Результат: вода без вкуса.
Сравнить воду и мятный напиток по запаху. Результат: вода без запаха.
Воду из прозрачного стакана перелить в один из сосудов (например, в бутылочку, затем в формочку и т. д.). Результат: вода заполняет любые вогнутости, изгибы, щели в сосудах.
Вывод: У воды нет цвета (она прозрачна), вкуса и запаха. Вода может заполнять сосуды любой формы и объём воды не зависит от формы сосуда.
ВОДА № ____
Цель: Познакомить с одним из свойств воды – впитывание.
Оборудование: Миска с водой, губка, тряпочка, мягкая салфетка, камешек, деревяшка и другое.
Действия: Опустить сухую губку в миску с водой, максимально сжать её и отпустить. Результат: вода исчезла, т. е. впиталась в губку.
Накапать немного воды на стол. Сверху положить сухую тряпочку. Результат: вода исчезла, т. е. впиталась в тряпочку.
Мокрый стол протереть сухой мягкой салфеткой. Результат: вода исчезла, т. е. впиталась в салфетку.
Опустить камешек (или деревяшку, или другое) в миску с водой. Покатать в миске, нажать на него, положить ещё один камешек. Результат: вода осталась в миске, никуда не исчезла.
Вывод: В основном вода впитывается в мягкие предметы, а в твёрдые – нет.
ВОДА № ____
Цель: Показать влияние воды и воздуха на положение друг друга.
Оборудование: 1) Большая банка, гибкая трубка, таз.
2) Аквариум с водой, ведро, гибкая трубка.
Действия: 1) Поставить банку в раковину, опустить в него конец гибкой трубки. Другой конец трубки подставить под кран. Наполнить банку водой и зажать конец трубки. Поднять банку и поставить её на стол. Конец трубки направить в таз. При этом согнуть трубку так, чтобы зажатый конец оказался ниже банки. Затем отпустить зажатый конец трубки. Результат: Вода потекла из стакана через трубку.
2) Гибкую трубку целиком опустить в аквариум с водой, но так чтобы воздух вышел из трубки весь. Рядом с аквариумом поставить ведро ниже уровня воды. Один конец трубки зажать пальцами и осторожно вытащить его из воды. Затем опустить в ведро и отпустить его. Результат: вода с большой скоростью потекла из аквариума в ведро.
Вывод: Вода течёт вверх с помощью давления воздуха, освобождая место для него.
ВОДА № ____
Цель: Познакомить с основными способами очистки воды от загрязнений.
Оборудование: Баночка грязной воды (или из аквариума с илом, или из-под крана искусственно загрязнённая – песком, мелом, землёй и т. д.), ситечко с воронкой (или просто воронка), вата, тряпочка (или песок, земля, опилки и т. д.), пустая баночка.
Действия: 1 слой: Ситечко или воронку прикрепить к горлышку пустой банки. В ситечко положить слой ваты или тряпочку. Взять баночку с грязной водой и тонкой струйкой вылить её содержимое в пустую банку через ситечко. Результат: крупные частицы загрязнений остались на слое ваты, а мелкие сумели проскользнуть в чистую банку.
2 слой: Ситечко или воронку прикрепить к горлышку пустой банки. В ситечко положить двойной слой, например, или ткань и вату, или ткань и песок, или другое. Баночку грязной воды тонкой струйкой вылить в пустую банку через ситечко. Результат: крупные и мелкие частицы загрязнений остались на слое фильтра, вода практически вся чистая.
3 слой: Те же действия, что и в предыдущих двух вариантах, но слои фильтров постепенно увеличиваются – три слоя, четыре слоя, и т. д. Результат: например, от мела вода лучше всего очищается фильтром не менее чем в четыре слоя.
Вывод: Вода хорошо очищается с помощью фильтра и чем больше слоёв у фильтра, тем чище становится вода.
ВОДА № ____
Цель: Познакомить с одним из свойств воды – растворением веществ.
Оборудование: Миска, банка тёплой воды, мыло, мелкая тёрка, вилка, сухой клей для обоев, колечко из проволоки для образования мыльных пузырей, кусок обоев, кисть.
Действия: 1 вариант. В пустую миску натереть мыло на мелкой тёрке. Затем налить в миску стакан тёплой воды. Взять вилку и тщательно перемешать содержимое миски до полного растворения мыла. Затем взять колечко из проволоки, намочить его в растворе и попробовать надуть мыльный пузырь Результат: при перемешивании образовалась густая пена, затем с помощью проволоки и полученного раствора надули отдельный пузырь.
2 вариант. Сухой клей для обоев растворить с помощью воды, предварительно прочитав инструкцию. Затем, с помощью кисти, нанести полученную массу на обои и приклеить на стенку. В течении какого-то времени следить за высыханием приклеенных обоев. Когда они высохнут окончательно, с помощью воды и тряпки намочить обои и снять их со стенки, заметив при этом время, которое потратили на снятие обоев. Результат: при перемешивании получилось из порошка густая масса, смазанные ею и приклеенные обои сохли долго, но сняли обои с помощью воды в несколько раз быстрее.
Вывод: Вода может сотрудничать с другими веществами, образуя новые растворы, однородные массы. А также при высыхании этих веществ снова растворять их.
ВОДА № ____
Цель: Познакомить с условиями, при которых вода может удержать на своей поверхности предметы из не плавающего материала.
Оборудование: Тазик с водой, пластилин, досочка для работы с пластилином.
Действия: Из небольшого кусочка пластилина скатать мячик. Опустить его в воду. Результат: мячик опустился на дно.
Из небольшого кусочка пластилина слепить тарелочку (слегка вогнутую). Аккуратно положить её на поверхность воды. Результат: тарелочка плавает, не тонет.
Плавающую тарелочку постепенно заполнять водой. Результат: тарелочка плавает, начинает тонуть при полном заполнении водой (до краёв).
Вывод: Удержит вода предмет или нет, зависит не только от материала, из которого он сделан, но и от его формы.
ВОДА № ____
Цель: Показать, что на состояние воды влияет в основном температура, а не предметы, находящиеся в ней.
Оборудование: Небольшие ёмкости, вода, краска, кисточка, блёстки.
Действия: Небольшие ёмкости наполнить водой. В каждую ёмкость накапать небольшое количество краски. В одну из них положить блёстки или другую мелочь. Поставить всё это в морозилку холодильника или на улице в снег. Результат: уже на следующий день можно вытащить разноцветные льдинки.
Можно то же самое проделать ещё раз, но вместо краски в воду положить маленькие игрушки, фигурки. Через сутки вытащить из холодильника, дать немного подтаять и вытащить из стаканчиков льдинки с игрушками внутри.
Вывод: Состояние воды зависит от температуры, в которой она находится, и всё что находиться в воде в момент замерзания никак не влияет на её состояние.
ВОДА № ____
Цель: Познакомить со свойством воды растворять и возвращать вещества.
Оборудование: Сахар (или соль, или сода), ложка, блюдца тёмного цвета, 1в.- стакан тёплой воды, 2в.- три стакана с горячей, тёплой и холодной водой, 3в. – стакан тёплой воды.
Действия: 1 вариант. В один стакан насыпать ложку сахара и как следует размешать до его полного растворения. Затем раствор вылить в блюдце и поставить его в тёплое место. Результат: через какое-то время (в зависимости от температуры помещения) жидкость высохла, оставив на блюдце сахар в виде пыли.
2 вариант. В три стакана с водой разной температуры насыпать сахар и поочерёдно размешивать. Результат: в стакане с горячей водой сахар растворился очень быстро, в тёплой воде через небольшой промежуток времени, в холодной растворялся очень долго.
3 вариант. Растворить в стакане воды сахар. Полученный раствор разлить в три блюдца. Первое блюдце поставить в холодильник, второе – на стол посреди комнаты, третье – рядом с батареей. Результат: через разные промежутки времени вода в блюдцах испарилась – сначала из блюдца рядом с батареей, затем из блюдца посреди комнаты, а из блюдца в холодильнике через большой промежуток времени.
Вывод: Вода может растворять вещества и возвращать их обратно, но скорость растворения и возврата зависит и от температуры окружающей среды, и от температуры самой воды.
ВОДА № ____
Цель: Показать свойство воды влиять на цвет предметов.
Оборудование: Баночка воды, десертная ложечка или пипетка, набор предметов, легко впитывающих воду (ткань, вата, бумага, песок, кора дерева, земля, можно камень).
Действия: На каждый предмет ложечкой или пипеткой капать по несколько капель воды. Рассматривать результат через небольшой промежуток времени. Результат: все предметы с помощью воды поменяли оттенки своего цвета.
Вывод: Вода влияет на оттенок цвета предмета.
ВОДА № ____
Цель: Показать влияние воды на внешний вид предметов.
Оборудование: Тарелка с водой, бумага, ножницы.
Действия: Из бумаги вырезать цветок - кружок с лепестками. Лепестки загнуть во внутрь так чтобы они плотно прилегали к кругу. Затем опустить его в тарелку с водой. Результат: через небольшой промежуток времени лепестки цветка распустились.
Вывод: Вода может влиять на внешний вид предметов из бумаги.
ВОДА № ____
Цель: Познакомить с одним из способов лишения льда его скользкости.
Оборудование: Две плоские пластмассовые коробочки, вода, соль, песок.
Действия: В обе коробочки налить воды и поставить их на сутки в морозилку (или на уличный подоконник). Затем вытащить их, подождать пока поверхности немного подтает и на одну из них насыпать немного песка. Немного подождать и поводить пальчиком по льду. Результат: песок препятствует скольжению пальца.
В песок, который лежит на льду, насыпать соль и как следует перемешать их. Подождать несколько минут. Затем попробовать поводить пальцем по льду. Результат: лёд перестал быть скользким.
Смахните весь песок со льда, рассмотрите его и снова поводите пальцем по льду. Результат: лёд стал совсем не ровным, шершавым, непрозрачным и нескользким.
Вывод: С помощью соли и песка лёд на улицах можно сделать совсем не скользким.
ВОДА № ____
Цель: Показать влияние некоторых веществ на состояние воды.
Оборудование: Две коробочка из-под йогурта, вода, соль, ложечка.
Действия: В коробочки налить воды и на сутки поставить в морозилку. На следующий день вытащить и на образовавшийся лёд в серединку каждой коробочки насыпать ложечку соли. Одну коробочку оставить стоять на столе, а вторую поставить обратно в морозилку. Подождать примерно 10 минут и смыть соль с первой коробочки. Результат: в середине льда образовалась глубокая дырка.
Вторую коробку вытащить через пол часа и смыть соль. Результат: лёд практически не изменился.
Вывод: Соль разъедает лёд, под её воздействием лёд становится водой, но это не происходит при не очень низкой температуре.
ВОДА № ____
Цель: Показать влияние некоторых веществ на состояние воды.
Оборудование: Две коробочки из-под йогурта, вода, соль, ложка, два блюдца.
Действия: В обе коробочки из под йогурта налить воды. В одной из них развести ложку соли и обе поставить в морозилку. На следующий день вынуть из морозилки, поставить их на стол, подождать пока лёд в коробочках немного подтает, выложить обе льдинки на два разных блюдца. Результат: первой растает льдинка, в которой есть соль.
Вывод: Солёный лёд тает быстрее.
ВОДА № ____
Цель: Показать принцип образования рисунков на стёклах зимой.
Оборудование: Небольшие ёмкости, помещающиеся между створками окна, чайник с горячей водой.
Действия: В ёмкости налить воды и поставить их между створками окна. За происходящим можно наблюдать в течении дня. Результат: уличную створку окна покрыло инеем.
Вывод: Горячая вода, испаряясь, оседала на холодную уличную створку окна, так как холод остужает испарения воды.
ВОДА № ____
Цель: Показать влияние температур на свойства одного вещества.
Оборудование: Ёмкость с замороженной водой, ёмкость с тёплой водой, блюдце, ложечка.
Действия: Обе ёмкости поставить на стол, обе попробовать проткнуть ложкой, обе потрогать пальцами, сравнить внешний вид. Обе ёмкости перевернуть вверх дном над тарелкой, ложечкой постучать по льду и поводе. Результат: вода – протыкается ложкой, пальцы легко проникают в воду, прозрачная, легко выливается на тарелку и, при постукивании ложкой, летят брызги и слышно звук в виде хлюпанья; лёд – ложкой не проткнуть, пальцы вовнутрь льда не проникают, внутри не прозрачный из-за большого количества мелких пузырей, на тарелку не выливается, а вываливается, при постукивании ложкой отваливаются мелкие кусочки и слышно звук в виде стука.
Вывод: Не смотря на то что, вода и лёд это одно и тоже вещество, но под влиянием температуры их свойства различаются.
ВОДА № ____
Цель: Познакомить с одним из способов очистки воды от растворённых в ней веществ.
Оборудование: Электроплитка, кастрюлька (миска) с водой, плоская крышка, тряпочка, плоская миска, соль, чайная ложка.
Действия: В кастрюльку налить маленькое количество воды, поставить на электроплиту и дождаться кипения. Растворить в кипящей воде соль (на один стакан воды одну чайную ложку соли), отлить несколько ложечек кипящей воды в кружку, а остальное оставить кипеть на плите. Взять с помощью тряпочки плоскую крышку и держать её над кастрюлькой примерно под углом 45 градусов. Но держать так чтобы скопившаяся на крышке вода стекала в плоскую миску, находящуюся рядом с плитой под крышкой. Когда практически вся вода выкипела, снять кастрюльку с плиты и поставить остывать в прохладное место. Миску с водой, которая накапала с крышки, также поставить остывать. Результат: в кастрюльке осталась соль (её можно попробовать на вкус, так как она прокипяченная), а в миске набралась вода, которая на вкус не солёная.
Вывод: Кипячением действительно можно очистить воду от растворённых в ней веществ.
ВОДА № ____
Цель: Показать влияние воды на свойства некоторых веществ.
Оборудование: Промокашка, фломастеры разных оттенков, блюдце, вода.
Действия: На листках промокашек сделай красивые рисунки фломастерами разных оттенков. Опусти нижний край бумаги в блюдце с водой. Оставь его там на несколько минут. Результат: чернила расплылись, создавая при этом красивые разноцветные узоры.
Вывод: С помощью воды чернила одного фломастера можно разделить на разные цвета, то есть из фломастера одного цвета можно сделать разноцветный узор.
ВОДА № ____
Цель: Показать свойства поверхности воды.
Оборудование: Два прозрачных широких стакана, вода, небольшие камешки, чайная ложечка, иголка, жидкое мыло, пипетка.
Действия: Наполни стакан до краёв водой. Осторожно опусти в стакан несколько камешков по очереди, при этом, наблюдая, как выглядит поверхность воды. Результат: поверхность воды стала выпуклой, но не выходит за пределы краёв стакана, как будто её удерживает тонкая «кожа».
Наполни второй стакан до краёв водой. Положи в чайную ложечку иголку и медленно опусти ложку в воду. Если иголка утонула, попробуй аккуратно повторить опыт. Результат: вода может удержать иголку на своей поверхности – на водяной «коже».
Если опыт с иголкой не удался, то положи на поверхность воды кусочек маленькой бумажки. Затем набери в пипетку каплю мыльной жидкости и капни её в стакан с водой. Результат: если опыт проведён с иголкой, то в данный момент она утонет, если с кусочком бумаги, то он сразу поплывёт в сторону.
Вывод: Поверхность воды можно смело представить себе именно как «кожу» воды, на которой может удержаться маленький предмет из не плавающего материала, но эту «кожу» можно изменить каким-либо веществом.
ВОДА № ____
Цель: Показать свойства капель воды.
Оборудование: Банка с водой, пипетка, мыльный раствор, пластмассовый поднос.
Действия: В пипетку набрать воды и осторожно выпустить одну капельку себе на палец. Обратить внимание на форму капли, когда она падает и какой становится упав. Попробовать взять каплю двумя пальцами – большим и указательным – так чтоб ее было видно между ними. Результат: когда капля падает, она имеет вытянутую форму; когда она уже упала, становится круглой, плоской; между двумя пальцами она то совсем плоская, то вытянутая.
Стряхните с ложки на чистый пластмассовый поднос несколько капель. Попробуй дотронуться до них трубочкой, смоченной жидким мылом. Результат: мыло делает поверхностную «кожу» воды более тонкой, капли расплываются.
Вывод: Капли имеют форму за счёт «кожи», которая удерживает воду внутри, но её можно все-таки нарушить каким-либо веществом.
ВОДА № ____
Цель: Показать влияние температуры на свойства воды в виде снега.
Оборудование: Лучше всего провести на улице, в конце прогулки.
Действия: В морозную погоду, после свежевыпавшего снега, на улице взять в руки комок снега (лучше быть в варежках). Попробовать слепить из него снежок. Результат: не получилось.
Набрать свежего снега в ведро и принести его в помещение. Дать постоять несколько минут и затем вынести его на улицу, и снова дать ему постоять. Затем попробовать снова слепить снежок. Результат: снежок получился.
Вывод: Рыхлый снег или липкий зависит от температуры, в которой он находился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.
Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...