Формы и методы ознакомления детей с природой.
методическая разработка по окружающему миру на тему

Медведева Светлана Викторовна

     Приходилось ли вам задумываться о том, что нынешнее поколение маленьких

детей живет в отрыве от природы? Современные дети практически лишены

возможности видеть растительный и животный мир своими глазами, удивляться чудесам, которые приносит непосредственное общение с этим миром.

     А ведь по своей необыкновенной природной любознательности малыш, завидев

в траве букашку, червячка или лягушонка, проявляет живой интерес к ним и

начинает задавать свои бесчисленные «почемучные» вопросы. Звери, птицы, рыбы – неизменные объекты не только детской любознательности, но и игрового действия, наблюдения, заботы и любви.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sveta.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы ознакомления детей с природой.

Младшая группа.

                                                                                         

                                                                       Я сорвал цветок - и он завял.

                                                                    Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

                                                                    И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

                                                                    можно только сердцем.

                                                                                                            Павол Гнездослав        

     Приходилось ли вам задумываться о том, что нынешнее поколение маленьких

детей живет в отрыве от природы? Современные дети практически лишены

возможности видеть растительный и животный мир своими глазами, удивляться чудесам, которые приносит непосредственное общение с этим миром.

     А ведь по своей необыкновенной природной любознательности малыш, завидев

в траве букашку, червячка или лягушонка, проявляет живой интерес к ним и

начинает задавать свои бесчисленные «почемучные» вопросы. Звери, птицы, рыбы – неизменные объекты не только детской любознательности, но и игрового действия, наблюдения, заботы и любви.

     

     Знакомство с окружающим миром – словно путешествие по многоводной, неизведанной реке.

Какие тайны она хранит в себе?

Что ждет нас в пути?

Куда приведет эта река?  

Что придаст нам уверенности в пути, сделает нашу лодку надежной?

- Интерес к познанию окружающего мира; желание исследовать, открывать; умение мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы – вот то, что поможет нам в стремлении к неизвестному.

     Отправляясь в путешествие, вооружимся веслами, которые помогут нам двигать-ся вперед в заданном направлении.

     

Первое весло – деятельность.

      Необходимо создать такие условия, при которых ребенок становится субъектом познавательной деятельности, т.е. новые знания, умения, навыки, новые способы действия добываются в процессе поисковой, исследовательской – экспериментальной деятельности. Важно поощрять и поддерживать стремление ребенка самостоятельно думать, чувствовать, пробовать, и тогда многие свои проблемы он постарается решить самостоятельно, получая при этом огромное удовольствие.

     

Второе весло – эмоции.

   Известно, что ведущей сферой психического развития в дошкольном детстве является эмоциональная сфера. Поэтому важно придать процессу познания яркую эмоциональную окраску, осторожно воздействовать на чувства детей, их воображение и фантазию. Важно помнить, что только при условии гармоничного развития двух основных сфер – интеллектуальной и эмоциональной – возможна гармония личности.

   

    Организовать работу на высоком уровне в одиночку невозможно. Только объединив разные виды деятельности – изобразительную, музыкальную, физическую, мы сможем сформировать у дошкольников более полные представления об окружающей действительности. Так после наблюдения за солнцем ребята рисуют «лучистое солнышко», на музыкальных занятиях поют песни о природе, на занятиях по физической культуре используем сравнения – «ходим как мишки, прыгаем как зайчики».

Одним из важных условий реализации системы экологического образования является организация экологически развивающей среды. В нашем уголке природы вы сможете найти иллюстративный материал о животных и растениях, материал для проведения элементарных опытов, материал для развития трудовых навыков. Есть у нас и объекты живой природы: комнатные растения.

   

 Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах.

  На занятиях дети осваивают не только экологические представлениями, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы.

  Учитывая возраст моих воспитанников, наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. Это обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого наше взаимодействие с детьми строится с учетом индивидуального подхода, что помогает поддерживать неуверенных детей, сдерживать торопливых, нагружать шустрых и не торопить медлительных. А для того, чтобы ребята стремились к правильному ответу и к более самостоятельной работе мы сделали «Домик успеха», где каждый ребенок накапливает свои, пусть пока еще маленькие и на первый взгляд неприметные, успехи.

  Чем старше будут становиться дети, тем выше будет их самостоятельность, тем насыщенней станет их деятельность в природе.

     Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому процесс обучения мы строим таким образом, чтобы основные сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом.

     Одним из основных методов ознакомления с окружающим миром является наблюдение. Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, способствуют формированию доброжелательного отношения к природе, стимулируют детскую любознательность, учат делать самостоятельные выводы. Так зимой обращали внимание на красоту зимней природы – деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки, наблюдали за прилетающими на участок птицами, подкармливали их.

     С большим интересом проходит опытническая деятельность. В этом возрасте дети проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытов мы не только знакомим детей с природой, но и подводим детей к пониманию явлений при-роды. Так при знакомстве с неживой природой обращаем внимание на свойства при-родных объектов. Например, сухой песок рассыпается, а если его полить водой- становится влажным, и тогда из него с помощью формочек можно делать различные фигурки. В опытах с водой показала детям, что вода жидкая, ее можно переливать из одного сосуда в другой, вода может быть чистой и грязной.

     Важным методом при ознакомлении с природой является труд. В маленьком возрасте важен не результат труда, а сам процесс, который вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными. Ребята учатся поливать цветы, под нашим контролем вытирают пыль с листочков, рыхлят землю, кормят рыбок. В процессе трудовой деятельности дети понимают важность своих действий для окружающей природы, формируется бережное отношение к ней.

     Большую роль отводим дидактическим и подвижным играм. Игра не только спо-собствует приобретению знаний, но и развивает речь, внимание, мышление. Так мы играем в дидактические игры: «Домашние животные», «Кто где живет», «Мир растений»,»Земля и ее жители» и др. Подвижные игры: «Кот и мыши», «Лиса и цыплята», «Зайка беленький». Игры «Кто как кричит» и «Узнай по голосу» учат детей звукоподражать, развивают речь. В играх дети с удовольствием используют игрушки-аналоги.

 Вместе с ребятами играем в пальчиковые игры, кукольный театр – это не только стимул для развития мелкой моторики и речи, но и один из вариантов радостного общения. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихотворениями. Стихи привлекают внимание, а значит способствуют более быстрому и прочному запоминанию.

       С большим удовольствием проводим беседы. Для привлечения внимания используем сюрпризные моменты. Ребята получают письма от разных сказочных героев. Например, от жителей Цветочного городка письмо с просьбой помочь Незнайке принять участие в конкурсе «Самый умный коротышка». Ребята с радостью откликаются на помощь, в процессе этого закрепляются знания.

Благодаря художественной литературе, ребята многому учатся у героев, так например, по сказке «Теремок» учимся жить дружно, из сказки «Заюшкина избушка» узнаем, каким должен быть дом.

 

     Экологическое воспитание в настоящее время не только одно из сложных направлений в работе с детьми, но и важный процесс воспитания экологической культуры родителей, т.к. семья играет главную роль в жизни ребенка. Поэтому нами был разработан план сотрудничества с родителями. Для них создан журнал «Лесовичок», который содержит интересные факты из жизни растений и животных, факты о явлениях природы. Была оформлена рубрика на тему «Знай, люби и береги», девизом которой стали слова В.Сухомлинского: «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать и наблюдать». Предлагались домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, опытов. Цель выпуска журнала – поддержать интерес родителей к экологическому воспитанию детей. Разработанный план сотрудничества с родителями способствует воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, к окружающим.

     Проведя небольшую работу с моими малышами «мы вместе всего пять месяцев) и сделав повторное обследование, я увидела положительный результат – уровень знаний детей повысился. Ребята называют сезонные явления, домашних и диких животных; ответы стали полными.

    Но на этом моя работа не заканчивается, а только начинается, ведь: «Детство – это важнейший период человеческой жизни. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

     

                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы ознакомления дошкольников с природой

В данной консультации рассказывается о формах ( занятия, экскурсии, прогулки и т.д)  и методах ( наблюдения, рассматривание картин, дидактические игры ,труд в природе и т.д.) ознакомления дошколь...

Методы ознакомления детей с природой.

Цель данной работы - сформировать правильное отношение детей к природе. С помощью наглядных и практических методов познакомить детей с особенностями окружающей нас живой и неживой природы....

Формирование представлений о временах года через наблюдения как основной метод ознакомления детей с природой.

Интерес к проблеме времени равно свойственен естествознанию и наукам гуманитарного цикла. По существу, любое проявление человеческой деятельности не просто "погружено" во время, происходит в нем, но и...

Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой.

Сообщение для педагогов о наблюдении, как основ методе ознакомления с природой....

Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой.

Методические рекомендации о наблюдении в природе с детьми....

Презентация на тему "Формы и методы ознакомления детей с природой "

Я сорвал цветок – и он завял.Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.И тогда я понял, что прикоснуться к красотеМожно только сердцем....

"Многообразие форм,средств,методов ознакомления детей с национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности.

1 слайд.«Многообразие форм, средств, методов ознакомления детей с национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности.2 слайд.Приобщение к традициям народа , особенно значи...