"Времена года"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Дробикова Екатерина

Путешествие капельки через времена года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vremena_goda_konspekt.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:  Закрепить  знания  детей  о признаках  времен  года.

Задачи:

Образовательная: расширять, уточнять и  активизировать словарь детей.                                            Развивающая: развивать воображение, мелкую моторику, речевой слух; развивать        познавательный интерес.

 Воспитательная:  вызывать эмоциональный отклик, формировать навыки сотрудничества на занятии.

Материалы к занятию :  плоскостные  куклы - «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; панно «Времена года», книга-трансформер для кукол, медальки-капельки на всех детей.

Предварительная работа:  тематические беседы, чтение художественной литературы, наблюдения за природой (за изменениями в погодных условиях).

Организация детей: дети рассаживаются  полукругом на ковре,  напротив - панно «Времена года». Занятие можно проводить как в группе, так и в музыкальном зале.

                                                                   Ход занятия

        Воспитатель и куклы «Зима», «Лето»,

                           «Весна», «Осень».

                             Дети.

Воспитатель: Здравствуйте дети!

 Воспитатель: Ребята, сегодня к нам  пришли необычные гости, четыре сестры. Вы хотите с ними познакомиться?

Воспитатель: У меня есть волшебная книга, с ее помощью мы с вами позовем наших гостей. Я загадаю вам загадки и если мы их правильно отгадаем, то наши гости и появятся.

(Воспитатель  берет  из-за панно книгу трансформер, открывает ее  и достает из конверта первую загадку).

Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

А зовут меня…    (зима)

Воспитатель: Правильно, ребята. А вот и наша первая гостья

 (Воспитатель достает из книги и показывает детям куклу «Зима»).

Воспитатель: Следующая загадка (воспитатель переворачивает страницу и достает следующую загадку):

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю!

Движения  полна,

Зовут меня…     (весна)

Воспитатель: Молодцы! И эту загадку правильно отгадали! Пришло время появиться нашей второй  гостье (воспитатель достает из книги куклу «Весна»). Теперь послушайте следующую загадку (воспитатель переворачивает страницу и достает следующую загадку): Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь» - приглашаю

И любите за это

Вы все меня, я - …      (лето)

Воспитатель: Встречайте нашу третью гостью (воспитатель достает из книги третью куклу «Лето»). А вот и последняя загадка (воспитатель переворачивает последнюю страницу, достает и читает последнюю загадку):

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Тебя мы в гости просим

И кто же это…          (зима)

Воспитатель: А вот и наша последняя гостья (воспитатель достает из книги последнюю куклу «Осень).

Воспитатель:  Ребята, наши гости- четыре сестрицы, хотят с вами поиграть и рассказать сказку про «Путешествие капелек». Хотите?

Воспитатель (обращается к куклам и спрашивает):  Кто из вас начнет сказку? (остается только кукла «Осень»).

«Осень»: Высоко-высоко в горах жили были мама Туча и ее дети Капельки. Однажды собрала мама своих детей и наказывает: «Пора вам, дети, в путь отправляться. Посылаю вас, Капельки, на землю. Пролейтесь дождиком, умойте, напоите нашу красавицу землю. Томиться она от жажды после летнего зноя». Полетели Капельки на землю, стали прыгать да играть, стали землю поливать.

«Осень»: Ребята, о чем я вам рассказала? Когда капельки на землю падают,  как это называется?

Проводится пальчиковая игра «Дождик». (Воспитатель показывает движения и читает стихотворение):

Дождик, дождик, веселей!      

Капай, капай, не жалей!          

Только нас не замочи!                

Зря в окошко не стучи.              

Брызни в поле пуще:                  

Станет травка гуще!  

 «Осень»: Ребята, а в какое время года дождей больше всего бывает?

«Осень»: Вот молодцы, порадовали меня! А теперь ты, сестрица дальше рассказывай.

«Зима»: Однажды отправились Капельки на землю, да задержались. Мама Туча беспокоится, все своих деток ждет. Тут ветер Северянин прилетел.

«Зима»: Ребята, а вы знаете как дует ветер?

(Воспитатель показывает детям упражнение: глубокий вдох, медленный выдох.)

«Зима»: Но ветер то у нас холодный, стали замерзать мы, а что мы делаем когда нам холодно?

(Воспитатель  показывает, что  холодно- обнимает самого себя и глядит по плечам.)

«Зима»: Какие умницы. Слушаем дальше?

«Зима»: Стал ветер Северянин  маму Тучу успокаивать: «Не волнуйся, матушка Туча, вернутся твои детки. Спят они на земле до лучшей поры, до весны». Мама Туча вниз посмотрела и видит: детки ее крепко-крепко друг к другу прижались. Заплакала мама Туча. Но что это? Вместо слез белый пух полетел: «Не плачь, матушка, не плачь. Мы на землю полетим, все накроем, утеплим, а весной к тебе вернемся». Полетели белые пушинки и покрыли землю белоснежным ковром. Вот красота так красота!  (Воспитатель вместо капелек воды, на панно прикрепляет снежинки и сугроб ).

«Зима»: Ребята во что превратились капельки? Почему? Когда это бывает?

«Зима»: А зачем нам нужно, чтобы землю снегом укрыло?

«Зима»: Спасибо, ребята! Теперь твоя очередь, сестрица, рассказывай.

«Весна»: Но вот зима пошла на убыль. Солнышко все чаще греет, всех голубит, всех лелеет. Капельки-снежинки новую игру придумали: с крыш катаются, с солнечными лучиками играют, да так смеются, что тают.

(Воспитатель меняет на панно снежинки на капельки.)

«Весна»: Что это за игра у капелек?

«Весна»: Правильно, а на земле их ждут другие снежинки, капельки, дождинки. Они все вместе собираются ручейками и бегут к реке, чтобы разбудить старушку: «Хватит, бабушка, спать!» Река проснулась, разлилась, затопила все дороги, все пути.

«Весна»: Ребята, когда такое бывает? В какое время года?

«Весна»: А что у нас еще весной происходит?

«Весна»: Ребята, хотите сыграть со мной в игру?

 

(Воспитатель предлагает детям «превратиться» в  капельки - раздаются медальки-капельки, показывает необходимые действия).

 «Весна»: Представте, что мы с вами капельки. Все капельки у нас самостоятельные .

 Но вот капельки встречаются друг с другом, и получается  ручеек .

 А теперь наш ручеек течет, становится речкой и впадает в море.

 Ну а теперь капелькам пора домой к маме-туче.

                                                                               

«Весна»: Молодцы ребята. Теперь твой черед сестрица, рассказывай.

 «Лето»:  Есть у Капелек еще одна забава. В жаркий солнечный день просят они у мамы Тучи, чтобы отпустила она их на землю порезвиться. А пока летят до земли, с солнечными лучиками игру затеют, отражаются лучики в Капельках как в зеркале и на небе такая красота появляется! Словно невидимый художник всеми своими красками огромные ворота нарисовал!

«Лето»:  Как вы думаете, что это за ворота такие?

«Лето»: А кто знает какие цвета у радуги? Назовете?

Куклы (все вместе): Какие молодцы. Ребята, а мы с вами ничего не забыли? Наша волшебная книга хочет вам что-то показать. Смотрите.

(Книга ставится на пол, на круг, разукрашенный в цвета времен года, в развернутом виде, чтобы все времена года было видно.)

Куклы: Ребята давайте возьмемся за руки и посмотрим, не забыли ли мы чего?

(Воспитатель  вместе с куклами и с детьми берется за руки и начинают водить хоровод. В это время воспитатель  читает стихотворение «Круглый год».)

 

 Круглый год

       С. Михалков

Зима приходит ненароком,
По всем статьям беря свое.
Она должна уж быть по срокам,
А вот, поди ж ты, – нет ее!

И вдруг, однажды, спозаранку,
Взглянул в оконное стекло
И видишь «скатерть-самобранку» –
Везде, вокруг, белым-бело…

Весна приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег,
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек.

Уж по ночам не те морозы,
И вот уже летит скворец
В свой домик на стволе березы…
Пришла Весна. Зиме конец!

А за Весной приходит Лето,
За Летом Осень в свой черед,
И вновь Зима. И снова где-то
Весна торопится в поход.

Воспитатель с  куклами: Мы многое сегодня вспомнили и узнали.

Воспитатель: Скажем спасибо нашим гостьям, они рассказали нам очень интересную сказку.

Воспитатель: Пора отпустить их домой, пусть каждая из них следит за своим временем года и приходит к нам в гости. Отпустим их ребята домой?

 (Куклы закрепляются на страницах книги, стоящей на полу в центре хоровода, каждая по своему цвету и времени года).

Воспитатель: Понравилось ли вам ребята наше путешествие? Пригласим наших гостей снова?

Воспитатель: Ну а теперь пришла и наша очередь  попрощаться. До свидания, ребята.

Дети: (ответы детей).

Дети: (ответ детей).

Дети: (ответы детей).

                                                                                                             

Дети: (ответы детей).

Дети: (ответы детей).

Дети: (ответы детей).

Дети: (ответ детей).

Дети: (ответы детей).

Дети: ( повторяют движения, которые показывает воспитатель).

  (показывают, как капает дождик руками)

  (показывают  брызги пальчиками)      

  (делают «домик»)

  (стучат кулачком об кулачок)

   (показывают брызги пальчиками)  

   (растопыривают пальчики и покачивают ими «травкой»)

   Дети: (ответы детей).

Дети:  (ответ детей)                

Дети: ( повторяют за воспитателем).

 Дети: ( повторяют движение за воспитателем).

Дети: (ответ детей).

Дети: (ответы детей).

Дети: (ответы детей).

Дети: (ответ детей).

Дети: (ответы детей).

Дети: (ответы детей).

Дети: (ответ детей).

Дети: ( выполняют упражнение ручеек.)

Дети: (хаотично движутся по группе)

Дети: (берутся за руки, образуя цепочку и имитируя движения ручейка).

Дети: (первый и последний ребенок цепочки берутся за руки, образуя большой круг).

Дети: ( присаживаются на корточки и медленно поднимаются- имитируя испарение воды, затем собираются вокруг воспитателя и обнимают его все вместе).  

Дети: (ответ детей).  

Дети: (ответы  детей).

Дети: (ответ детей).

Дети: (берутся за руки, делают круг и начинают водить хоровод).

                                                                 

Дети: (ответ детей).

Дети: (ответ детей).

Дети: (ответ детей).

Дети: (ответ детей).

Дети: (ответ детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Наглядное пособие Времена года, время

Учим Сутки, Недели, Закрепреем месяцы...

Газета для родителей: «Как с пользой провести время с ребёнком в теплое время года»

Лето - это прекрасная пора и для детей и для взрослых. Лето дает большое количество возможностей для совместных занятий и игр. Игры на прогулке не только полезны для здоровья, но и помогают ребенку уз...

Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево "Времена года". Игра времена года.

Описание: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям и детям. Многофункционального дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с...