Организация проведения прогулок
материал по окружающему миру на тему
В данном материале представлены рекомендации для педагогов по организации и проведению прогулок с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация проведения прогулок»
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, в помещение заходят лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день общей продолжительностью до 4 часов. Только температура воздуха ниже - 15 градусов или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или отмены ее.
Во время прогулки воспитатель осуществляет основную работу с детьми. Младший воспитатель помогает ему во всем. В целях охраны жизни и здоровья детей оба взрослых, начиная рабочий день (до приема детей). Внимательно осматривают весь участок: нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов т. д. Планируя целевую прогулку за пределы дошкольного учреждения, оба взрослых должны хорошо узнать место, где будут останавливаться дети, предусмотреть все необходимое в пути, чтобы ничто не угрожало их жизни. Младший воспитатель сопровождает детей в целевых прогулках, может подключиться и старший воспитатель дошкольного учреждения.
Непрерывным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления.
Таким образом, наблюдение - один из главных компонентов прогулки.
Детей следует привлекать к активным мыслительным операциям, к выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, к воспроизведению действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобы систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее.
Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс. Трудовые действия детей следует также считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.
Таким образом, структурными компонентами прогулки являются:
- разнообразные наблюдения,
- дидактические задания,
- трудовые действия самих детей,
- подвижные игры и игровые упражнения.
Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 10 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. Например, в пасмурный морозный день дети, выйдя на прогулку, сразу же включаются в подвижную игру, что неизменно поднимает их эмоциональный тонус.
В течение всего года в обязательном порядке проводится вечерняя прогулка. Так как взрослый дополнительно занят встречей с родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия (снимаются два структурных компонента прогулки).
На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что- то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры- развлечения, понаблюдать с подгруппой детей за каким-либо необычным явлением или событием, которое заметили они сами. Главное - сделать так, чтобы на прогулке не было скучно.
Прогулки широко используются и для экологического воспитания детей. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организует разнообразные игры с природным материалом - песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении коллективных наблюдений используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово и т. д., однако, учитывая, что на детей действуют разнообразные раздражители, наблюдения проводятся кратковременно и многократно повторяются.
Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей
Консультация для воспитателей на тему: «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей»Цель консультации: систематизировать знания педаг...
Организация проведения прогулок
организация проведения прогулок...
Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей
Как правильно организовать и провести прогулку с дошкольниками...
Доклад "организация проведения прогулок"
прогулки на свежем воздухе...
Организация проведения прогулок.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное...
Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей
Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей...
Консультация для воспитателей "Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей"
Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе Воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь представляются...