НОД "Удивительная бумага"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предлагаю вам конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Удивительная бумага». Данный материал будет полезен воспитателям старших групп, студентам и родителям. Это конспект поисково-познавательного занятия, направленного на расширение и обогащение знаний о свойствах бумаги, развитию любознательности дошкольников, умению и желанию экспериментировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_bumaga.docx | 44.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Направление деятельности: «Познавательно-речевое развитие»
Образовательная область «Познание».
Тема: «Удивительная бумага».
Возрастная группа Старшая
Подготовила:
ФИО Музяева Эльвира Равилевна
Воспитатель
МБДОУ Детский сад «Снежинка»
п. Тюльган– 2014
Тема: «Удивительная бумага»
Аннотация
Предлагаю вам конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Удивительная бумага». Данный материал будет полезен воспитателям старших групп, студентам и родителям. Это конспект поисково-познавательного занятия, направленного на расширение и обогащение знаний о свойствах бумаги, развитию любознательности дошкольников, умению и желанию экспериментировать.
Цель: расширить и закрепить представления о свойствах бумаги.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать интерес к свойствам окружающих нас
предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.
Развивающие: развивать познавательные способности детей в процессе
совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
Образовательные: учить обследовать предмет и устанавливать причинно –
следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий
(мнется, рвется, режется и т.д.).
Работа над словарем: развивать словарь по данной теме, умение правильно
сочетать слова во фразах и по смыслу. Упражнять в подборе определений,
в отгадывании загадок, в умении делать выводы и обобщения.
Приемы руководства деятельностью детей:
- Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:
ритуал приветствия, загадывание загадки, рассматривание Бумажной Феи.
- Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: активизация
речевой деятельности, беседа, создание проблемной ситуации, анализ
и выводы.
- Приемы организации практической деятельности детей: экспериментирование, решение проблемных ситуаций,
рассуждение обобщения, выводы.
- Приемы поддержания интереса у детей: планирование, чередование видов деятельности, музыкальное сопровождение, физкультурная пауза.
- Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместная с педагогом и детьми деятельность, определение результата исследовательской деятельности.
Создание среды для организации и проведения НОД:
Демонстрационный: Кукла «Бумажная Фея» выполненная из разнообразных
видов бумаги, свечка, спички, песок, стакан с водой, мячик, дерево, листочки с
заданиями. Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка,
картинка, игрушка, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п.).
Раздаточный: квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, писчая
бумага, картон), емкость с водой, ножницы.
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно-исследовательская.
Продуктивная.
Музыкально-художественная…др.
Планируемые результаты: ребенок изучил свойства бумаги, умеет
поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и
давать необходимые пояснения; проявляет любознательность,
интерес к исследовательской деятельности; активно участвует
в образовательном процессе.
Критерии оценки деятельности детей в НОД
- Активно участвует в экспериментальной деятельности.
- Проявляет самостоятельность.
- Обращается за помощью к взрослому.
- Эмоционально реагирует.
- Проявляет волевое усилие.
6. Аргументирует самооценку.
Интеграция образовательных областей:
Области | Интеграция | Решаемые задачи |
Познание | Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги» Ознакомление со свойствами бумаги. Опытно-экспериментальная работа. | Уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Учить обследовать предмет и устанавливать причинно - следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду и т.д.) Развивать познавательные способности детей в процесс совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой. Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему. |
Социализа-ция | Дидактическая игра «Бывает-не бывает» | Совершенствовать умение определять предметы по признакам материала. Развивать воображение, сообразительность. |
Коммуника-ция | Беседа. Загадывание загадки. | Воспитывать умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей. Развивать связную речь, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли. |
Труд | Изготовление из бумаги «Розы» | Развивать мелкую моторику и воображение. Воспитывать аккуратность, усидчивость. |
Физическая культура | Физминутка
| Развивать координацию речи с движением. |
Чтение художествен-ной литературы | Загадывание загадки. | Формировать умения делать выводы, умозаключения. |
Безопасность | Закрепление правил безопасности поведения во время проведения эксперимента с бумагой. |
План НОД
Ритуал приветствия. Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.
Дидактическое упражнение. Практический этап. Опытно-экспериментальная работа. Динамическая пауза. Игра с мячом «Бывает и не бывает».
Подведение итогов НОД. Изготовление из бумаги «Розы» для Феи. Оценка деятельности детей и самооценка Длительность НОД 25 мин |
Ход
непосредственно образовательной деятельности
Части НОД | Содержание | Области |
1.Вводная часть. Ритуал приветствия. Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей Определение цели. | - Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. - Добрый день и добрый час! Очень рады видеть вас! - На гостей вы посмотрели? А теперь тихонько сели! -Ребята, открою вам секрет, сегодня к нам обещала зайти в гости Фея. А что за Фея, и в какой стране она живет, вы узнаете, если отгадаете загадку. Она бывает документом, Что это? Догадайтесь сами! (Бумага.) -Правильно, это Фея Бумага. Раз Фея Бумага, в какой же стране она живет? (Бумажной стране.) -Как вы думаете: дома, одежда, транспорт и все-все-все, из чего в этой стране сделано? (ответы.) - А вот и Фея. Посмотрите внимательно на саму Фею. Даже она сделана из чего? (Из бумаги.) -А из какой именно бумаги, можете назвать? (Из цветной бумаги, из салфеток, из картона, из газетной бумаги.) -Раз к нам в гости пришла Фея Бумага, о чем мы будем сегодня говорить? (ответы.) | Комму-никация Позна-ние Социа-лизация Чтение художественной литературы |
2.Основная часть. Дидактическое упражнение. Практический этап. Опытно-экспериментальная работа: Беседа, размышления, высказывания из собственного опыта и наблюдения, делают выводы. Динамическая пауза. Игра с мячом «Бывает и не бывает». | - В нашем с вами мире тоже есть вещи из бумаги. Можете назвать некоторые из них? Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги» Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги. В. Ребята посмотрите вокруг, найдите глазками, что у нас в группе сделано из бумаги? Назовите эти предметы. Кто увидел? (ответы) -А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? (ответы). - А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? (ответы.) -Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные. А прочная ли бумага, мы сейчас с вами проверим. Мы проведем несколько опытов с бумагой. Дети проходят на свои рабочие места. -Ребята, посмотрите, какое у нас необычное дерево! Чем оно необычно? (Листья не настоящие, а бумажные.) - Это дерево поможет нам многое узнать о бумаге. На листьях написаны цифры. Найдите лист с цифрой 1 (Снимаем лист с дерева.) - Посмотрите, что на обратной стороне. (Волнистые линии.) Практический этап Опыты.
-Итак, ребята, перед вами 3 вида бумаги. Назовите их (картон, салфетка, писчая бумага). Теперь потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? (ответы детей) Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще. Попробуйте смять эти три вида бумаги. Получилось? (ответы детей.) - А сейчас сделаем вывод: Картон плохо сгибается и мнётся, а салфетка и писчая бумага мнутся и сгибаются хорошо. -Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая- и тонкая, и толстая, и белая, и цветная. Попробуйте разгладить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей.) - А сейчас сделаем вывод: Итак, бумага легко мнется и совсем не разглаживается, не становится прежней.
- Следующий значок нам показывает… узнаем режется бумага или нет. Возьмите ножницы и разрежьте 3 вида бумаги. Какая бумага режется легче? (ответы детей.) А сейчас сделаем вывод: Картон резать трудно, а салфетку и писчую бумагу – легко. А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? (ответы детей.) Вывод: Картон рвать трудно, писчую бумагу – легко, салфетка рвётся очень хорошо. Значит, бумага рвется, режется и мнется. 3) Лист с цифрой 3 (Солнышко) -Следующий значок показывает….., а мы с вами знаем физминутку «Солнышко» Динамическая пауза «Солнышко» Утром солнышко встает 4) Лист с цифрой 4 (капля воды). - Следующий значок нам показывает, что бумагу будем…купать. Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей.) - Потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая.) -Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась.) -Какая бумага быстрее намокла? (ответы.) - А сейчас сделаем вывод: бумага боится воды. Бумага намокает в воде и расползается. Бумага – материал непрочный. 5) Лист с цифрой 5 (спички, перечеркнуто, !). - Как вы думаете, что означают эти знаки? (опасно, нельзя делать самим). - Правильно, этот опыт – огнеопасный. Поэтому проводить его буду я, а вы наблюдайте и сделайте вывод. -Но для начала вспомните, как нужно себя вести во время работы с огнём. (Сидеть спокойно, наблюдать, не дуть на огонь.) - А для чего нужны вода и песок? ( Потому что они могут затушить огонь.) -Молодцы! Итак, приступаем. - Поджигаем свечу и разные виды бумаги поджигаем. - Какой вывод можно сделать? Вывод: они горят. Но салфетка сгорает быстрее, а картон – дольше всех. 6) Лист с цифрой 6 (мячик). - Следующий значок нам показывает …. -А я знаю игру с мячом «Бывает и не бывает». Давайте поиграем. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» Называю предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги. Бумажная книга Бумажный стул Бумажный кораблик Бумажное полотенце Бумажная обувь Бумажное пальто Бумажная газета - Теперь мы можем сказать точно, почему нельзя сделать мебель из бумаги, сшить одежду, строить жильё? (ответы детей). -Правильно, потому что мы с вами выяснили, что бумага непрочная, легко мнётся, рвётся, режется. Дома строят из камня, одежду шьют из ткани, потому что это прочные материалы. -Фея просит вас, ребята, беречь бумагу, не рвать и не выбрасывать ее понапрасну. Ведь бумагу делают из деревьев. - Чтобы сделать 10 альбомов для рисования (показ) пришлось срубить одно небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. - Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев. | Позна-ние Комму-никация Социали-зация Физическая культура Безопас-ность |
3.Заключитель-ная часть. Подведение итогов НОД. Изготовление из бумаги «Розы» для Феи. Оценка деятельности детей и самооценка | -Что вы узнали о бумаге нового, интересного? - О чем бы вы хотели еще узнать? -Ну, что ж, пора прощаться с Феей Бумагой. -Ребята, вам понравилась Фея Бумага, вам было сегодня интересно? (Ответы). -Если да, предлагаю сделать подарок ей. Если вам очень понравилась, выбирайте яркие цвета бумаги, если не понравилось темные цвета. Дети самостоятельно делают розы из салфеток и украшают платье Феи. Что мы скажем на прощанье? А еще пообещаем Фее беречь бумагу, и бережно относится к вещам, сделанным из бумаги. | Комму-никация Музыка Труд |
Длительность НОД: 25 минут.
Список литературы:
1. Интернет-ресурсы.
2.Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)
Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника
Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника...
Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)
Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...
Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»
Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага» [[{"type":"med...
Мастер-классы для родителей, воспитанников и воспитателей: «Волшебный мир бумаги и великолепных цветов из крепа» (гофрированной бумаги) гиацинты. Подмосковье. г.Красногорск 2016г.
Мастер – классы – это организованная деятельность, которая развивает художественный вкус, фантазию и воображение, мелкую моторику рук, что в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления детей, уси...
Бумага. Применение бумаги
Мастер - класс для педагогов и родителей....