Организация Эколого - развивающей среды в ДОУ. (комнатные растения)
консультация по окружающему миру на тему
Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.
Растениям принадлежит важная роль в улучшении среды, окружающей человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_ekologicheskaya.docx | 45.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
Пушкинского района г. Санкт – Петербурга
Организация
Эколого - развивающей среды в ДОУ.
(комнатные растения)
Консультация для воспитателей.
Автор составитель:
Воспитатель 1-ой категории
Самусь Александра Васильевна
г. Пушки
2013 г.
Введение.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем, не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.
Растениям принадлежит важная роль в улучшении среды, окружающей человека.
- Они положительно влияют на микроклимат помещения: снижают содержание углекислого газа в воздухе, повышают его влажность и обогащают кислородом, выделяют фитонциды (вещества, губительно действующие на микроорганизмы), смягчают производственный шум, уменьшают запыленность.
- Цветы и растения оказывают и благотворное эмоциональное воздействие: красота и разнообразие форм и окраски влияют на чувства человека, помогают снять нервное и физическое напряжение.
1. Подбор растений в уголке природы.
Комнатные цветы и растения в интерьере детских учреждений играют особую роль:
- они являются украшением помещения,
- действенным средством воспитания и образования детей.
Правильно организованная с комнатными растениями работа расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в закрытом помещении.
Для озеленения детских учреждений можно использовать многие виды цветущих и декоративно-лиственных растений. Исключение составляют растения, имеющие колючки (виды молочаев и кактусов) или содержащие аллергены и алкалоиды (примула, олеандр, лавровишня, арум, , тисе ягодный).
При оформлении дошкольных детских учреждений целесообразно применять такие виды озеленения, при которых растения не мешают подвижным играм детей. Цветы и растения размещают на специальных полочках и решетках, закрепленных на стенах, подвешивают в кашпо и «цветочных люстрах». Но живые растения рядом с детьми – это не только украшение, но и живая природа, нуждающаяся в заботе и покровительстве. Отдавая предпочтение вертикальному озеленению, часть растений следует размещать таким образом, чтобы дети могли ухаживать и наблюдать за ними. Для этого растения в напольных цветочницах располагают в зонах отдыха и комнатах для тихих игр, в живых уголках. В зависимости от планировки и назначения помещения в цветочницах можно содержать одиночные экземпляры или составлять композиции из нескольких растений.
Традиционным местом размещения растений являются окна и подоконники как самые светлые места любого помещения. Ассортимент растений и их количество зависят от размеров окон и их ориентации по отношению к сторонам света. При размещении растений следует избегать скученности, так как при этом они не только мешают друг другу, но и теряют свой декоративный эффект.
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.
Организация эколого-развивающей среды в помещении ДОУ.
- Организация кабинета природы, комнаты природы, экологического класса, лаборатории природы.
- Нетрадиционные элементы эколого-развивающей среды: зимний сад, зоосад, мини–огород на окне, мини-теплицы.
- Эколого-оздоровительные пространства - фитобар, зал для релаксации.
- Создание в помещении ДОУ музея природы.
- Использование коридоров, холлов и лестниц для экологического образования дошкольников.
Труд и наблюдения детей за растениями в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.
При отборе растений для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.
Требования к отбору обитателей уголка природы:
1.Растение должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений.
2.Уход за растениями по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения неприхотливые к уходу за ними.
3.Растения в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
4.Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
5.Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
6.Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.
Размещая растения в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться:
- Чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие (например, узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи.
- Уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер.
- Размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.
Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить:
- постоянны живут в уголке круглый год (комнатные растения);
- временные (вносятся на короткое время). Это растения местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, и др.).
2. Характеристика комнатных растений, подобранных воспитателем для группы.
1. Комнатные растения в младших группах.
При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи.
В уголок природы младших групп помещают растения:
- Четко выраженные основные части (стебель, листья);
- Ярко, обильно и долго цветущие. (Обыкновенная или зональная герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), азалия, китайский розан и др.).
- Имеющие пестро окрашенные листья, – аукуба («золотое» или «колбасное» дерево), колеусы. Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами.
- Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3–4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем, чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.
2. Комнатные растения в средней группе.
Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями.
В уголок природы средних групп помещают растения:
- Имеющие разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
- В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию — рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6–8 видов растений.
3. Комнатные растения в старшей группе.
В старшей группе продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков.
В уголок природы старших групп помещают растения:
- С разнообразными стеблями: вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей. (2–3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ).
- Луковичные, клубне - луковичные и т.д. (амариллис, кливия и др.).
Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге, условиям среды обитания.
4. Комнатные растения в подготовительной к школе группе.
Основная задача знакомства детей с природой в подготовительной группе - это формирование у них элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе растений обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.
В уголок природы подготовительных групп помещают растения:
- Резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); кактусы (1–2 вида), требующие очень небольшой и редкой поливки; традесканции – с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, герани и фуксии поливать которые следует весьма умеренно. О зависимости условий роста и развития растений, от условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых – амариллис, кливия, кринум, драцена, гемантус и др. Первый период зимы для этих растений – период покоя, и в это время их почти прекращают поливать.
Характеристика комнатных растений.
Амариллис (семейство Амариллисовые). Родина — Африка. Луковичное растение с-красивыми, яркой окраски (от белой до красной), похожими на лилию цветками. Листья ремневидные, ярко-зеленого цвета. Цветет глубокой осенью или зимой, образуя цветочную стрелку с 4—8 цветками. Зимой растение находится в состоянии покоя, поэтому его ставят в темное прохладное место и держат без поливки и ухода. В конце января — начале февраля, когда появится цветочная стрелка и длина ее достигнет 8—10 см, растение поливают и выставляют ближе к свету. После цветения пересаживают. Размножается луковичками-детками (при посадке половину луковицы оставляют открытой).
Аспарагус (семейство Лилейные). Родина — Южная Африка. В комнате разводят два вида: аспарагус перистый — с длинными свисающими ветвящимися стеблями, с тонкими, нежными, мягкими, светло-зелеными листьями, напоминающими короткие иглы. Растение светолюбивое, но не выносит сухого воздуха. Летом требуются обильный полив и опрыскивание. Размножается делением куста.
Аспарагус Шпренгери — ампельное растение с ниспадающими побегами. Листья шире и длиннее, чем у аспарагуса перистого. Требует такого же ухода, как аспарагус перистый.
Бальзамин, огонек (семейство Бальзаминовые). Родина — Тропическая Африка. Стебли сочные, прозрачные, хрупкие, с вздутыми "узлами. Листья темно-зеленые, нежные, яйцевидной формы, заостренные, с зубчатыми краями. Обильно цветет белыми или красными цветками. Летом требует обильного полива. Размножается черенками.
Бегония вечноцветущая. Родина — Бразилия. Красивоцветущее растение, усыпанное белыми или розовыми цветками. Листья некрупные, блестящие, косоовальные. Стебли хрупкие. Нетребовательна к уходу. Размножается стеблевыми черенками.
Бегония королевская, реке (семейство Бегониевые). Родина — остров Ява. Самая красивая из бегоний, с крупными неравнобокими пестро окрашенными в серебристые, коричневые, бордовые тона опушенными листьями. Летом поливают обильно, зимой — умеренно. Не выносит прямых солнечных лучей. Размножается делением куста и листовыми черенками.
Бегония Клещевииолистная (семейство Бегониевые). Родина — Южная Африка. Листья большие, асимметричные, зеленые, с крупными зубцами. Все растение покрыто волосками. Уход и размножение те же, что и у бегонии-реке.
Бегония металлическая (семейство Бегониевые). Родина — Тропическая Африка. Высокорослое растение с крупными оливково-зелеными листьями с металлическим отливом. Все растение покрыто волосками. Обильно цветет с весны до осени розовыми некрупными цветками, собранными в кисти.
Бегония пятнистая (семейство Бегониевые). Родина — Бразилия. Кра-сиво цветущий полукустарник. Листья крупные, неравнобокие, удлиненной формы, гладкие, зеленые, с серебристыми пятнами. Нижняя сторона листьев красноватая! Светло-розовые цветки собраны в крупные свешивающиеся метелки. Размножается стеблевыми черенками.
Бриофиллюм Дегремона (семейство Толстянковые). Родина — остров Мадагаскар. Стебель прямой, листья мясистые, расположенные на, стебле крестообразно, темно-зеленые, блестящие. Края листьев зазубрены. Во впадинах между 56 зубцами расположены на взрослых листьях выводковые почки. Цветет зимой. Цветки колокольчатые, розово-фиолетового оттенка.
Гемантус белоцветковый семейство Амариллисовые). Родина — Африка. Многолетнее луковичное растение. Плотная, темно-зеленая луковица гемантуса несет на верхушке 2—4 кожистых листа языковидной формы. Листья темно-зеленые, сверху ворсистые, снизу гладкие. На невысоком цветоносе в августе раскрывается соцветие из белых цветков. Размножается луковичками и семенами.
Кливия (семейство Амариллисовые). Родина — Южная Африка. Травянистое растение с коротким корневищем и темно-зелеными, ремневидными двурядно расположенными листьями. Крупные оранжевые воронковидные цветки собраны в зонтики на конце цветочной стрелки. Цветет весной и летом. Зимой поливают умеренно, летом — обильно. Осенью полив сокращают. Размножается отводками.
Колеус (семейство Губоцветные). Родина — остров Ява. Неприхотливое растение. Листья бархатные, крупные или мелкие, окрашены в красный, золотистый, коричневый, фиолетовый и другие цвета. Имеются сорта с бахромчатыми, зубчатыми краями листьев. Листья приобретают интенсивную окраску на ярком свету. Содержат растение в прохладном месте. Летом поливают обильно, зимой — минимально. Размножается черенками.
Маранта (семейство Марантовые). Родина — Бразилия. Неприхотливое растение. Листья серовато-зеленые, сидящие на небольших черешках, с темными в два ряда пятнами. Молодые листья скручены в трубочки. От света листья отворачиваются, перед грозой поднимаются вверх и складываются вместе. Цветет невзрачно. Растение поливают весной и летом обильно, зимой — умеренно, Выращивают в широкой посуде. Размножается делением куста.
Нефролепис (семейство Многоножковые). Родина — тропические леса Мексики и Бразилии. Папоротник с красивыми темно-зелеными ваями (листьями), теневынослив. Зимой поливают, не переувлажняя земляной ком. Размножается отпрысками.
Пилея (семейство Крапивные). Родина — Индокитай, Индия. Невысокое растение. Листья овальные, слегка заостренные, зеленые, с красивым серебристым рисунком. Растение защищают от прямых солнечных лучей. Летом поливают обильно, зимой — умеренно. Размножается черенками.
Сансевьера, щучий хвост (семейство Лилейные). Родина — остров Цейлон. Растение с мечевидными листьями. На сероватом общем фоне окраски листьев проходят широкие темно-зеленые поперечные полоски. Необходимо ежедневное опрыскивание. Зимой поливать следует редко. Размножается отрезками корневищ и листовыми черенками.
Сенполия, узамбарская фиалка (семейство Геснериевые). Родина — Африка. Небольшое травянистое растение с укороченными стеблями и розеткой многочисленных длинночерешковых листьев. Листья бархатистые, округлой формы. Цветки небольшие, на тонких цветоножках. Цветет около 8 месяцев. Хорошо растет на светлых северных, северо-восточных и северо-западных окнах. Страдает от прямых солнечных лучей. Не выносит сквозняков. Поливают умеренно: растение не переносит ни заливания, ни пересушивания земляного кома. Пересадку производят раз в два года. Размножается листовыми черенками в любое время года.
Цикламен (семейство Первоцветные). Родина — Малая Азия, Греция. Растение имеет твердый мясистый клубень и длинные черешковые почковидные листья. Цветы разноцветные. Цветет с октября по март. Во время цветения требует прохладного места и много света. Поливают регулярно, но осторожно, чтобы вода не попадала на клубень. Отцветающие отдельные цветы и желтые листья осторожно удаляют с цветоножками и черешками до самого клубня. После цветения полив постепенно уменьшают, но не прекращают. В начале июня горшок с клубнем ставят в тенистое место на восточном или западном окне комнаты или на открытом балконе. Поливают не чаще одного раза в пять дней. В конце июля клубень начинает расти. В это время пересаживают в свежую землю. После пересадки горшок устанавливают на светлое, но защищенное от прямых солнечных лучей место. Поддерживают равномерную влажность земляного кома.
Опасные вредители.
Червец — опасный вредитель. Тело самки покрыто восковыми выделениями в виде нитей. Растение, пораженное червецом, кажется покрытым белым пухом. Удаляют вредителей кистью или кусочком ваты, затем обмывают пораженные места мыльной водой, которую на следующий день необходимо смыть чистой водой. Если у растения крепкие кожистые листья, можно уничтожать червецов, обтирая места их расселения ватой, смоченной в спирте, разбавленном водой.
Паутинный клещ настолько мал, что еле заметен глазу. Поселяется клещ на нижней стороне листа, которую закрывает тонкой белой паутинкой. Пораженные растения опрыскивают. У них обмывают нижнюю сторону каждого листа керосинно - мыльной водой. При обмывании необходимо разрушать паутинку.
Трипе — мелкое крылатое темно-бурое насекомое. Поселяется на нижней стороне листа. Пораженное растение обмывают мыльной водой, а затем на следующий день смывают чистой. Это проделывается несколько раз.
Ногохвостка — очень мелкое белое насекомое. Появляется в земле при чрезмерно обильном поливе. Чтобы избавиться от ногохвосток, полив необходимо прекратить, пока земляной ком не просохнет. В ряде случаев растение пересаживают в свежую землю, загнившие корни обрезают.
3. Содержание знаний детей различных возрастных групп о комнатных растениях.
Младшая группа | Малыши должны научиться узнавать и называть 2–3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок). |
Вторая младшая группа | Дети привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы. |
Средняя группа | У детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств, предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т.д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам. Усложняются знания о растениях. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает. В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его. Наблюдая за растениями, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи. |
Старшая группа | Продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги. Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте). В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. |
Подготовительная группа. | Формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т.д.). Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития. Обратить внимание детей на зависимость строения и внешнего вида растений от условий их обитания. Достаточно разместить в уголке природы географическую карту и значками отмечать места происхождения, Родину тех или иных растений. Дети знакомятся и с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами их роста и развития. Продолжается знакомство с вегетативным размножением растений: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония, сансевьера и др.); аспидистра, аспарагусы и др. размножаются делением куста. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения – камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм и др. Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма). Усложняются способы ухода и сам характер организации труда (вводятся дежурства по уголку природы). Ребята учатся определять как способ ухода, так и его необходимость. |
Таким образом, тщательный подбор растений с учетом особенностей их внешнего вида, своеобразия требований к среде, способов размножения может сделать наблюдения и труд детей в природе более интересными, содержательными и увлекательными.
4. Методы ознакомления дошкольников с комнатными растениями в повседневной жизни и в НОД (наблюдение, рассказ, дидактическая игра).
Наблюдение –
это целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие ребёнком предметов и явлений окружающего мира. Воспитатель помогает детям овладеть деятельность наблюдения, ставит перед ними познавательную задачу, обучает различным способом обследования объектов, учит следовать предлагаемому плану наблюдения, а затем и самостоятельному планированию, формирует умение отбирать в соответствии с поставленными задачами характерные существенные признаки.
Содержание меролриятий связанных с наблюдениями, постепенно усложняются; выбираются более сложные объекты наблюдения, углубляется его план, рассматриваются новые стороны явлений, намечается переход к познанию связи между ними.
Наблюдения организуются и в повседневной жизни. Они могут быть кратковременными и длительными (наблюдение за развитием растений).
Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. На основе совместной деятельности анализаторов, благодаря слову воспитателя у детей образуются конкретные знания, развивается мышление, речь, интерес и любовь к природе, чувство красивого.
Рассказ.
Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований.
Рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, растениях; для ознакомления с новыми явлениями, фактами (с трудом взрослых в природе). Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом — фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10—15 мин.
Дидактическая игра.
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра — это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику дидактической или какой-либо другой игры. В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Большую роль в закреплении знаний о природе могут сыграть разнообразные дидактические игры. Четкое разъяснение воспитателем правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их делают такую игру интересной и не сводят ее к упражнению. Со старшими дошкольниками воспитатель может играть в разные настольно-печатные игры («Зоологическое лото» и др.),
Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры: они могут скрасить досуг, прогулку в дождь.
В практике могут быть использованы самые различные игры. Например, «Закончи предложение».
Интересными являются игры в загадки-описания — они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация эколого-развивающей среды в ДОУ
Каждое ДОУ по своему усмотрению и в зависимости от разных условий и возможностей, имеет свою экологическую среду, и использует ее в работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников...
Консультация для педагогов «Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении»
Консультация для педагогов...
Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении
В консультации описывается значение правильно организованной экологической среды как внутри так и на территории детского сада....
Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и эколого- развивающей предметной среды. В настоящее время дошкольные...
Организация эколого-развивающей среды ДОУ
Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в про...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда, отвечающая следующим требованиям:...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда, в ДОО - развивающая предметно-пространственная среда (РППС).Проблема экологического образования - одна и...