ПРОЕКТ ОГОРОД НА ОКНЕ
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект
«Огород на подоконнике»
(2013 – 2014 г.)
Воспитатели: Лобарева А. В. 1к. к., Седых Г. И.
Тип проекта: информационный – экспериментальный
По содержанию: обучающий
Участники: дети, воспитатели, родители
Продолжительность: краткосрочный (апрель - май)
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Актуальность проблемы:
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда очень хочется отведать свежие дары природы. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка и даже овес. Огород на подоконнике отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.
Цель проекта: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию огородных растений в комнатных условиях.
Задачи:
1. Дать знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян. Расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей (моркови, свеклы, огурцов, лука, помидоров) их строении и условиях, необходимых для их роста.
2. Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия.
3. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
4. Получить положительные эмоции от полученных результатов.
5. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
Основные направления проекта: работа с дошкольниками
Работа с родителями:
Домашнее задание – с детьми вырастить зелень, зеленый лук, редис у себя дома на подоконнике.
Предполагаемый результат:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
4. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка растений), эффективно развивает творческое и познавательное мышление дошкольников, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием лука и других овощей
Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками (лейка, совок), организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе
Обеспечение проектной деятельности
Методическое:
Методическая литература «Развивающая среда в группе»
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап
- Разработка стратегии реализации проекта
- Изучение материала по программе для детского сада по возрастной группе «Что должно присутствовать в «зимнем огороде» во 2 младшей группе»
- Составлен план основного этапа, определены цели и задачи проектной деятельности.
Основной этап:
- Подбор и рассматривание иллюстраций овощей;
- Подбор художественной литературы: стихи, сказки, загадки об овощах;
- Изготовление таблицы с названием растений, датой посадки;
- Совместная деятельность – посадка петрушки, укропа, моркови, помидоров, свеклы, огурцов, лука, овса, цветов «Бархатцы»;
- Проведение наблюдений за ростом лука с зарисовкой изменений в росте;
- Уход за посаженными растениями (полив, рыхление почвы);
- Беседа, игры «Как выращивают овощи на огороде»;
- Приготовление салата (огурец, помидор, лук зеленый, укроп, соль). Игра - сравнить по цвету, форме, размеру, вкусу;
- Просмотр сказки - мультфильма «Чипполино» (сокращенный вариант);
- Рисование - «Вот какой мой лучок!»;
- Аппликация «Бедный зайчик заболел – ничего с утра не ел… »;
- Инсценирование песни «Огородная - хороводная»;
- Организация и проведение дидактических игр для закрепления знаний об овощах: «Чудесный мешочек», «Что сажают в огороде?», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Четвертый - лишний», Лото «Найди пару»;
- Оформление огорода в стиле маленького сельского дворика, где живут дедушка и бабушка. Они «выращивают» овощи на грядках. Дети в игровой форме знакомятся с бытом и хозяйством, обитателями сельского дворика, с орудиями труда, наблюдают за ростом растений.
Заключительный этап
- Составление портфолио проекта
Приложение
Работа с детьми:
Аппликация «Бедный зайчик заболел – ничего с утра не ел… »
Задачи:
Закрепить знания детей об овощах. Закреплять знания о форме, величине. Упражнять в правильном использовании приемов наклеивания.
Ход занятия:
Вызвать у детей желание помочь игровому персонажу – зайчику (накормить его морковкой, Обратить внимание детей на то, что нужно правильно располагать и приклеивать формы, стараться аккуратно пользоваться клеем.
Посадка лука, огурцов, моркови, свеклы, помидоров…
Задачи:
• Учить детей узнавать овощи – лук, огурцы, морковь, свекла, помидоры . . .
• Закрепить знания о потребностях растения в земле, воде, свете.
• Показать и рассказать детям для чего и как сажают эти овощи.
• Закрепить представление о последовательности трудового процесса.
• Развивать речь детей и активизировать их словарь.
• Воспитывать желание самим выращивать овощи.
. Физминутка.
Дети сажают растения под руководством воспитателя.
. Фиксировать рост лука рисунками.
Рассматривание овощей, наблюдения за растениями, растущими на «огороде».
Задачи:
-Закрепить знания детей об овощах.
-Дать знания о том, что растения нуждаются в уходе.
-Рассмотреть с детьми посаженные растения, отметить изменения в их росте. Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.
-Воспитывать бережное отношение к растениям и желание за ними ухаживать.
Ход занятия:
Проведение игры «Овощи в корзинке». Ребенку предлагается самостоятельно назвать овощи и вставить в корзинку.
Игра «Угадай загадку». Взрослый загадывает загадку, ребенок, отгадав, показывает нужную карточку с изображением овоща.
Загадки:
1. Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
2. Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец) 3. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
4. Под землей птица гнездо свила и яиц снесла. (Картофель)
5. Красненьки сапожки - в земле и в лукошке. (Свекла)
6. Цветки желты, плоды зелены, а созреют – покраснеют. (Помидор)
7. Промеж гор, промеж дол лежит пан – синий кафтан. (Баклажан)
8. Телятки гладки, привязаны к грядке. (Кабачёк)
Физминутка.
Воспитатель напоминает, что фрукты растут в саду на деревьях, а овощи в огороде на грядках. После этого педагог вразнобой называет овощи и фрукты, а дети, услышав название фрукта, встают на носочки, поднимают руки вверх; а, услышав название овоща, приседают, одновременно проговаривая, что и где растет.
Рассматривание и называние овощей растущих на огороде.
Беседа о том, что за растениями необходим уход.
Сначала наш лучок был такой (фото)
Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.
Инсценирование песни "Огородная-хороводная"
музыка Б. Можжевелова
слова А. Пассовой
Есть у нас огород
И капуста там растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты капуста к нам спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)
Есть у нас огород
Там морковка растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты морковка к нам спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)
Есть у нас огород
Там зелёный лук растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты лучок сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)
Есть у нас грузовик
Он не мал, не велик.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай, увози наш урожай. (2 раза)
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с песнями.
• Выучить песню под руководством воспитателя и драматизировать её.
• Вызвать у детей положительные эмоции от инсценирования песни, закрепить знания об овощах.
Материал: Шапочки – маски капуста, морковка, зеленый лук.
Методические приемы:
Выучить песню вместе с ребятами. Затем инсценировать ее, используя шапочки - маски. Вызвать у детей положительные эмоции от исполнения песни, закрепить знания детей об овощах.
Заглянем в историю…
ОГУРЕЦ
Родиной огурца считают Индию, где до сих пор встречаются их дикие виды. В Индии огурец вошел в употребление по меньшей мере за 3000 лет до нашей эры. Название "огурец" в Индии связано с именем индийского князя, якобы имевшего 60 тысяч детей, что, по всей вероятности, связано многочисленностью зернышек в огурце. В древнем Египте изображения огурцов встречаются в храмах. В Греции существовал даже "Город огурцов". Древние римляне круглый гол выращивали огурцы в парниках и солили их в кадках. Одним из самых распро- страненных блюд в России XVI века была "черная уха" - суп, где мясо варилось в огуречном рассоле с примесью различных пряностей и кореньев.
ПЕСТРЫЙ САЛАТ ИЗ СВЕЖИХ ОГУРЦОВ
- 2 огурца, 1 стручок красного перца, 2 помидора, 50 г зеленого лука, 4 редиски, 1/2-3/4 стакана соуса из растительного масла или майонеза, укроп, зелень петрушки, 1 яйцо. Вымытые и обсушенные огурцы, стручок перца, помидоры, редиску нарезать одинаковыми ломтиками, кубиками или брусочками, смешать с зеленью и соусом, посыпать рубленым яйцом, зеленью укропа и петрушки.
ЛУК
Лук с незапамятных времен возделывали египтяне. В Древней Греции лук считали священным растением, где луковица воспринималась как символ устройства Вселенной. Именитые горожане в Древней Греции считали неприличным употреблять лук в пищу из-за стойкого резкого запаха. Римляне употребляли его ежегодно, а во избежание резкого запаха лук заедали листьями петрушки и грецкими орехами. От римлян лук перешел в Германию, где отличившихся в боях героев украшали цветами лука.
В Древней Руси лук считали универсальным средством, предохраняющим и излечивающим от всех болезней.
Старинные коми-пермяцкие блюда:
- Хлеб с солью да лук с квасом
- Лук –сиг
- Печёный лук
- Лук-перо с солью и водой – лукасов
- Луковый пирог
КАРТОФЕЛЬ
Картофель появился в Европе в 1565 году. Его привезли из Южной Америки испанские моряки. Сначала картофель выращивали как декоративное растение, потом варили варенье из зеленых ягод и лишь затем стали употреблять в пищу клубни. Но и в 1800 году в Европе картофель был еще такой редкостью, что его дарили друг другу в праздники.
Слово "картофель" произошло от итальянского "тартуфолли" - трюфель, потому что клубни картофеля очень похожи на известные итальянцам грибы. В России он появился в конце XV11 века. Предполагают, что Петр 1 сам отправил мешок картофеля из Голландии в Россию. Крестьяне не хотели принимать новую культуру и устраивали "картофельные бунты" - крестьян насильно заставляли сажать картофель, который они называли "чертовым яблоком". Сейчас картофель выращивают даже за Полярным кругом.
ПОМИДОРЫ
Родина помидоров - Южная Америка. Дикие помидоры до сих пор встречаются в Перу, на Канарских и Филиппинских островах. На языке ацтеков помидор назывался "томатль", отсюда и русское - "томат". Однако чаще эти плоды мы называем помидорами - от французского "яблоки любви" - это поэтическое название ему дали за ярко-красную окраску плодов.
В Европе помидоры появились в середине XVI века. Сначала помидоры считали декоративным растением До начала XIX века помидоры в Европе считали несъедобными. В Америке их считали смертельно ядовитыми. Одной из первых стран, начавших выращивать помидоры как культуру, была Россия, где уже в середине XIX века они стали любимым, широко распространенным овощем.
Салат «Здравствуй лето»
- Ингредиенты:
- 4-5 шт. Помидор
- 3-4 шт. Огурцы
- 50 гр. Салат листовой
- 3/4 стакана майонеза
- 30 гр. Зелень
- Способ приготовления
- Огурцы и помидоры нарезать кольцами. Листья салата промыть, просушить и нарезать соломкой и уложить на середину салатника горкой. Обложить все огурцами и помидорами. Посолить. Полить майонезом, но не перемешивать. Сверху посыпать рубленой зеленью укропа и петрушки. Соль по вкусу.
МОРКОВЬ
Морковь - древнейший корнеплод, который человечество употребляет уже 4 тыс. лет. Морковь была известна древним грекам и римлянам. Но до XVI века считались деликатесом. Лишь в XVII веке морковь стали разводить повсеместно. В это же время появились соусы из моркови, которые и теперь считаются деликатесными у немцев и французов. В Германии из поджаренной моркови делали "солдатский кофе", который в некоторых деревнях по традиции варят и сейчас.
На территорию России морковь попала в незапамятные времена. В XVI столетии на Руси морковный сок считался целебным: им лечили от болезней печени, сердца.
КАПУСТА
. Капуста - одна из главнейших овощных культур Европы. Большинство ее видов происходит из Средиземноморья.
Впервые широкое признание капуста получила в Древней Греции. Капуста у греков служила символом трезвости, ей приписывали способность исцелять от болезней На территорию России капуста была завезена греками, римлянами и русскими купцами. На Руси капусту шинковали и солили, в честь этого события устраивались вечеринки, где водили хороводы, пели, шутили. Обязательным угощением был пирог с капустой. Такие вечеринки назывались "капустники". На Руси с XVI века появилась кольраби, цветная и брюссельская капуста.
Свекла
Свёклу использовали в пищу с незапамятных времён. Еще в 1-2-м тыс. до н. э. в Средиземноморье ее выращивали как лекарственное и овощное растение. К началу н. э. появились культурные формы корнеплодной свёклы. Первые упоминания о свекле на территории Руси относятся к 10-11 вв. Повсеместное распространение в России свекла получила в 14 в. В 16-17 вв. произошло разделение на столовые и кормовые формы. В 18 в. из гибридных форм кормовой свёклы обособилась сахарная свёкла. Сегодня свеклу выращивают повсеместно, даже на дальнем севере. Но непревзойденным лидером по выращиванию свеклы была и остается Украина. Существует народное предание о том, что употребление свёклы в пищу народами Балкан и восточной Европы предотвращало развитие средневековых эпидемий чумы на востоке Европейского континента.
Петрушка и укроп
Петрушка (по – гречески «горный сельдерей») в Древнем Египте, а затем и в Греции, являлась символом горя. Венки из нее надевали на голову в знак печали. Укроп (в современном значении это собственно русское слово, происхождение, которого не ясно) в древности считали красивым растением, а его «кухонный» запах – не уступающим аромату роз. Им украшали букеты цветов. Сегодня петрушка и укроп широко применяются в кулинарии. Молодую зелень используют как вкусовую ароматическую приправу к горячим и холодным блюдам, солят и сушат.
Бархатцы
Первыми ценителями бархатцев были коренные жители современной Мексики –ацтеки. Они называли их семпоальшучитль и засевали ими свои огороды, любуясь красивыми цветами. После лечились ими при лихорадке, истощении, болезнях почек, а в своих ритуальных обрядах непременно использовали те же бархатцы. Древние индейцы были убеждены, что и растут тагетесы там, где спрятано золото. До сих пор в Мексике сохранилось почтительное отношение к бархатцам. Цветы используют для украшения алтаря в ежегодный праздник День мертвых, когда принято вспоминать всех умерших родственников и знакомых. Цветы называют Flor de Muerto (цветами мертвых) и к празднику высаживают на могилах умерших.
С приходом европейцев на американский континент бархатцы распространились по всему миру и прижились во многих климатических поясах, где сейчас можно встретить не только культурные, но и одичавшие тагетесы. В Индии и Таиланде бархатцами украшают свадьбы и фестивали. Широко используют бархатцы в индуистской религии. Например, в Непале, во время фестиваля Дипавали, символизирующего победу добра над злом, гирляндами из бархатцев оформляют дверные проемы и окна домов, офисов, торговых комплексов, бархатцы вкалывают в волосы и даже наряжают ими животных. Во Вьетнаме бархатцы являются одним из главных новогодних украшений и означают долгую жизнь.
Овес
Считают, что его культивируют со 2-го тысячелетия до н.э. Например, в Европе посевы овса проводили уже за 17 веков до н.э. Первые сведения о выращивании овса на территории России относятся к VII в.н.э.
Родина – Монголия и северо–восточные провинции Китая.
Овес постепенно распространялся на север, и сейчас это растение предпочитает климат Северной Европы, Великобритании и Исландии. В этом регионе с его коротким, холодным, дождливым летом не могут расти пшеница, рожь и ячмень, поэтому овес является для них самым важным злаком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотографии с проекта "Огород на окне"
Как оформить "Огород на окне" в старшей группе? Может быть вам помогут мои фотографии....

Итоговое мероприятие по проекту «Огород на окне» Физкультурный досуг Тема «Веселый огород»
Данный материал - это сценарий физкультурного досуга. Задачи :создать радостное настроение, развивать у детей мышечную силу, выносливость, быстроту реакции, ловкость, внимание, быстроту мышления...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Огород на окне». «Огород Смурфиков»
Посадка ,ухаживание и наблюдение детей за посаженными семенами овощей....
Экологический проект «Огород на окне» В рамках реализации всероссийского проекта «Эколята – дошколята».
Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Необходимо посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны,...
Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне». Краткосрочный Тема: «Веселый огород» группа раннего возраста
Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне»Краткосрочный Тема: «Веселый огород» группа раннего возраста Актуальность темы проекта: проект направлен на расшир...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ-ПРОЕКТ "ОГОРОД НА ОКНЕ" проект по окружающему миру (младшая группа)
проект по окружающему миру (младшая группа)...