Организация проведения прогулок.
статья по теме

Баранова Вера Михайловна

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Прогулка организуется два раза в день: в первую и во вторую половину дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проведения прогулок.

Баранова Вера Михайловна -  старший воспитатель МАДОУ д/с №1 «Солнышко» г. Шагонар р.Тыва

Процесс воспитания детей непрерывен.

Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Основная цель педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении активной содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдения, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления  детей об окружающей природе и общественной жизни.

        Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий  и создать  у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

        Непременным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Это успешно решается в ходе систематических проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулках обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления.

Таким образом, наблюдение – один из главных компонентов прогулки.

Детей следует привлекать к активной мыслительной деятельности, к выполнению заданий совершенствовать их навыки, умения ориентироваться на участке детского  сада и т.п.

        На прогулке планируют наблюдения предметов и явлений общественной жизни и природы, наблюдения за трудом взрослых, жизнью города, животных, а так же за трудовой деятельности самих ребят. В календарном плане воспитатель конкретно указывает, что дети будут наблюдать, с какой целью, каким видом  труда будут заняты как будут распределены между ними обязанности.

        Таким образом, структура прогулки состоит из следующих компонентов:

  • Разнообразные наблюдения (цель) (дидактические задачи);
  • Трудовые действия самих детей (цель);
  • Подвижные игры и игровые упражнения;
  • Индивидуальная работа по физкультуре;
  • Самостоятельная деятельность детей.

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минуты осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. последовательность и продолжительность разных видов деятельности, должны изменяться с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то начать ее целесообразно с организации подвижных игр или спортивных развлечений, труда. И наоборот, если прогулке предшествовали физические и музыкальные занятия, то начать ее лучше со спокойной самостоятельной деятельности.

        Главное – каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формировании личных качеств дошкольников.

        На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя на  интересную для них тему, организовать индивидуальные игры – развлечения, понаблюдать с подгруппой детей за каким-либо необычным явлением или событием, которое заметили они сами. Главное – сделать так, чтобы на прогулке не было скучно.

        Я как старший воспитатель систематически изучаю работу воспитателей с детьми на прогулке, оказываю им методическую помощь в планировании ее содержания, приемов и методов руководства разнообразной детской деятельности. Так же  слежу, чтобы в календарном плане воспитатели указывали, какие атрибуты, игрушки будут нужны для игры детей, т.е. материал на вынос. Потому что, исходя из этого у детей возникает желание играть в ту или иную игру (матросские бескозырки, бинокль – «моряков», руль – «шофера»  и т.п.

        Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако, необходимо иметь виду , что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей

Прогулка «У природы нет плохой погоды»

Цель прогулки – активизировать имеющиеся у детей знания о животных и растениях, познакомить с понятием «погода», с влиянием изменений погоды на растения, животных и людей, способствовать формированию умения оценивать состояние окружающих растений и животных, учить вести фенологические наблюдения.

        Перед прогулкой следует рассказать детям о факторах, составляющих погоду. Сделать образец дневника природы, показать, как фиксировать известные явления природы в дневнике при помощи условных знаков. Рассказать, как нужно одеваться на прогулку в разную погоду. Выяснить, каких птиц, насекомых, обитающих на пришкольном участке, знают дети. Рассмотреть иллюстрации, изображающие известных птиц и насекомых.

        С этой прогулки следует начать ежедневное наблюдение за погодой, за сезонными явлениями природы. В начале и в конце прогулки педагог может спросить детей, какова погода, произошли ли какие изменения в состоянии погоды за время прогулки, как дети определили это. Учли ли они состояние неба (чистое, наличие облаков и туч), присутствие ветра (тихо, ветрено), температуру (тепло, холодно, прохладно). Как выглядят растения (веселые, грустные, поникшие), птицы (нахохлились, радостные, тревожные), летают ли насекомые, как влияет погода на человека (зябко, жарко, какое настроение). Затем попросить детей отметить приметы осени.

        Выполнить игровое задание «Природные несуразности» и  поиграть в игру «Жмурки в кругах».

                       «Природные несуразности»

        Во время прогулки по определенному маршруту детям предлагается найти предметы неприродного происхождения, которые педагог заранее расположил на этом участке. После прохождения маршрута по количеству увиденных несуразностей определяется самый зоркий путешественник. Затем педагог с детьми ещё раз идет по маршруту, отмечая вместе с ними эти несуразности.



Предварительный просмотр:

Нетрадиционные праздники в детском саду.

(из опыта работы старшего воспитателя  МАДОУ д/с № 1 «Солнышко» г. Шагонар)

«Если праздников не хватает, их следует выдумывать»

Праздник – это событие, которое всегда с нетерпением ждут дети. Праздник делают жизнь детского сада яркой и богатой, помогают сделать ее незабываемой, оставляют яркий след в душе ребенка.

        В нашем детском саду накоплен богатый опыт проведения праздников и развлечений. Хочется остановиться на нетрадиционных развлечениях, проведенных в детском саду «Солнышко».

        Каждый год, в начале осени мы проводим, ставший традиционным для нас праздник цветов. Кратко охарактеризовать это мероприятие можно так:  «Красота! Цветы! Музыка!».

        Стоит ли говорить, что в этот день наш музыкальный зал становится особенно прекрасен от множества красивых цветов, поделок, панно. Родители и дети принимают самое активное участие, придумывая названия для своих произведений, с радостью участвуют в конкурсах, а мы в свою очередь год от года стараемся сделать их все более интересными.

        Например, конкурс «Дирижеры» для мам. Выбирается по одному дирижеру от каждой команды. Одна команда исполняет песню «Желтые тюльпаны», а другая  «Миллион алых роз». Дирижеры соответственных руководят своим хором, затем на какое-то время звук магнитофона убирается на нет, а команды продолжают петь только при помощи дирижера, затем звук прибавляется, а жюри определяет чье пение лучше совместилось о фонограммой.

        Или конкурс для детей: «Рассмеши Несмеяну» (кто состроит самую смешную рожицу и рассмешит Царевну-Несмеяну, которая не рада цветам).

        К юбилею творчества С.А. Есенина мы провели развлечение «Русь моя родная». Было много стихов в исполнении детей. Воспитатели исполнили песню на стихи С. Есенина «Белая береза». Дети старшей группы красиво исполнили танец с листьями на  музыку Г. Пономаренко, сл. С. Есенина в исполнении ансамбля «Золотое кольцо».

                Обязательными стали у нас отчетные концерты, проводимые в начале ноября и в апреле. Родители посещают их с особым удовольствием. Зачастую в концертах участвуют взрослые.

        Хочется выделить постановку силами наших воспитателей «На птичьем дворе», «Сотворение дошкольного мира», показ моделей одежды, изготовленной из бросового материала. Зрители воспринимают такие выступление на «Ура».

        Особой любовью у детей пользуются кукольные спектакли. Сколько неподдельной радости и эмоций можно прочитать на лицах детей. Хочется отметить постановку «Про Красную Шапочку», а также «Снегурочка и весна» с использованием классической музыки. Очень весело прошли у нас конкурс мальчиков «Добры молодцы». Все мальчики представляли свои костюмы: казак, гусар, солдат и т.п., а девочки участвовали в конкурсе национального костюма. Родители оказали нам неоценимую помощь. Дети  и их родители показали себя знатоками родного края, своих обычаев и традиций. Ну, а самыми необычными и запоминающими были праздники бантика, бабушкиных и маминых пирогов, парад шляп, праздник чая, русского валенка и праздник молока. Эти развлечения не требовали от детей особой подготовки, зато взрослым пришлось потрудиться, ведь готового сценария нет, материал собирали буквально по крупицам. Так, на «День бантика» написали подробное красочное объявления о предстоящем празднике и предложили родителям в нем поучаствовать. В день праздника в нашем зале «выросло» чудо-дерево на котором вместо листьев – бантики. Под деревом сидели лесные зверюшки, украшенные бантиками. Весь зал просто состоял из бантиков,  (мы использовали атласные и капроновые ленты, шарфы, блестящие подарочные бантики). А мамы превзошли самих себя в украшении детей. Особенно отличилась группа «Рябинка». Банты были связанны крючком, в виде аппликации, а также атласные или бумажные.

        Предлагаем коллегам веселый запоминающийся сценарий праздника «День бантика». Это развлечение не требует долгих подготовок и репетиций.

        Пусть нашим детям будет радостно и весело!

Праздник бантика! (Сценарий нетрадиционного развлечения).

Ведущий. Сегодня у нас необычный веселый праздник. Везде столько разноцветных бантов и бантиков, в честь этого события в нашем детском саду распустилось чудо-дерево (показать). Итак, у нас праздник  - бантика, и начнем мы его  веселыми частушками.

 Частушки.

  1. Повяжу я красный бантик

И по улице пойду.

Ну кому какое дело,

Что я Витеньку люблю?

  1. У меня все платье в бантах,

Буду я красавица.

Пусть лентяи не подходят,

Пока не исправятся.

  1. Бантики мы все наденем,

Съездим на Багамы.

Только жаль, что на гастроли

нас не пустят мамы.

  1. С лентами,  да с бантами,

Да под руку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

  1. Мода, мода, мода, мода,

До чего же ты дошла,

Даже бабушка Матрена

В церковь в бантике пошла.

        (После пения частушек ведущий предлагает выбрать жюри из числа присутствующих мам).

Ведущий. А сейчас мы устроим шествие бантиков (Дети встают в круг и показывают свои наряды под веселую музыку. Затем в кругу дети исполняют любой коммуникативный танец-игру, например «Если весело живется, делай так».) Наш праздник в самом разгаре, сейчас мы поиграем.

Игры.

  1. «Кто скорей завяжет бантики на скакалке».
  2. «Укрась елку бантиком» (плоскостные елочки с завязанными глазами украсить бантиками).
  3. «Наряди мальчика» (повязать мальчикам бантик).

Ведущий. А теперь я приглашаю кукол с большими бантами потанцевать.

Танец кукол. Музыка А. Зацепина, слова А. Рождественской.

Мы заведены ключами

И теперь шагаем сами,

Башмачками мы стучим,

Праздник мы встречать спешим   (Идут «кукольным»  шагом, ноги не сгибаются).

Гляньте-ка, петрушки – франты,

Как на нас красивы банты!

Кукол где найти таких

В пышных платьях голубых (Сидя на полу, делают наклоны вперед и  назад, держась руками за бант).

Мы заведены ключами

И теперь шагаем сами,

Башмачки стучат… но вот,

Кончился у нас завод  (Идут по кругу, на последние слова замирают).

Мы стоим на повороте,

Если вы нас заведете,

Тотчас снова оживем

И опять шагать пойдем   (Ведущий «заводит»  каждую куклу бутафорским ключом).

Ведущий. А сейчас мы почитаем стихи о бантиках.

  1. У меня есть кукла Барби – золотых волос волна.

Повяжу я кукле бантик – улыбнется мне она.

Я в ответ ей улыбнусь и, как Барби, причешусь.

        

2.         Синенькая юбочка,

Ленточка в косе

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг,

Как танцует Любочка –

Лучше всех подруг!

Кружатся и юбочка

И ленточка в косе,

Все глядят на Любочку –

Радуются все.

3.         Ветер осенью летал,

Ветер листики считал:

Кранный лист, зеленый лист,

Липы лист, клена лист,

Ветер в садик залетал,

Ветер бантики считал:

Желтый бантик у Танюши,

А зеленый  - у Валюши,

А у Кати бантик красный,

Из новой ленточки атласной.

Бантики хорошие, а девочки пригожие.

Неожиданно под музыку в зал заходит старуха Шапокляк с крысой Лариской.

Шапокляк. Здорово, ребята – клопята! А чего это вы так нарядились, все в бантиках. (Дети отвечают). А меня-то вы узнали? Я – веселая старушка-молодушка по кличке Шапокляк. Ну,  раз у вас праздник я буду самой доброй в мире старушкой и делать всем…гадости. Ой, тьфу! Подарки…

Ведущий. Подождите, уважаемая. На нашем празднике нельзя находиться без бантика. Наденьте, пожалуйста, это. (Дает Шапокляк бантик).

Шапокляк.  Ой, спасибо. (Надевает бант). Я сразу помолодела и из старушки в девушку превратилась. А кто хочет тысячу рублей? Идите сюда! (Вызывает несколько человек). Ой, какие умненькие мальчики и  хорошие девочки. Все денежек хотят. Я сейчас положу вот сюда мой кошелек (Кладет кошелек, к нему привязана леска), а в нем тысяча рублей. Когда я скажу «Гоп» нужно схватить кошелек, в котором лежит 1000 рублей. (Ш. дает ложные команды: го…о…о..луби прилетели, го…о…о..сти приехали, го…о…о..лову повыше, а затем дает возможность схватить кошелек).

Шапокляк. Молодец, вот кто у нас самый ловкий, только я забыла 1000 рублей, за то у меня есть вот что (достает из кошелька бантик).

(Смотря на часы). Ой, заболталась я тут с вами. Сейчас Гена с Чебурашкой гулять пойдут, а мне еще надо кирпич в коробку из-под торта положить! Чао

Ведущий. Шапокляк, ты же сказала, что не будешь гадости делать.

Шапокляк.  Ой, забыла. Ладно я коробку бантик положу. Пока! (Уходит).

Ведущий.  Дети, покажите мне свои язычки. Прекрасно! А теперь проверьте есть ли язык у соседа. Отлично! А теперь давайте громко скажем: «Бантики». (Повторить несколько раз).

Настало время выбрать принцессу и принца бантика. Слово зрителям. А закончим наш праздник веселой песней.

Песня «Новый бант». Музыка О. Хромушина, слова М.Садовского.

Ведущий. А теперь настало время выбрать принца и принцессу бантиков (Слово жюри. Мамы определяют победителей, надевают корону  - бантик. Поощрительные призы для всех детей ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей

Консультация для воспитателей  на тему: «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей»Цель консультации: систематизировать знания педаг...

Организация проведения прогулок

организация проведения прогулок...

Доклад "организация проведения прогулок"

прогулки на свежем воздухе...

Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей

Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей...

Организация проведения прогулок

В данном материале представлены рекомендации для педагогов по организации и проведению прогулок с детьми...

Консультация для воспитателей "Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей"

Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе Воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь представляются...