Интегрированные занятия "Не тронь огонь!", "Рождество и Святки празднуют ребятки".Исследовательско-опытная деятельность "Вода бывает разной". Подготовительная группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гусарова Ольга Владимирвна

Конструкты занятий помогут воспитателям старших групп в интересной и увлекательной форме познакомить детей с правилами пожарной безопсности  ( "Не тронь огонь!"), с традициями христиан и истории празднования Рождества (Рождество и Святки празднуют ребятки). Интегрированное занятие "Вода бывает разной" поможет провести опытно-исследовательскую деятельность по определению свойств воды, занятие дополнено элементами экологического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАЗДНУЮТ РЕБЯТКИ РОЖДЕСТВО И СВЯТКИ

  1. Обучающая задача: Познакомить детей с элементарными представлениями о религиозном российском празднике Рождества Христова, с народными традициями его празднования.

  1. Развивающие задачи: 

Развивать интерес к истории. Упражнять в чтении стихов, правильном музыкальном интонировании.

Словарная работа:  уточнить понятие новых слов -Рождество Христово, Святки, колядки, христославы, Вифлеемская звезда, вести в активный словарь детей новые слова.

  1. Воспитательные задачи: Воспитывать нравственные чувства и этическое сознание: отзывчивость, доброту, сочувствие, культуру общения во время совместной деятельности. Вызвать эмоциональный отклик у детей. Воспитывать желание помогать младшим, желание  показывать им пример.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, игровой.

Герои: Медведь – взрослый.

Баба Яга, Дед Мороз, Снеговик – дети.

Материалы к занятию: 

  • оформление мини - галереи репродукциями и иконами посвящёнными  Рождеству Христову,
  • фонограмма музыки Рождественского хоровода,
  •  русский народный сарафан  для ведущей;
  • костюм Медведя;
  • костюм маленького Деда Мороза;
  • мешок;
  • игра-моталка;
  • костюм маленькой Бабы Яги;
  • 2 метлы;
  • костюм Снеговика;
  • конфеты малышам;
  • самодельные сувениры – барашки;
  • конфеты  по количеству детей с сюрпризами (развесить на ёлку);
  • таз с водой;
  • свеча;
  •  бумажки-предсказания по количеству детей;
  • скорлупа ореха;
  • тоненькие свечки;
  • спички.

Ход  НОД. Дети в русских народных костюмах под музыку входят в зал.

            Педагог обращает внимание детей на украшенные  плакатами и иллюстрациями стены зала и на гостей – детей средней группы.

Ведущая    (в русском народном сарафане)   Мы собрались сегодня в зале, чтобы поговорить о волшебных январских   днях, и много интересного рассказать и показать младшим детям. Совсем недавно мы в этом зале встречали Новый год. Давайте вспомним новогоднюю песню.

Песня (Исполняют хоровод, который учили к Новому году.)

 (садятся на места)

Ведущая    А вы знаете, что в старину люди не отмечали Новый год.

                     Нам сейчас   Катя расскажет, что же отмечали раньше.

1 ребёнок (Катя)  Мы поглядим на ёлку –

                     Какое торжество!

                     Пришёл желанный праздник:

                     Настало Рождество!

Ведущая     А когда-то, давным-давно, более 2 тысяч лет назад….

 (Свет приглушается)

              Была в старину такая страна Палестина, народ в ней назывался – иудеи.  Император Рима приказал переписать всех иудеев. Для этого каждый житель должен был явиться в город, где родился. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем. Но в городе все дома были уже заняты, и они остановились в пещере, где зимой пастухи прятали от ветра скот. Там Мария родила своего Младенца. Она спеленала Его и уложила в ясли — кормушку для овец. Сияющий Младенец тихо лежал на соломе в тёмной пещере, а Иосиф, вол и ослица согревали его своим дыханием. Так совершилось великое событие — рождение Спасителя.

 2 ребёнок  Ясная ночь. Тихо кругом,

Ярко горит звезда над пещерой.

Ангелов хор смолк за холмом,

Свет голубой тихо льётся из щели.

 3 ребёнок  В яслях младенец Спаситель лежит,

Тысячи лет его ждали прихода.

Счастье тому, кто к нему поспешит.

Счастливы люди! Ликует природа!

Зажигается ёлка

Ведущая В то время царём иудейским был Ирод. Ему было предсказано, что конец его царствования придёт, когда родится миру Спаситель. Из какой-то восточной страны в Иерусалим прибыли мудрецы (волхвы) и сообщили, что на востоке на небе появилась особенная необычная звезда. Это говорило о рождении нового царя Иудейского. Ирод испугался, что у него отнимут власть, и решил убить Младенца. Он послал волхвов в Вифлеем разузнать о Нём. Звезда привела волхвов к дому Марии и Иосифа. Волхвы, увидев Мать и Младенца, поклонились Иисусу до земли и преподнесли подарки: золото, как царю; ладан, как Богу; и смирну, как человеку, который должен умереть. Ангелы протрубили, чтобы волхвы не возвращались к Ироду, потому что царь издал указ убить младенцев. Иосиф велел Марии, чтобы уберечь сына,  взять Младенца и отправиться в Египет.

Ведущая     В день рождения маленького Христа более 2000 лет назад Ангел впервые нарядил ёлку. На её макушке тогда была рождественская звезда - Вифлеемская. Она не такая, как наша – она восьмиконечная (показ репродукции).   И вот уже больше 2000 лет люди наряжают рождественскую ёлочку. Игрушек в старину не было, дети их делали сами вместе с родителями. 

Песня           «Рождество» 

Ведущая      Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше, а самое главное - ближе к Богу.

(Звучит мелодия «Рождество», в это время продолжается рассказ)

         Рождество Христово слилось с древним славянским обрядом — Святками. Святки продолжаются от Рождества (7 января) до Крещения (19 января). Люди наряжались  животными, разными сказочными персонажами и ходили друг к другу в гости, колядовали, веселились и играли. В первый день Святок люди обязательно накрывали на стол и приглашали гостей. Добрые люди делились с бедными чем-то вкусным, чтобы в этот день никто себя не чувствовал обиженным и несчастным. Детям дарили подарки. А еще ходили  по домам друг к другу с подарками   и славили Христа, Они переодевались в шуточные маски и одежды, брали звезды с зажженной свечой, брали в руки фигурки матери Христа с маленьким Иисусом и колядовали. Колядовать -значит славить Христа специальными песнями - колядками, в которых они желали людям счастья, здоровья и хорошего урожая.  Особенно неутомимыми  бывали дети. Впереди  шествия самый бойкий мальчик нес Рождественскую звезду. За пение таких песен - колядок полагалось угощение. В каждом доме, куда они заходили, их обязательно чем-нибудь награждали, 

3 ребёнок   Наступило Рождество-

Долго ждали мы его.

Святки празднует народ:

Веселится и поёт.

(Стук в дверь)

Ведущая     Кто это к нам пожаловал? Да это первый колядующий – Медведь.    Здравствуй, Мишенька, с чем пожаловал?

Медведь Здравствуйте, дети, вы так громко пели, что меня в берлоге  разбудили.  Пришёл я к вам в гости и хочу загадки загадать.

  1.Белоснежная хозяйка

Всё укроет одеялом,

Всё разгладит, приберёт,

А потом земле усталой

Колыбельную споёт. (Зима)

2. Пушистый ковёр —

Не руками ткан,

Не шелками шит,

При солнце, при луне

Серебром блестит. (Снег)

3.Хоть песчинки малые,

Да землю укрывают.

Хоть без крыльев рождены,

Да легко летают. (Снежинки)

4.У нас под самой крышей

Белый гвоздь растёт,

Но как солнышко взойдёт,

Гвоздь растает, упадёт. (Сосулька)

5.Старик-шутник стоять не велит,

За нос, за уши хватает,

Прыгать, бегать заставляет. (Мороз)

6.Стекольщик хорош —

Стекло не пробьёшь.

Стало тепло —

Стекло потекло. (Лёд)

Ведущая      Оставайся, Мишенька, с нами, у нас весело!

4 ребёнок  Святки празднует народ!

                       Становитесь в хоровод!

5 ребёнок   Расступись, честной народ!

Мы выходим в хоровод

С песнями да плясками,

С шутками –побасками!

 6 ребёнок Бородой козёл трясёт,

Так и рвётся в хоровод!

Его рожки завиты,

Только валенки худы!

6 ребёнок   Вот помчался во весь дух

Расфуфыренный петух:

Душегрейка на меху –

Знай, кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

7 ребёнок   Из берлоги снеговой

Вышел мишка сам не свой.

Не поймёт никак со сна –

То ль зима, то ли весна?

8 ребёнок    А матрёшки – ну и павы –

Выступают величаво,

Платочками машут,

Одна другой краше.

9 ребёнок   Вслед за ними снеговик

               Разбежался напрямик

               И пошёл вприсядку –

               Расступись, ребятки!

Общий танец

Ведущая     Ребята, а к нам уже следующий гость идёт колядовать.

               Ой, да это же Дед Мороз!

Дед Мороз    Коляда, коляда,

 Ты подай нам пирога

Или хлеба ломтину

Или денег полтину.

Кто не даст пирога,

Тому куричья нога.

Ведущая      Ух ты, какой забавный Дед Мороз. А что у тебя в мешке, с чем пожаловал? (Смотрит, достаёт от туда игру). 

          Что это такое интересное? Верёвочки, палочки  какие-то….

Дед Мороз     На концах верёвок палки,

                 Называются «моталки».

                 Посреди верёвок рыбка.

Ты мотай верёвку шибко.

Тот, кто первым намотает,

Тот  сегодня побеждает.

Игра- моталка                  

Ведущая        Весело с тобой поиграли, оставайся на нашем празднике.

Ведущая        Ребята, к нам следующий гость спешит-торопится.

Снеговик        Слышу я весёлый шум и спешу в гости к вам.

Что это за  веселье у вас?

                                 (Ответы детей)

Я тоже хочу с вами поиграть в русскую народную игру,    

 называется     она «Ушки»              

(Дети встают парами с малышами)

Мама били, била, била

И всё папе доложила.

Папа бил, бил, бил

 И всё бабе доложил.

Баба била, била, била

И всё деду доложила.

Дед бил, бил, бил

 И всё сёстрам  доложил.

Сёстры  били, били, били

И всё братьям доложили.

Братья били, били, били

И в кадушку закатили.

А в кадушке две лягушки.

Закрывай скорее ушки!

(На окончание слов дети закрывают руками уши, Снеговик «пытается их заморозить»)

Стук в дверь, входит Баба Яга.

Баба Яга        В этот зимний вечерок

Вьётся из трубы дымок

Месяц светится над ней

В моей избе полно гостей.

Я прилетела на помеле

Учить летать вас на метле.

Игра «Горелки»   с метлой   (Встают парами)

              Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Взглянь на небо-

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три, беги!

 (пробежать «на метле» вокруг детей, стоящих парами)

Ведущая   Оставайся у нас на празднике, Баба Яга!

              Будет весело у нас, становитесь снова в пляс.

Общий танец с малышами. «Пенёчки-ёлочки»

Ведущая  Спасибо вам, малыши, что в гости к нам пришли.

               Хотим мы за это     подарить барашков, которых специально для вас           сделали и угостить вас конфетами.

(Малыши с подарками уходят)

Ведущая        Вот сколько у нас сегодня было гостей – ряженых и малышей.

А ещё, ребята, в старину считалось, что в волшебные январские дни можно узнать своё будущее. Молодёжь хотела узнать, что же их ждёт впереди и гадала. Гаданий существует великое множество.

  • Жгли бумагу и смотрели на тень;
  • Клали колечко под подушку;
  • Пили кофе и смотрели на кофейную гущу;
  • В полночь девушки выходили за околицу, ждали, когда пойдёт какой-нибудь парень, спрашивали его имя, значит, так будут жениха звать.
  • А ещё пускали кораблик со свечой. Сейчас я научу вас, как это делать.

Зажечь свечу, немного подождать.  Когда свеча разгорится, все участники по очереди наклоняют её над водой и дают воску стечь. Получившиеся замысловатые фигуры вынимают из воды и истолковывают. Если, кроме больших фигур, получилось много маленьких — это к деньгам.  

 - Вот вам, ребята,  и талисман на весь год. Храните его, он вам удачу принесёт.

  • Гадание «Лодочка» .  На края таза наклеить бумажки, с обратной стороны которых написано предсказание(подарок, поездка, сюрприз, здоровье, переезд, сувенир, братик или сестрёнка и т.д.). В таз налить воды, в центр опустить скорлупку от грецкого ореха, в которой тонкая свеча. Слегка подуть на лодочку, к какой бумажке она подплывёт, снять и прочитать.

Ведущая  А ещё, ребята, вы заметили, что на нашей ёлке есть конфеты они не простые, а волшебные. Снимите себе по одной, раскройте их и прочитайте предсказание.

Ведущая  Ребята,  Рождество — это тихий, спокойный семейный праздник. И сегодня не так важно, являешься ты верующим, сочувствующим или даже неверующим, — пусть этот праздник в кругу семьи и близких людей будет для всех светлым и радостным. Счастливого Рождества!



Предварительный просмотр:

                                  НЕ ТРОНЬ ОГОНЬ

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Цели:

  1. Обучающая задача:

Закрепить знания детей по пожарной безопасности, профессии «пожарный», ее особенностях. Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

  1. Развивающие задачи:

Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице; развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; развивать выразительность речи. Упражнять в беге, лазании, прыжках, метании.

  1. Воспитательные задачи:

Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких. Вызвать эмоциональный отклик у детей.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, игровой.

Материалы к занятию:  рисунки, иллюстрации на противопожарную тематику, стол, 2 сотовых телефона, 2 ведра, 2 большие ложки, макет костра, 2 туннеля, 2 каната, 2 марлевых бинта, 2 медицинских халата.

Ход  НОД. Дети входят в зал. Педагог обращает внимание детей на украшенные  плакатами и иллюстрациями стены зала.

Ведущий: - Ребята, мы, кажется, попали на выставку. Посмотрите, здесь иллюстрации и рисунки на знакомую нам тему. Как вы думаете, что их объединяет? (дети выдвигают предположения, в ходе беседы в случае затруднения педагог загадывает загадки)

Что, дотронувшись слегка,

Превращает в дым дрова? (огонь)

Я не сам по себе,

Я сильнее всего.

Я страшнее всего.

И все любят меня,

И все губят меня. (огонь)

Вьется, взвивается,

В небо устремляется. (дым)

Жевать не жую,

А все пожираю. (пожар)

Ведущий: Скажите, о чём мы сегодня будем говорить?   (О пожарной    безопасности)

Ведущий: - Пожар – это страшная беда. И чтобы она не случилась, нужно быть очень осторожным и внимательным и знать правила пожарной безопасности.

 ИГРА «ДА и НЕТ»

Игра называется «Да» и «Нет».

Их я хочу услышать в ответ.

Все внимательно играйте.

Думайте и отвечайте.

На вопросы дайте ответ.

И скажите мне «Да» или «Нет»

Всем ребятам нужно знать.

Что с огнем нельзя играть.

Это все ребята знают? (Да)

А с огнем они играют? (Нет)

Для ребят пожары – шутка? (Нет)

Все ли дети тут послушны (Да)

На печи кипит варенье.

Можно ли без разрешенья

Детям к печке подбегать,

Чтоб варенье помешать (Нет)

Палит листья мальчик Тихон.

У костра он скачет лихо.

Дети, дайте мне ответ.

Хорошо ли это? (Нет)

Под столом играет Света.

Зажигает она свечи.

Дети, дайте мне ответ.

Хорошо ли это? (Нет)

Непослушный мальчик Вова

Спичками играет снова.

Пусть мне дети отвечают.

Маму Вова огорчает? (Да)

С огнем всегда вы осторожны (Да)

Что ж завершить игру мне можно (Да)

А теперь мы послушаем, какие стихи наши ребята приготовили на эту тему.

1 ребёнок    Нашел однажды спички Леша,
                    Вроде мальчик он хороший,
                    Только вот из-за него,
                     Загорелся целый дом!
                     Так что помните ребята,
                     Играть спичками не надо!

2 ребёнок   Захотели две сестрички,
                    Поиграть со спичками,
                    Только вот теперь сестрички,
                    Лежат с ожогами в больничке!
                    Ведь опасны эти спички,
                    Не играют больше в них сестрички!
                    И теперь им стало ясно,
                    Играть со спичками опасно!

3 ребёнок     Горит ярко огонек,
                     Его Андрей сейчас зажег!
                     Обжег руку огонек!
                     Не знал, Андрей, что так опасно,
                     Играть с огнем не безопасно!

4 ребёнок    Ростом спичка – невеличка,
                    Не смотрите, что мала,
                   Эта маленькая спичка
                   Может сделать много зла

5 ребёнок   Для забавы и игры

   Спички в руки не бери.

   Не шути, дружок с огнем.

   Чтобы не жалеть потом!

6 ребёнок   Сам костра не разжигай

    И другим не позволяй.

   Даже крошка-огонек

           От пожара недалек.

7 ребёнок  Лето, жарко, солнце светит.
                  И в поход все собрались.
                  Костер разводят дяди, тёти,
                  Чтоб шашлыками запастись!
                  В такую жару и сушь, друзья,
                  Костёр в лесу разводить нельзя!

8 ребёнок   Газ на кухне, пылесос,

  Телевизор и утюг

   Наш надежный, добрый друг!

   Пусть включает только взрослый,

  Правило запомнить просто!

9 ребёнок  Дети в сарае петардой играли,
           И доигрались, огонь увидали.
           Что же нам делать, куда нам бежать?
           Куда нам звонить и кого же нам звать?
           Знает каждый гражданин,
           Пожарный номер "01".

Ведущий: - да, ребята, если телефон домашний или рабочий, то надо звонить 01. А            если  телефон сотовый?

10 ребёнок  Если уж стряслась беда,

                      Что же делать нам тогда?

              Не теряться никогда, действовать умело!

              Если близко телефон,

              Да к тому же сотовый он,

             112  набрать и пожарных вызывать.

Ведущий: - Молодцы, ребята! Давайте с вами потренируемся набирать номер пожарной   команды.

Аттракцион "Телефон 112". Дети делятся на команды. По одному участнику из   каждой команды добегают до стола, на котором лежат 2 сотовых телефона, набирают номер 112  и возвращаются к своей команде.

В зал, где сидят дети, заходят Леший и домовёнок  Кузя.

Оба:  Вы нам звонили?

Домовёнок: Слушай ты, пенёк обгорелый! Жертва пожара! По - моему, мы не туда  попали.

Леший: Главное, что успели!

Домовёнок: Куда успели-то? Пол-леса сгорело!

Леший: И надо же было кому-то среди леса костёр разжечь!

Домовёнок: Чистое наказание, костры эти! Ой! Мы где? Точно не в пожарной части: и люди здесь другие - не в пожарной форме, и пожарных машин здесь нет никаких.

Леший: Да это же дети! Здравствуйте,  дети! Я - Леший.

Домовёнок: А я - домовёнок Кузька!

Леший: Только мы не к вам шли. Нам нужна пожарная часть.

Домовёнок: А почему не к ним? Нам и с ними надо об этом поговорить. Ведь если они будут знать и соблюдать правила пожарной безопасности на даче и в лесу, то нам и пожарные не понадобятся.

Леший: Как не понадобятся?

Домовёнок: Если все будут соблюдать правила пожарной безопасности, то пожаров совсем не будет. 

Леший: Дети, наверное, уже знакомы с этими правилами.

Домовёнок: Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить: "Это я, это я, это все мои друзья" или промолчать, если не согласны. Будьте внимательны!

Кто, услышав запах гари,
Сообщает о пожаре?
Кто из вас, заметив дым,
Закричит: "Пожар! Горим!"
Кто из вас шалит с огнём
Утром, вечером и днём?
Кто костров не разжигает
И другим не разрешает?
Кто от маленькой сестрички
Убирает дома спички?

Леший: Молодцы! А сейчас я буду произносить фразы, и если вы считаете, что я говорю правильно, хлопайте в ладоши. Если же вы со мной не согласны, сидите тихо.

  1. Уходя из дома, необходимо гасить свет.
  2. Если взрослых нет дома, можно взять спички и немного поиграть.
  3. Незнайка утром смотрел телевизор и решил его не выключать, когда уходил. "Всё равно вечером приду и буду мультики смотреть."
  4. Загорелся Кошкин дом, она спряталась под кровать.
  5. Если случился пожар, звони по телефону "25".
  6. Пока мама смотрит телевизор можно тихонько пройти на кухню, открыть конфорку и понюхать, чем пахнет газ.

Домовёнок: Молодцы! Справились! С правилами вы, действительно, знакомы. А мы вам расскажем о народных приметах. Конечно, они шуточные, но в каждой шутке есть доля истины.

                        "Частушки"
И в народные приметы ты, пожалуйста, поверь.
От пожаров поплотнее закрывай свою ты дверь.
Если зайцы по селу бегают на пару,
Говорят, что быть беде - значит, быть пожару.
Если филин у села с бодростью заохал,
Значит тоже быть огню - это очень плохо.
Если голубь на пожар белый прилетает,
То огонь, мы скажем вам, скоро погасает.

Леший:     А сейчас для вас игра,
               Вам понравится она.

Игра "Огонь-дракон" (типа "Удочки", на конце верёвки красная косынка – имитация огня)  Дети встают в круг. В центре - ведущий (взрослый). Ведущий произносит текст, дети идут по кругу.

  Взрослые и детвора
Хороводят у костра
И пекут в костре картошку,
Варят кашу. "Дайте ложку".

Останавливаются лицом в круг. Ведущий договаривает текст.

  Я - огонь, я друг ребят,
Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом,
Обжигаю всех кругом.

Ведущий раскручивает верёвку близко к полу, чтобы дети могли перепрыгнуть её. Кого задел «»огонь» - выходит из круга. Можно повторить игру несколько раз.

Леший: А теперь внимательно послушайте правила пожарной безопасности в лесу!

  • Костры без крайней необходимости не разводят, но если без костра не обойтись, используют старое кострище, чтобы не делать новый ожог на земле. Если кострища нет, готовят для него место: стараются аккуратно выбрать и сохранить дернину, чтобы после отдыха вложить её назад. Место для костра не должно располагаться рядом с деревьями. Костёр всегда тщательно тушат.
  • Пожар - самая большая опасность в лесу! Поэтому не разводи костёр без взрослых.
  • Не балуйся с огнём. В сухую, жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.
  • Если пожар всё-таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер. Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.

Игра - аттракцион с водой "Тушим пожар".

Дети делятся на 2 команды. Необходимо ложкой наносить в ведёрко воды. Завершающий участник (капитан команды) заливает из ведёрка (тушит) костёр ( макет).

Домовёнок: Я хочу рассказать о правилах пожарной безопасности в деревне  и на даче.

  • В деревне или на даче без взрослых не подходи к печи и не открывай печную дверцу. Оттуда может выскочить раскалённый уголёк или искра и стать причиной пожара.
  • Никогда не прикасайся голыми руками к металлическим частям печки. Ты можешь получить ожог.
  • Не трогай без разрешения взрослых печную заслонку. Если её закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ и можно задохнуться.

Леший А сейчас я расскажу вам одну историю, которая произошла с двумя мальчиками. Однажды летом Федя и Витя отправились в лес за ягодами. Шли они, шли и набрели на полянку, усеянную спелой земляникой. Быстро наполнились их лукошки, и недолго думая, пошли они на лесное озеро. Мальчики долго ныряли и плавали, пока не замёрзли, а затем решили развести костёр, чтобы согреться. Костёр у них получился жаркий, пламя высокое. Но вдруг огонь быстро побежал по сухой траве и опавшей хвое. Ребята поняли, как это опасно. Они хотели затушить огонь, но не знали, как это сделать. Под руками не было никакого ведёрка. Федя и Витя высыпали ягоды из лукошек подальше от огня и побежали к озеру за водой. Однако, вода из лукошек быстро вытекала и до огня они не смогли донести ничего. Ветер раздувал огонь всё сильнее. Дети испугались и побежали из леса домой, забыв о ягодах и лукошках. Тем временем пламя перекинулось на сухие сосны. Пожар разгорался. К обитателям леса пришла беда! Задыхаясь в дыму, из леса бежали звери. Метались и кричали птицы, слетевшие с гнёзд, где остались беспомощные птенцы. Бабочки с обожжёнными крыльями падали на землю.

Огонь траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.
Он, как испуганная стая белок рыжих,
Метался со ствола на ствол.

Кто виноват в том, что случился пожар? Что сразу должны были сделать мальчики, прибежав домой? Что никогда нельзя делать детям без взрослых? (Ответы детей)

Пожар в лесу продолжается. Давайте поможем животным.

Аттракцион "Звери в огне".

Дети делятся на команды. Напротив каждой команды расположен обруч с игрушками -животными. Дети подбегают к обручу, берут любую игрушку и возвращаются в свою команду.

Домовёнок  А ведь деревья тоже страдают от пожара.

Леший Точно, сегодня вот пол-леса сгорело.

Домовёнок Ребята, давайте поможем Лешему восстановить лес. А как мы можем оказать ему помощь? (ответы. На занятии  в сентябре мы с детьми рассматривали шишки сосны. Из шишек собрали семена, посадили их и в дальнейшем наблюдали за ростом всходов  У каждого ребёнка  своя сосенка. Дети должны сказать, что можно высадить наши саженцы.)

Леший Спасибо вам дети за помощь!

Домовёнок (прощаются и с песней уходят). Песня исполняется на мотив песни "Ты, да я, да мы с тобой"

1. Ты да я, да мы с тобой,
Ты да я, да мы с тобой.
Мы огня боялись, словно он наш враг.
Как его тушить мы не знали,
Как предупредить - не слыхали.
В общем - не могли с ним справиться никак.

2. Ты да я, да мы с тобой,
Ты да я, да мы с тобой.
Знаем мы теперь - с огнём шутить нельзя.
Много мы сегодня узнали,
Грамотней и опытней стали.
И с огнём теперь большие мы друзья.

Ведущая - А сейчас скажите, кто борется с огнем, когда это необходимо? (пожарные) Правильно. Чтобы помогать людям пожарные должны быть быстрыми, ловкими и смелыми. Для этого они проводят тренировки и учения. Я вам предлагаю провести наши пожарные учения. Но прежде вы должны выбрать капитанов ваших команд (выбирают капитанов)

Дети делятся на 2 команды. Придумывают названия.

Проводятся аттракционы.

1. «Кто быстрее проползет в тоннель» - пролезть в тканевый тоннель.

2. «Распутать и свернуть пожарный рукав» - добежать до хаотично сложенного каната, растянуть его и аккуратно свернуть.

3. «Заливаем огонь» - необходимо надеть форму, взять ведро и бегом добежать до места, где находится огонь, «залить» и вернуться, передав ведро следующему участнику.

4. «Окажи первую помощь пострадавшему» - 2 медицинских сестры забинтовывают своих товарищей, пострадавших на пожаре.

Ведущий:  Ребята, понравилось вам сегодняшнее занятие? Я уверена, что вы узнали много полезного  о пожарной безопасности, и с вами никогда не случится беда. Сегодня дома расскажите обо всём, что запомнили своим близким.



Предварительный просмотр:

ВОДА БЫВАЕТ РАЗНОЙ

КОНСТРУКТ  ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Программное содержание:

Расширить знания детей о воде, её свойствах, роли воды в природе. Закрепить знания о свойствах воды путём экспериментирования.

Развивать сенсорные способности, любознательность , внимание, память, наблюдательность,

Активизировать словарь детей, учить делать выводы, умозаключения.

Воспитывать бережное отношение к объектам природы (воде), закреплять правила поведения на природе.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Труд», «Социализация».

Оборудование:  Мультимедийное оборудование. Изображение остриц, аскарид, микробов. Бумага, карандаши. Эмблемы лабораторий – 4 настольных и 14 – бейджей.

1 подгруппе. Различные ёмкости для воды: стаканчик, тарелка, бутылка, молоко в банке.

2 подгруппе. Снег, лёд, застывшая во льду игрушка, тёплая вода, лупа.

3 подгруппе. Вода морская и пресная, варёное яйцо.

4 подгруппе. 4 стаканчика с кипячёной водой, 3 стакана с простой водой, соль, сахар, 4 соломинки, 3 ложечки, духи.

Магнитофон. Аудиозапись рассказа «Почему речка обиделась».

Ход  НОД.

Воспитатель.  Добрый день, уважаемые взрослые и дети. О чём мы будем говорить сегодня, надо угадать.

Ребёнок. Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

                  Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

                  Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?

                  Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

                  Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли кусочки хлеба.

                  Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели.

                  Чтобы не было беды, жить нельзя нам без …. (воды)

Воспитатель.  Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Да, сегодня мы будем говорить о Царице-водице.

Ребёнок  Вы слыхали о воде?

       Говорят, она везде!

В луже, море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

  • Скажите, можно ли прожить без воды?
  • Кому нужна вода? Для чего она нужна?
  • Где в природе есть вода?
  • Какая вода в реках, а какая в морях? (Пресная и солёная).

Как настоящие учёные, мы сегодня будем изучать свойства воды. Открываем научную академию. Нашим девизом будет уже известное вам стихотворение, которым мы начинаем занятия «познание».

(Хором читают) Так бывает интересно

                               Всё на свете наблюдать,

                               Всё услышать и увидеть,

                               Всё как следует понять.

Группы в академии называются  - лаборатории. У нас будет 4 лаборатории: «Сосулька», «Море», «Снежинка», «Облачко». На прошлой неделе, я раздала нескольким детям стихи. Сейчас они представят свои лаборатории.

Владик «Море» Что такое вода? Это струйка из крана.

Это волны и штормы на морях-океанах

В запотевшей бутылке, каплях в руке,

И в ключе, и в колодце, и в ручейке.                               

Тимофей «Сосулька» Очень плохая привычка у Юльки –

Любит сосать ледяные сосульки.

Глупя Юлька глотает и рада, Будто бы съела 100 грамм шоколада.

Однажды ангиной она заболела

И больше ни разу сосульки е ела.

Ярослав «Облачко» Ах, какое облачко, облачко высокое,

 Облачко далёкое не достать рукой.

Проплывёт и скроется в поле за околицей,

В озере умоется чистою водой.

Настя «Снежинка» С неба падали снежинки на замёрзшие поля:

Ель запутали косынкой, белой шубкой тополя.

И укрыли дом и сад, всякий снегу очень рад.

Опустись, снежинка, на мою ладошку.

Кружишься давно ты, отдохни немножко.

-Ишь, какой ты хитрый, думаешь, не знаю?

На твоей ладошке быстро я растаю.

Воспитатель.  (Ставит на столы эмблемы лабораторий, ещё по 3 эмблемы лежат отдельно.) Уважаемые научные сотрудники, вы ознакомились с названиями лабораторий и их руководителями. Пройдите, пожалуйста, к этому столу, выберите себе эмблему, в какую лабораторию вы отправитесь. (Распределение по лабораториям, выдача халатов).

Теперь, уважаемые сотрудники, я, как руководитель опытов, ставлю перед вами научные задачи.

  • Лаборатория «Облачко». Вам предстоит доказать, что вода прозрачная и не имеет формы. (У них на столе различная прозрачная посуда, тарелки, молоко)
  • Лаборатория «Сосулька».  Вы выясняете состояния воды; сравниваете лёд и снег (рыхлый, твёрдый, прозрачный, белый).  Вам необходимо освободить игрушку из ледяного плена за 5 минут. (Горячая вода). Посмотреть, какая вода получится из снега  (Лупа).
  • Лаборатория «Море». Ваша научная задача – определить, где морская вода, а где речная и в какой воде легче плавать.
  • Лаборатория «Снежинка». Докажите, что вода не имеет вкуса и запаха. (Растворить  соль, сахар;   духи, лук)

Пожалуйста, результаты научных экспериментов зафиксируйте, т.е. нарисуйте.

Через несколько минут дети докладывают результаты опытов.

Динамическая пауза. «Чистая водица»

Надо, надо нам помыться (моют руки)

Где тут чистая водица? (моют лицо)

Кран откроем –ш-ш-ш-…

Руки моем –с-с-с-…

Щёчки, шейку мы потрём

И водичкой обольём.

Обобщение результатов опытов.

Воспитатель.  Какие свойства воды мы проверяли? Прозрачная, без вкуса и запаха, не имеет формы, бывает в различных состояниях(жидкое, твёрдое, газообразное). Когда поедете на море с родителями, то под их присмотром сможете быстро научиться плавать в морской воде. В растопленном снеге обнаружена грязь. Если поесть такой снег, то можно заболеть ангиной или занести в организм личинки гельмитов. Я вам их сейчас покажу.  (Мультимедиа изображения аскарид, остриц, и т.д.)

А сейчас, уважаемые учёные, снимите халаты. Я приглашаю вас на несколько минуток в зал.

Какую игру, связанную с водой, вы знаете?

Проводится подвижная игра «Реки, ручейки и озёра».

Присядьте, пожалуйста, на стульчики.

Звучит аудиозапись рассказа Н.Рыжовой «Как люди речку обидели.

Жила-была Голубая Речка с  чистой, прозрачной  водой. Она была очень весёлой и любила, когда к ней приходили люди.

- Посмотрите, какая я чистая, прозрачная, красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости искупаться, отдохнуть. Я буду вам очень рада, - говорила Речка.

       Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать и купаться. Сначала папа развёл костёр, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, пришлось их выбросить. Костя наловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторых разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом поймал лягушку и убил её, потому что не любил лягушек. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своём доме.

         Гости ушли довольные, а Голубая Речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала в гости.

Вопросы к рассказу.

  • Почему речка обиделась на людей?
  • Что бы вы сделали на месте Кости?

Завершение занятия. Вода нужна всем. Земля наша и всё живое на ней без воды погибли бы. Воду и в реках, и в морях, и в кране  нужно беречь, чтобы не случилось беды. Сегодня вам домашнее задание: обсудить с родителями историю про голубую речку и нарисовать, какой знак вы бы поставили на её берегу.

А сейчас я приглашаю всех учёных и гостей отведать самой полезной жидкости на Земле – воды. (В стаканчиках вода для всех желающих).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Какие бывают привычки» Подготовительная группа

Беседа с детьми "Какие бывают привычки" Подготовительная группа...

"Как праздновали Пасху на Руси"- комплексное занятие в подготовительной группе

Занятие проводится в мини-музее "Русская изба", где находятся предметы прикладного искусства: расшитые салфетки, домотканые дорожки, изделия из бересты, кружева и т.д. Цель: познакомить детей с русски...

Конспект НОД «Огонь бывает разный» (средняя группа)

Цель. Закрепить знания детей об огне, как добром и злом, продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования....

Презентация к НОД по познавательному развитию «Какие бывают театры» (подготовительная группа)

Одним из эффективных видов игровой активности в детском саду является театр. В такой деятельности дошкольники проявляют творческую активность, реализовывают свой потенциал, развивают способности. Поэт...

Проект часы бывают разные(подготовительная группа).

Проект часы бывают разные(подготовительная группа)....

Сценарий 23 февраля «Буду праздновать и я 23 февраля для детей подготовительной группы»

Цель мероприятия: военно - патриотическое воспитание дошкольников, проведение дошкольного празднования.Задачи мероприятия: Воспитывать уважение к защитникам Отечества, гордость за Вооруженные сил...