Эколгическое воспитание дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Михеева Татьяна Валерьевна

Влияние игры на воспитание экологической культуры дошкольников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние игры на воспитание экологической культуры дошкольников.

Экологическое  воспитание – сравнительное новое направление дошкольной педагогики. Оно принципиально отличается от традиционного предмета, называемого «Ознакомление с природой». Теоритические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (Кондратьева, Хайдурова и др.).

         Суть нового направления заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно правильного отношения к объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни». (Николаева С.)

          Экологическое отношение к миру формируется на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше.

          Дошкольное детство – начальный этап  становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры, правильного отношения ребёнка к природе, к себе и людям, как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

          Экологические знания - это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогут ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым  относится и человек,  т.е. он сам.

          Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.  

          Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголках природы и на участке, ведение различных календарей, занятия, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.

          Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослых, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством.

          Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливает элемент связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом.

          Особое внимание педагог должен обращать на использование игры в воспитании экологической культуры. Дошкльник – это ещё маленький ребёнок, который хочет много играть. Дети дошкольного возраста со многими явлениями окружающей действительности знакомятся в процессе игры. Игра – лучшая подготовка к будущей жизни, в ней ребёнок развивает те способности, которые понадобятся ему в последствии. Особенно эффективным средством воспитания экологической культуры являются – дидактические игры. Они позволяют обеспечить возможность усвоения экологических представлений, пробудить интерес к природе и развить целостное отношение к ней, формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности, предоставить возможность для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильное решение, контроля и оценки результатов собственной экологической ориентировки деятельности. Игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой, вариативно, с учётом сформированных у детей представлений о многообразии объектов, о растениях и животных как живых организмов; о взаимосвязи и взаимодействии между объектами природы, о культуре поведения в природе.

          Комарова Т.С. отмечает, что игры, направленные на воспитание экологической культуры, могут быть сгруппированы следующим образом:

- игры по ознакомлению с флорой и фауной;

- игры по ознакомлению с окружающей средой (неживой природой);

- игры по ознакомлению с деятельностью человека.

          Таким образом из выше сказанного можно сделать вывод, что огромное значение в воспитании экологической культуры имеют непсредственно – игры и НОД.

Список литературы:

1. Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры. М., 1986. - 421 с.

2. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992. - 352 с.

3. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М.: 1978. -572 с.

4. Зворыгина Е.В., Игра дошкольника. - М., 1989. -457 с.

5. Карпова С.Н. Лысюк Л.. - С. Игра и нравственное развитие дошкольников. - М.: Просвещение, 1986. -118 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Викторина по эколгическому воспитанию дошкольников

laquo;Природа –наш дом!» Цель: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, закреплять знания детей о планете Земля и ее обитателях, пробуждать добрые чувства дете...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Картотека дидактических игр по эколгическому воспитанию.

Дидактические игры помогают детям лучше освоить материал. Материал предоставлен для проекта по экологическому воспитанию "Цветы на подоконнике"....