Конспект интегрированного занятия по разделу «Познаю мир» «Путешествие по России»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Татьяна Петровна Шпехт

Конспект интегрированного занятия по разделу окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_po_razdelu.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по разделу «Познаю мир»

«Путешествие по России»

Программное содержание

Формировать потребности изучать историю своего народа. Воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе, патриотические чувства.

Упражнять в составлении генеалогического древа (родословной), в классификации предметов, ориентировке на листе бумаги.

Закрепить знания детей о великих соотечественниках. Воспитывать чувство гордости за их достижения.

Активизировать словарь детей: Отечество, род, родословная, предки, потомки, прошлое, настоящее, изобретатель.

Работать над мелкой моторикой рук, упражнять в изготовлении поделок по типу «оригами».

Развивать логическое мышление, память, воображение, фантазию.

Оборудование

  1. Дидактическая игра «Прошлое, настоящее, будущее»;
  2. Планшеты с родословным древом;
  3. Обручи;
  4. Плакат с изображением предметов народного искусства;
  5. Фотографии знаменитых соотечественников;
  6. Схемы изготовления лебедей  по принципу «Оригами»;
  7. Ромашки из бумаги.

Предварительная работа

  1. Чтение художественной литературы о великих соотечественниках.
  2. Составление родословной, генеалогического древа.
  3. Изучение символов государства и народных символов.
  4. Знакомство с народными промыслами России (хохлома, гжель, дымка).
  5. Ориентировка на листе бумаги (графические диктанты, задания по образцу).
  6. Конструирование: поделки в стиле «оригами» (по схеме).
  7. Дидактические игры на классификацию предметов.

Ход занятия

Ритуал приветствия – «комплименты».

Дети рассаживаются на стульчиках.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями. А теперь поприветствуем друг друга. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу.

Я думаю, после таких приятных слов у всех поднялось настроение, а с хорошим настроением можно и путешествовать.

Дети, вы любите путешествовать? На чем?

Дети. На машине, пароходе, самолете и т.д.

Воспитатель. Да, путешествовать можно по разному. А я вас приглашаю в необычное путешествие: путешествие во времени.

Ребята, а что такое «время»? Как вы думаете? (Это необратимое течение жизни, протекающее лишь в одном направлении: из прошлого через настоящее в будущее.) Как вы понимаете, что такое «прошлое время»?

Дети. Время, которое было давно, много лет и даже веков назад, до нашего рождения.

Воспитатель. Как вы понимаете «настоящее время»?

Дети. Время, в котором мы живем сейчас.

Воспитатель. «Будущее время»?

Дети. Время, которое наступит позже.

Воспитатель. Сейчас мы живем в каком времени?

Дети. В «настоящем».

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Прошлое, настоящее, будущее».

(На столе разложены картины. Воспитатель дает задание подгруппам детей: 1. Выбрать картины, относящиеся к прошлому времени; 2. К настоящему времени; 3. К будущему времени. Свой выбор дети объясняют.)

Если мы сядем в самолет или поезд, мы сможем возвратиться в прошлое?

Дети. Нет.

Воспитатель. Но у нас будет волшебная «Машина времени». Мы сможем на ней вернуться в прошлое и заглянуть в будущее. А помогут нам наше воображение и смекалка, фантазия и знания. Приготовьте ладошки – это двери нашей «машины времени». Закрыли двери – и отправились в путь.

Звучит музыка. Воспитатель читает отрывок из стихотворения В. Мухина «Не обижайте красоту»:

Великий дар – единожды родиться,

Вдохнуть,

Раскрыть глаза –

И на века

Увиденному миру удивиться,

Где дом и поле, роща и река…

Воспитатель. Эти замечательные стихи и волшебная музыка привели нас на русскую землю. Эта земля удивительная.

Давайте сделаем остановку здесь. Эта остановка называется «Родословная».

Родился человек. У него есть родители – мама и папа. Его близкие родственники  живут, как правило, недалеко друг от друга на земле, которая называется Родина. Родина – это место, которое когда-то полюбилось нашим предкам, они пустили здесь корни, основали свой род.

Посмотрите, ребята, как интересно. Цветы, деревья не могут жить без корней. И человек имеет корни.  Это те, кто жил на земле давно и дал жизнь своим детям и внукам. Они давно ушли в иной мир, в землю, стали ее частью, но они и часть рода – наши предки.

Древние люди представляли, что род – это божество, живущее на небе. Лицо бога видеть нельзя, но представить себе его образ можно. Вот так, например, представил его художник (показ иллюстрации): сидит на небесном троне старец, седовласый, мудрый, как сама жизнь, и держит в руках толстую книгу. Это «Родословная» - книга, где записаны все дела рода. Вот и вы можете прославить свой род добрыми делами или огорчить плохими поступками. Все в ваших руках. По делам вас будут помнить и судить в роду.

Скажите, ребята, а что общего во всех этих словах: «род», «Родина», «родители», «родиться» и «родословная»?

Правильно. Во всех этих словах есть одно короткое слово «род». Это корень слова.

Родословную часто изображают в виде древа, дерева с корнями (предками) и кроной (потомками).

Я предлагаю вам составить свою «Родословную». Вы должны правильно расположить на дереве фотографии предков и потомков своего рода.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Полина, расскажи о своей родословной.

(Моя родословная берет начало от моих предков – прабабушек и прадедушек. Их я разместила у самого корня. Выше – это мои бабушки и дедушки – еще выше – мама и папа, выше – я.)

Обратите внимание: ваше родословное древо освещает солнце. Ни одно растение не сможет расти без тепла и света солнечных лучей. Наши предки считали солнце божеством, поклонялись ему, вышивали, вырезали, рисовали… Скажите, а можно изобразить солнце не используя ни красок, ни ниток, ни инструментов?

Можно! Давайте с вами встанем в круг, образуем хоровод.

(Дети встают в круг.)

Психогимнастика.

Воспитатель. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?

Дети. Тепло.

Воспитатель. Это тепло добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям. Название «Ладоши» произошло тоже от имени древних богов. Говорят жили на земле Лад и Лада. Вместе они несли в мир любовь, гармонию, понимание. Лад называл свою подругу ласково – Ладушка.

Физминутка

Теперь давайте поиграем. Следуя примеру Лада назовем друг друга ласково.

В старину во время гуляний девушки и парни прыгали через костер, подзадоривая друг друга. Мы тоже будем прыгать через костер, называя друг друга ласково: «Прыгай, прыгай Димочка. Прыгай, прыгай, Катенька и т.д.»

Дети прыгают через импровизированный костер – обруч.

Воспитатель. Нам пора двигаться дальше. Садитесь в машину. Машина почему-то не заводится. Нужно прочитать инструкцию, как ее завести.

Воспитатель читает инструкцию.

Инструкция действия «Машины времени»

Описать расположение предметов народного искусства на плакате.

Воспитатель. Действительно, наши предки прославили страну своими ремеслами, своим искусством. Всему миру известны изделия народных умельцев. На этом плакате изображены предметы народного искусства. Как они расположены?

Дети описывают расположение предметов: «В центре матрешка, за ней Дымковская барышня, в правом верхнем углу – самовар, в левом нижнем углу – жостовский поднос и т.д.»

Воспитатель. Вот теперь машина завелась, и мы отправляемся дальше. Следующая остановка «Аллея памяти».

На этой аллее вы видите фотографии знаменитых соотечественников. Кто из вас может рассказать об этих людях? Чем они знамениты?

Дети рассказывают.

Воспитатель. Чем знаменит А. Суворов? Какие слова А.Суворова потомки помнят до сих пор? 

Дети. Тяжело в ученье – легко в бою.

Воспитатель. Александр Невский.

Дети. Кто к нам с мечом придет – тот от меча и погибнет.

Воспитатель. Александр Пушкин. 

Дети. Я памятник воздвиг себе нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

Воспитатель. Молодцы! Открываем машину времени.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

Воспитатель. Двигаемся дальше. Читаем инструкцию: назвать одним словом, перечисленные группы слов.

Дидактическая игра «Назови одним словом»

  1. Мама, папа, дедушка, бабушка – семья.
  2. Прабабушка, прадедушка, дедушка, бабушка, мама, папа, тетя, дядя, сын, дочь – род.
  3. Дома, проспекты, парки, улицы, школы, магазины, театры – город.
  4. Города, деревни, горы, леса, моря, реки – земля, страна.
  5. Пограничники, артиллеристы, танкисты, моряки, летчики – военные.
  6. Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка – богатыри.
  7. Лев Яшин, Владислав Третьяк, Валерий Харламов, Ирина Роднина, Костя Цзю, Алина Кабаева, Николай Валуев – спортсмены.
  8. Ю. Гагарин, В. Терешкова, А. Леонов, В. Титов, С. Николаев – космонавты.
  9. Флаг, герб, гимн – символы страны или города.
  10. Волга, Обь, Енисей, Ангара, Амур, Лена, Нева – реки.

Воспитатель. С заданием инструкции вы справились хорошо. «Машина времени» доставила нас к остановке «Лебединая».

Остановка «Лебединая»

Воспитатель. Лебеди очень умные и красивые птицы. Невозможно представить Россию без этих птиц. Осенью они улетают на юг, но птенцов там не выводят. Через материки и океаны, преодолевая тысячи километров, они возвращаются на Родину, в Россию. Здесь выводят птенцов, свое потомство. Вот вам еще один пример преданности Родине. Предлагаю вам сделать лебедей из бумаги, как символ верности и преданности Родине.

Дети выполняют работу по принципу «Оригами», пользуясь схемой. Лебедей усаживают на импровизированное озеро.

Воспитатель. Читаем указание инструкции: «Вспомнить и назвать пословицы о Родине. Почему Родину называют Отечеством?»

Остановка «Мечтатели»

Рассказ воспитателя. «Мы остановились на прекрасном лугу, усеянном ромашками. Ромашка – это народный символ России. В старину на Руси было принято гадать на ромашке и загадывать желание .

Давайте присядем на поляне и помечтаем. Вы любите мечтать? Как вы думаете, мечты сбываются? Давным-давно наши предки мечтали научиться летать, как птицы, плавать, как рыбы, проникнуть в глубь морей и океанов, побывать в космосе, на других планетах. Мечты предков сбылись – люди изобрели самолеты, вертолеты, ракеты. Изобрели водолазные костюмы, батискафы, акваланги, подводные лодки. Многие из них известны всему миру, они прославили нашу страну, свой род. Это С. Королев, К. Циолковский, Ю. Гагарин, В. Терешкова и др.

Мечтатели двигают науку вперед. Стараясь осуществить свою мечту, они изобретают, экспериментируют и добиваются своей цели.

Но история знает и других мечтателей. Это Наполеон Бонапарт и Адольф Гитлер. Они мечтали завоевать весь мир и нашу страну – Россию.

Их мечтам не суждено было сбыться. Как вы думаете, почему?

(Потому что они мечтали о плохом, о благе только для себя.)

Россию покорить они не смогли.

Вспомните знаменитые слова Александра Невского, которые он произнес для мечтателей, которые хотели покорить Россию: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.»

Ребята, наше путешествие по России подходит к концу.

Вам понравилось путешествие по России? Что вам больше всего понравилось и запомнилось в путешествии? Можем ли мы испытывать чувство гордости за свою страну? Почему? А хотелось бы вам прославить свою Родину, свой род? Как? Какими делами?

Как вы думаете, возможно добиться того, чтобы ваши мечты сбылись? Когда они сбудутся? Когда это произойдет?

Дети. В будущем, когда мы вырастем.

Тогда давайте отправимся на «машине времени» в будущее.

Предлагаю вам представить себя изобретателями. Попытаемся заглянуть в будущее и посмотреть, как вы сможете осуществить свою мечту.

Дети садятся в «машину времени» и отправляются в будущее.

Занятие плавно переходит в сюжетно-ролевую игру «Изобретатели».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с использованием Smart board "Путешествие по России"

Обобщить материал о географических зонах нашей страны , формировать представление о разнообразии живай и неживой природы , о причинно - следственных связях и приспособленности живых организмов к жизни...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ» ( тема «Наша Родина – Россия»)

Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия ро...

Конспект интегрированного занятия по разделу «Развитие познавательных способностей дошкольников» на тему «Космос» в подготовительной группе.

Конспект  интегрированного занятия по разделу «Развитие познавательных способностей  дошкольников» на тему «Космос» в подготовительной группе....

Конспект интегрированного занятия по разделу « Развитие познавательных способностей дошкольников» в старшей группе« Этот загадочный космос»

Методическая разработка для детей старшей группы по познавательному и речевому развитию детей....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ЦЕЛЬ: Развитие познавательной активности детей, художественно-эстетических способностей....

Конспект интегрированного занятия по разделу познавательное развитие в старшей группе

Конспект интегрированного занятия по разделу познавательное развитие в старшей группе...