Ознакомление старших дошкольников с природой в повседневной жизни
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Ознакомление старших дошкольников с природой в повседневной жизни
(из опыта работы)
Цели:
- Научить детей видеть единство и разнообразие природы, разбираться в связях и взаимосвязях между разными ее объектами.
- Научить наблюдать и понимать развитие и изменения в природе, рационально использовать и охранять ее.
- Формировать у детей эстетическое отношение к миру, воспринимать и оценивать прекрасное во взаимоотношениях людей и природы.
В каждое время года стараюсь научить детей видеть красивое, неповторимое. Выделяю для наблюдения с детьми такие объекты и явления, которые обладают наибольшей выразительностью. Например:
- живая природа: деревья, кусты, цветы, ягоды, животные, птицы, рыбы, насекомые и т.п.;
- неживая природа: солнце, ветер, дождь, температурный режим, почва, вода, воздух и т.п.
Наблюдая с детьми за природой, мы отмечаем такие моменты:
Как растения реагируют на “настроение” природы?
Как животные реагируют на “настроение” природы?
Как люди (дети) реагируют на “настроение” природы?
Круглый год в группе дети ведут календарь природы.
Ежемесячно знакомлю детей с 3-4 видами объектов. Собираем с детьми материал о растениях и животных по темам:
“Животные нашего края”,
“Растения нашего края”,
“Мы их знаем”,
“Наши любимцы” и т.п.
Дети рассматривают иллюстрации, описывают их внешний вид, рассказывают о них то, что уже знают.
ОСЕНЬЮ стараюсь показать детям, как осенняя окраска листьев придает растениям особую чарующую силу. У хвойных деревьев: ели, лиственницы, сосны, особо привлекательны шишки. Плоды - у можжевельника, жимолости, шиповника и др.
Знакомлю детей с красиво цветущими осенними цветами - георгинами, астрами, шафранами и др. Создаем с детьми цветочные аранжировки, композиции, пробуждая фантазию детей. Из засушенных листьев и сухих былинок дети создают интересные аппликации.
Поздней осенью обращаю внимание детей на растения, находящиеся уже в состоянии покоя, без листьев. Их стволы и ветки очень контрастно выделяются, особенно при хорошем солнечном освещении.
ЗИМОЙ знакомлю детей с красотой хвойных деревьев и кустарников. Помогаю почувствовать разнообразие таящихся в них образов:
Сосны на опушке, до небес верхушки,
Слушают стоят.
А внучата елочки, тонкие иголочки,
У лесных ворот водят хоровод.
Например, во время беседы о деревьях задаю детям следующие вопросы:
- Чем деревья отличаются от других растений?
- Какие деревья вы знаете?
- Деревья живые или нет?
- Много ли деревьев растет около нашего детского сада?
- Что произойдет, если вдруг деревья исчезнут? и т. п.
Во время прогулок дети наблюдают за красотой зимней природы: искрящимся на солнце снегом, травинками, кустами и деревьями покрытыми инеем и припорошенные снегом. Учу детей почувствовать волшебную силу зимнего затишья в природе или понаблюдать за метелью.
Не забываем зимой понаблюдать и за птицами, замечать их трудности. Напоминаю детям, что зимой птицам страшен не только мороз, но и голод.
ВЕСНОЙ заносим в группу ветки тополя, березы, осины, вербы и т.п. Дети любуются их формой, гармонией цвета, наблюдают и радуются первым зеленым листочкам.
На прогулках ведут наблюдения за набуханием почек, соцветием вербы, первыми травинками. Предлагаю вспомнить, какие изменения приносит весна в жизнь природы и человека примерно в следующей последовательности:
- Изменения в неживой природе (солнце ярко светит, начинают таять снег и лед, появляются проталины, длиннее становятся дни, а ночи короче и т. п.).
- Изменения в растительном мире (деревья, кусты, травы и цветы начинают просыпаться, расти).
- Изменения в животном мире (как меняется их жизнь в течении весны). Весной дети также наблюдают за активным ростом комнатных растений,
учатся ухаживать, пересаживать. Работая с почвой дети одновременно знакомятся с песком, землей, камнями, глиной. Определяют их значение в жизни растений.
ЛЕТОМ дети начинают наблюдать за яркими красками природы. Чем ярче светит солнце, тем ярче становятся краски окружающиеся нас, тем больше проявляется радости и впечатлений у детей.
Подвожу детей к пониманию того, что лето для природы - время труда и забот. Дети знакомятся с представителями фауны, с которыми можно встретиться только летом: цветы, насекомые т.п. Лето - это удивительное царство растений. Знакомлю детей с классификацией растений на культурные и дикорастущие. Сообщаю детям, что растительный мир дикой природы богат и разнообразен. Каждый цветок, который мы встречаем в лесу, на лугу хранит свою тайну, каждому из них мы должны быть благодарны.
Знакомясь с особенностями разных растений, мы изучаем правила личной безопасности:
не трогай растения, которые не знаешь;
не ешь ягоды с незнакомых растений;
собирай только те грибы, которые ты хорошо знаешь и т.п.
Знакомясь с культурными растениями, учу детей сознавать их ценность для жизни человека (пища, здоровье, красота).
Подвожу детей к выводу, что лето - это время свершения многих дел. Летом люди не только отдыхают, но и много трудятся (в садах, в огородах, на полях). Постепенно подвожу детей к пониманию того, что природа является первоосновой красоты в искусстве. Рассматриваем с детьми картины- пейзажи по временам года. Подчеркиваю, что ВРЕМЕНА ГОДА - это разнообразие цветовых оттенков.
“зима” - холодная цветовая гамма;
“весна” - теплая цветовая гамма;
“лето” - горячая цветовая гамма;
“осень” - сдержанная цветовая гамма.
В течение года на занятиях и в свободное время дети выражают свои впечатления об окружающем мире через рисунки, аппликации, оригами, лепку. Художественная литература воспитывает у детей умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней, а также учит видеть закономерности природных явлений.
Постепенно подвожу детей к пониманию того, что наша земля очень богата. Она единственная в солнечной системе “живая планета”. Земля является общим домом для всех людей, животных, растений, рыб, насекомых и др. И этот дом надо беречь.
Каждый год, 22 апреля, отмечаем с детьми День рождения Земли. В этот день проводим тематические занятия, развлечения. К этому дню дети рисуют рисунки о том, что они хотели бы видеть всегда на Земле, посвящают ей хорошие добрые слова:
Земля кормит людей, как мать детей.
Кто Землю любит, тот голоден не будет, и др.
В процессе познания дети начинают понимать, что нужно всему живому. У них возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т. е. понимания связей и отношений, существующих в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование экологических экспозиций при ознакомлении старших дошкольников с природой местного края»
Описание и методика создания экологических экспозиций...
Ознакомление старших дошкольников с природой родного края.
Статья и методические пособия (мнемотаблицв и дидактические игры) по озникомлению дошкольников с природой родного края...
Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"
Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению старших дошкольников с природой «В гости к старичку-лесовичку».
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению старших дошкольников с природой «В гости к старичку-лесовичку» предназначен для воспитател...
выступление на педсовете.Опыт работы на тему:"Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с природой родного края
Детское экспериментирование с введением ФГОС дошкольного образования получила новый виток в развитии. Именно исследовательская деятельность, помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, ,...
Значение и методика ознакомления старших дошкольников с природой посредством использования художественного слова.
Восприятие дошкольника – это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений, в том числе образы...
Сборник конспектов дидактических игр по ознакомлению старших дошкольников с природой тундры с использованием мультимедийных презентаций.
Сборник включает в себя конспекты организации дидактических игр по ознакомления с природой тундры с использованием мультимедийных презентаций для детей старшего дошкольного возраста. В посо...