Конспект НОД "Птицы" подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД "Птицы" для детей подготовительной группы (конец года) Интеграция образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Социализация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_ptitsy.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД « П Т И Ц Ы »
(подготовительная группа, конец года)
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Программное содержание:
- Уточнить и систематизировать имеющиеся у детей знания о птицах.
- Расширять представления об особенностях поведения птиц весной.
- Развивать познавательный интерес при установлении причинно-
следственных связей между внешним видом, местом обитания, и особенностями питания птиц.
- Закреплять умение в составлении описательных рассказов и
классификации птиц.
- Упражнять детей в словообразовании, чётко и правильно произносить
все звуки речи.
- Развивать умение логически мыслить, делать выводы и умозаключения.
- Развивать знаково-символическую функцию сознания.
- Формировать основы экологических знаний и экологического сознания.
- Воспитывать у детей гуманное отношение к природе и её обитателям.
Оборудование:
Карта – схема, загадки о птицах, аудиокассеты с записями голосов птиц и глухариным токовищем. Знаки-символы о правилах поведения в лесу, модель - схема с обозначениями признаков птицы.
Дидактические игры «Чье гнездо?», «Что можно есть этим клювом?», «Помоги птицам найти друзей».
Оборудование для опыта: вода, пульверизатор, вазелин, салфетки, перья.
Карточки с изображениями водоплавающих, зимующих и хищных птиц.
Словарная работа: Токовище, сокодвижение, сальные железы, вазелин, пульверизатор. Орнамент, народные приметы.
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, скажите, а вы любите путешествовать? Куда можно отправиться в путешествие?
Дети: - …в лес, на озеро, в другой город, другую страну, горы...
Воспитатель: - Я вам предлагаю отправиться в удивительное путешествие в мир природы. Хотите? У нашей матушки природу есть несколько царств. Назовите их
Ответы детей: - …растительный мир, животный мир, мир микробов... Воспитатель: - Давайте заглянем в царство животного мира, где есть
такие королевства, о названии которых вы догадаетесь по картинкам (подводный мир, мир насекомых, мир животных, мир птиц).
Изменяются времена года и происходят изменения в жизни животного и растительного мира. Скажите, какое сейчас время года?
Дети: - Весна!
Воспитатель: - Назовите мне весенние месяцы? Какой сейчас идёт месяц? (ответы детей)
Воспитатель: - Саша, расскажи стихотворение об апреле:
Ребенок: - Хорошо в лесу в апреле пахнет лиственною прелью,
Птицы разные поют, на деревьях гнёзда вьют.
На полянке медуница выйти к солнышку стремится.
Набухают веток почки, пробиваются листочки.
Воспитатель: - О каком периоде весны в нём говорится?
Звучит аудио кассета с голосами птиц.
Воспитатель: - Куда мы с вами попали? (в царство птиц). Чтобы не заблудиться у меня есть карта. Давайте рассмотрим её!
Дети рассматривают карту.
Воспитатель: - В каком направлении нам идти? Сколько у нас будет стоянок? Назовите их
Дети: - … лиственный лес, ..озеро, ..сосновый бор.
Воспитатель: - Ребята, в лесу мы гости и должны правильно себя вести.
Давайте вспомним правила поведения в лесу.
Дети называют их по знакам-символам. Ответы детей:
1. Нельзя забирать животных из леса. Это их дом. Они разучатся самостоятельно добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе.
2. Охраняйте цветы! Ландыши занесены в Красную книгу. Это лекарственное растение.
3. Не топчите грибы мухоморы, ими лечатся разные животные.
4. Нельзя ломать ветки деревьев. Дерево — живое и может погибнуть. На деревьях вьют гнезда птицы.
5. Сохраняйте паутину — это дом паука.
6. Берегите бабочек! Они опыляют растения и могут погибнуть в неволе.
7. Кора дерева — это как кожа у человека. Дерево живое, без коры оно погибнет.
8. Охраняйте муравейники! Муравьи — санитары леса.
9. Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птица-мать может бросить это гнездо.
10. Костер в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса.
11. Громкая музыка, шум, крик может распугать птиц, зверей, и они бросят свои гнезда и норы. Ведь звери привыкли жить в тишине.
12. Лес — это дом для животных и растений, в котором всегда должно быть чисто.
Ребенок читает стишок:
Гнездо на ветке птичий дом вчера птенцы родились в нём
Ты птичий дом не птичий дом не разоряй и никому не позволяй.
Воспитатель: - Правила поведения в лесу вы знаете. Мы пришли в гости, а значит надо поздороваться. Но помните, что в лесу шуметь нельзя.
Дети: - Здравствуй, здравствуй, добрый лес, полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи, мы никого здесь не обидим.
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: - Глубоко вдохните полной грудью весенний воздух. Почувствовали, какой он?
Дети: - …душистый, чистый, ароматный, лесной, свежий, тёплый.
Воспитатель: - Почему же всё так красиво вокруг? Весна пришла в лес. Давайте вспомним признаки весны.
Ответы детей:
- Весной день стал длиннее, …солнце светит ярче;
- стало теплее, прилетели перелётные птицы;
- тает снег, …много влаги и тепла;
- набухают почки, …проснулись насекомые;
- после зимней спячки пробудились медведи;
- началось сокодвижение у деревьев;
- люди одеваются легко...
Воспитатель: - Молодцы! Присаживайтесь на пенёчки и давайте прислушаемся к лесным звукам леса (поют птицы, стучит дятел, хрустят ветки под ногами, шелест...) ( релаксация)
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете загадки про птиц? Сейчас проверим! (на фланелеграф выставляются карточки отгадки).
- Всех перелётных птиц черней, чистит пашню от червей.
Целый день по полю вскачь, а зовётся птица ... (грач).
- Днём спит, ночью летает и прохожих пугает… (сова).
- Птица – санитар леса …(дятел)
- Кто высоко летает, а от воды не отлетает? …(журавль).
- Кто на хвосте новости приносит? …(сорока).
- Его узнаем мы по двум простым приметам,
Он в белой шубке лишь зимой, а в серой шубке летом…. (заяц).
- Кто на ветке на суку, счёт ведёт ку-ку, ку-ку….. (кукушка).
Воспитатель: - Кто здесь лишний? (на фланелеграфе).
Дети: - Заяц!
Воспитатель: - Почему вы так решили?
Дети: - Это не птица, у него нет перьев и клюва.
Воспитатель: - Покажите мне модель-карточку, обозначающую птиц (тело покрыто перьями, имеет клюв, крылья, две ноги).
Слышится стук дятла (аудиокассета).
Воспитатель: - Что за звуки раздаются в лесу? Что это за птица?
Дети: - Это дятел.
Воспитатель: - Что вы знаете об этой птице? Почему дятла называют санитаром леса?
Дети: - Дятел – лесной доктор. Он лечит старые больные деревья, истребляя вредных насекомых. Вот какая умная птица дятел!
Воспитатель: - Ребята, смотрите! Там, на ветке дерева, сидит, не шевелясь, какая-то птица!
Дети: - Сова.
Воспитатель: - А что вы знаете про сову?
Ответы детей: - Сова днем спит, ночью охотится.
- Даже ночью с большой высоты видит она затаившуюся в траве мышь.
- Сова - птица хищная. У неё очень хорошее зрение и слух.
- Она услышит даже, как жук ползёт по дереву.
- Сову считают мудрой птицей, потому что она долго живёт.
Воспитатель: Весной у птиц появляются новые заботы. Какие?
Дети: - Им нужно строить гнёзда.
Воспитатель: - Где птицы строят свои гнёзда?
Ответы детей: - Птицы строят гнезда на земле, в траве, в кустарниках, на верхушках деревьев, в дуплах.
Воспитатель: - А из чего птицы строят свои гнёзда?
Ответы детей: - Птицы строят гнезда из веток, прутиков, соломы, перьев, мха, пуха и меха животных.
Дидактическая игра "Чьё гнездо?"
На столах лежат карточки. Дети с помощью стрелок должны показать какая птица и где стоит гнезда.
Воспитатель: - Дальше нам предстоит идти по кочкам, чтобы не провалиться в болото.
Дети имитируют ходьбу по кочкам.
Воспитатель: - Вот мы с вами и пришли на небольшую полянку между озером и болотом. Кто же это?
На одной ноге стоит в воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат.
Дети: - Цапля.
Воспитатель: - Что вы можете сказать об этой птице?
Ответы детей: У цапли длинные ноги, чтоб не провалиться, острый длинный клюв, на голове хохолок, она питается лягушками.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это за красавица плывёт?!?
Дети: - Это лебедь. (Составление описательного рассказа о лебеде).
Воспитатель: - Вы знаете главное отличие водоплавающих птиц от лесных?
Дети: - Водоплавающие птицы не намокают и не замерзают в воде.
Опыт "Одежда водоплавающих птиц"
Оборудование: вазелин, бутылочка воды с пульверизатором, перья, салфетки).
Цель: выяснить почему водоплавающие птицы не намокают.
Ход: нанести вазелин на часть руки, сбрызнуть покрытый вазелином участок кожи водой. Понаблюдать, как вода собирается в капельки и скатывается с кожи.
Воспитатель: - Водоплавающие птицы не смогли бы плавать, если бы их перья не покрывал жир. У птиц есть специальные сальные железы. Утки, лебеди, гуси, чайки, клювом смазывают свои перья жиром. Он защищает птиц от намокания и замерзания. Вода не может проникнуть сквозь оперение и скатывается с тела.
Пальчиковая гимнастика «Птичка»
Птичка крылышки сложила, пёрышки помыла, клювом помела, зёрнышки нашла, зёрнышки поела, песенку запела, крылышки раскрыла и полетела, полетела (дети имитируют движения по тексту)
Дидактическая игра "Что можно есть этим клювом?"
Выбрать и определить чем питается птица. Почему ты выбрал лягушку? (потому что клюв длинный, им удобно ловить лягушек и рыб в воде). Почему ты выбрал мышь и зайца? (у хищных птиц клюв мощный, загнутый).
Воспитатель: - Давайте дальше посмотрим на нашу карту. Что это за лес? Почему мы не слышим ни одной птицы? Наверное, мы громко разговаривали и они все спрятались?
Звучит кассета с записью пения птиц.
Воспитатель: - Ребята мы с вами попали на глухариное токовище. Где глухари живут зимой, а где летом?
Ответы детей:
- Зимой - в хвойном лесу, питаются хвоинками.
- Весной - перелетают в лиственный лес, где будут кормиться до поздней осени).
Воспитатель: - Фигурку глухаря ханты ставили за спинку детской колыбели, чтобы маленькие дети лучше спали. Глухарь как бы охраняет их сон. Помните, как мы с вами рассматривали орнамент на колыбели? Орнамент похож на живого глухаря: голова, лапы, хвост форма туловища, крылья.
Воспитатель: - Кто знает, что это за птица?
Дети: - Эта птица называется тетерев.
Воспитатель: - На что похож её хвост?
Дети: - Хвост тетерева похож на музыкальный инструмент - лиру.
Воспитатель: - Давайте вспомним народные приметы о птицах.
Дети: - Ласточка низко летает - к дождю;
- воробьи купаются в луже - к жаре;
- вороны собрались в стаи и кричат - к изменению погоды.
Воспитатель: - Коренные жители ханты очень бережно относятся к природе и её обитателям, охраняя птиц и животных. Посмотрите, орнаменты на одежде и посуде напоминают животных, птиц и рыб.
Рассаживайтесь на лесной полянке. Сегодня мы много увидели, много узнали о птицах, их поведении, местообитании, чем питаются.
Воспитатель: - Ребята, вспомните и назовите пословицы о птицах.
Ответы детей:
* Лес без птиц не лес.
* Всякая птица своим пером гордится.
* Всякая птица по-своему поет.
* У каждой пташки - свои замашки.
* Не бывать вороне соколом.
* Немного синица ест, пьет да весело живет.
* Сорока без причины не стрекочет.
* Сорока на хвосте новости приносит.
* Соловей берёт пением, а человек – умением.
* Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
* Кукушка кукует - по дому горюет.
* Журавль прилетел и тепло принес.
* Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.
* Сколько кукушке не куковать, а к зиме все равно улетать.
Дидактическая игра « Помоги птицам найти друзей»
Воспитатель: - Возьмите конверты и поделите птиц на три группы зимующие, водоплавающие, хищные.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: - Молодцы, быстро справились с заданием.
Ребенок: Если утки перестанут крякать, а вороны престанут каркать,
Дятел дерево долбить в лесу, а кукушка плакать на суку. Что случится? Что произойдёт?
Воспитатель: - Ребята, что может случиться, если птиц не станет?
Ответы детей:
- Случится беда: умолкнут поля, леса и луга;
- расплодятся вредные насекомые, грызуны - они съедят все листья, хвою на деревьях;
- погибнут леса и сады.
Воспитатель: - Что мы должны делать, чтобы этого не случилось?
Дети: Мы должны охранять и беречь птиц.
Воспитатель: - Да, лес это большой дом, где у каждого растения, зверя и птицы есть своё место. Все они нужны друг другу и зависят друг от друга.
На этом наше путешествие в царство животных подошло к концу.
Давайте попрощаемся с лесом:
Дети: До свидания, добрый лес! Полный сказок и чудес!
Мы к тебе ещё придём и подарки принесём!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приключения в Сказочном лесу" (конспект, средняя группа, с блоками Дьенеша)
Конспект занятия по математике с использованием блоков Дьенеша в средней группе (конец учебного года).Программное содержание:· Закреплять представления ...
Занятие - конспект. Подготовительная группа. Рисование "Подводный бал". Нетрадиционные приемы в рисовании.
Рисование с использованием нетрадиционных приемов.Занятие "Подводный бал"(2 занятия) Программное содержание: Совершенствовать технические изобр...
Занятие - конспект. Подготовительная группа. Игровое занятие "Моя семья"
Программное содержание:Развивать представление о том, что такое семья – это все, кто живет рядом с ребенком, какие постоянные обязанности есть у каждого члена семьи. Способствовать развитию комм...
Конспект 2младшая группа
Огород...
Конспект развлечения группе по формированию ЗОЖ «Путешествие в страну Здоровья» в старшей группе
Формирование представления о здоровье, как одной из главных ценностей жизни....