Серия комплексных занятий "Времена года"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Барыкова Лариса Павловна

 Серия комплексных занятий в первой младшей группе по временам года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексное занятие в 1 младшей группе

                                                          (Воспитатель Барыкова Л. П)

        

Тема: «Весеннее путешествие маленькой капельки».

Цель: Знакомство детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная.

Задачи: Подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек.

        Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, фольклор, музыку.

        Учить малышей воспринимать изображенное на картинке, отвечать на вопросы воспитателя по её содержанию, повторяя за ним отдельные слова и несложные фразы.

        Закреплять знание признаков весны(тает снег, бегут ручьи, появляются первые цветы)

        Учить малышей рисовать разные по длине линии – льдинки, мазками – капельки.

        Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.

Предварительная работа: Наблюдение за сезонными изменениями в природе весной, беседы о характерных признаках весны, чтение стихов о весне, рассматривание иллюстраций, игры с игрушками в воде.

Словарная работа: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная, заморозил, журчит,

Материал: аквариум с рыбками, картинка из серии «Наша Таня»(Весна), краска голубая, белая бумага, иллюстрации(сосульки, капель, ручеек).

        Ход занятия.

1.

Воспитатель: Дети, вы любите сказки? Сегодня я хочу рассказать вам необычную сказку. О ком эта сказка вы узнаете, когда послушаете эту музыку.

      Звучит аудиозапись «Ручеек».

Какая чудесная мелодия. Что же вы услышали? О чем будет моя сказка?

(Ответы детей) Я расскажу вам сегодня сказку о путешествии маленькой капельки. Хотите? Слушайте.

- Жила – была маленькая водяная капелька. Где была капелька , там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами купаться и пить воду. Но вот однажды случилась с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принес мороз, капелька и замерзла. Надо спасать капельку. Давайте позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет капельку.

        Солнышко, отзовись!

        Красное, появись!(появляется солнышко – маска)

Солнышко. Здравствуйте, детки.

        Зачем меня звали, маленькие друзья?

        Или какая случилась беда?

Воспитатель. Солнышко! Мороз капельку заморозил. Помоги нам вернуть её, пожалуйста. Птицы, рыбы, растения, люди могут погибнуть без воды.

Солнышко. Я вам помогу. Ветер разгоню и вашу капельку верну.(Солнышко танцует, кружится ,и появляется капелька.)

Капелька. Здравствуйте, ребята.

        Я водяная капелька,

        Я очень вам нужна,

        Покапаю, покапаю –

        Получится вода.

        А вы знаете, как я капаю?

Дети. Кап, кап…

2. Речевая игра «Кап – кап – кап».

Воспитатель показывает детям картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала тихо закапал: «кап – кап – кап»(дети повторяют «кап – кап – кап»), потом застучал сильнее: «кап – кап – кап»(дети повторяют громче) Опять тихо капает дождик и перестал». В конце игры воспитатель читает потешку:

        Дождик, дождик,

        Кап – кап – кап!

        Мокрые дорожки.

        Нам нельзя идти гулять,

        Мо промочим ножки.

3. Рисование «Повисла с крыши сосулька – льдинка»

Солнышко растопило снег на крыше, и появились сосульки – льдинки.

На мольберте воспитатель рисует, как сосульки повисли с крыш и капают. После этого дети рисуют на своих листах бумаги разные по длине линии (льдинки). Мазками рисуют капельки. Любуются весенними картинками. Воспитатель читает стихотворение А. Шабаевой:

        Выходи скорее в сад,


                         Слушай звон, слушай звон,

        Это капельки звенят:        

        Дон – дон – дон.

4. Опыты с водой.

Воспитатель предлагает детям потрогать воду в одном тазике, потом в другом.

- Какая водичка?(Теплая, холодная)

Воспитатель раздает детям губки. Они обмакивают губки в воду, потом отжимают.

- Что капает с губки? (вода)

- А как она капает?(кап-кап)

Воспитатель предлагает переливать воду из чашки в чашку и наблюдать, как она льется.

Капелька. Молодцы, дети. За то, что вы все про меня знаете, я подарю вам вот эти игрушки.(плавающие) До новых встреч.



Предварительный просмотр:

Комплексное занятие в 1 младшей группе

        (Воспитатель Барыкова Л. П.)

Тема: «Зимушка – зима»

Цель: Создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей детей.

Задачи: Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.

        Развивать навыки общения и речь. Учить детей слушать вопрос взрослого и отвечать на него.

        Закреплять знание признаков зимы (снег белый, пушистый, снежинки легкие, пушистые)

        Расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес.

             Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предметов(пальцем)

        Развивать умение сопоставлять силуэт с образом объекта.

        Воспитывать умение слушать товарищей, усидчивость.

Предварительная работа: Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой, беседы о характерных признаках зимы, чтение стихов о зиме, загадок о животных, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: искрится, крутолобые, мелодия, чудесное, настроение, живность, припас.

Материал: вата, тонированные листы, белая гуашь, сугробы из ткани, силуэты животных, фланелеграф, аудиозапись.

        Ход занятия.

1. Приветствие «Здравствуйте»

Под тихую музыку дети входят в группу. Воспитатель читает стихотворение:

        Здравствуй, солнце золотое!

        Здравствуй, небо голубое,

        Здравствуй, вольный ветерок,

        Здравствуй, беленький снежок!

        Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,

        Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!

2. Психологический тренинг «Зимушка – зима»

Звучит аудиозапись «Зимняя мелодия»

Какая чудесная мелодия. На что она  похожа, как можно сказать про эту музыку?(легкая, радостная, снежная, пушистая, зимняя)

Ребята, я сейчас загадаю вам загадку: Снег на полях,

Лед на реках,

        Вьюга гуляет,

        Когда это бывает?

Дети. Зимой.

- А какие вы знаете приметы зимы?(лежит снег, на улице холодно, деревья стоят без листьев, люди стали одеваться теплее.)

- А вам нравится зима? Чем нравится? Скажите мне, ребята, а что вам хотелось бы сделать в это чудесное, сказочное время года? ( кататься на санках, играть в снежки, валяться в снегу…)

- Я предлагаю вам совершить прогулку по зимнему лесу, хотите отправиться вместе со мной? Тогда давайте собираться в дорогу.

3. Тактильная игра – массаж «Собираемся на прогулку»

С помощью имитации надеваем штаны, брюки, носки; надеваем кофты, валенки, шапки, застегиваем  пуховики, завязываем шарфы.

Ну, что ж отправляемся гулять.

4. Имитационное упражнение «Мы шагаем по сугробам»

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

И опять гулять пойдем.

Посмотрите, ребята, на какую зимнюю поляну мы вышли, какие деревья кругом. Вы знаете, как они называются? А посмотрите, сколько снега кругом, как он искрится на солнышке. Как мы можем сказать про снег, какой он?

        С неба падают снежинки,

        Словно белые пушинки,

        Покрывая все кругом

        Мягким бархатным ковром.

5. Игровое упражнение «Снежок»

Давайте поиграем  с вами. У меня есть кусочки ваты. Они похожи на большие хлопья снега. Мы с вами будем дуть на них. И посмотрим, как они ложатся на пол.

Какие замечательные снежинки у нас получились. Посмотрите, а здесь даже сугробы появились.

6. Дидактическое упражнение « Узнай животное»

- Ой, а что это за сугробы такие?! Да нет, это не сугробы, а животные, какие только не пойму. Помогите мне, ребята!

- Посмотрите, на каких животных похожи эти сугробы. И подберите нужный силуэт.

Вот и подошла к концу наша прогулка по лесу, я предлагаю вернуться в детский сад и нарисовать то, что мы видели в лесу, согласны? Тогда в путь.

        Тропка змейкой под ногами,

             Мы домой вернемся с вами.

        

(Под музыку дети « возвращаются в детский сад»)

7. Рисование пальчиком «Снежинки».

Посмотрите, какая замечательная картина у нас получилась. Похожа на полянку, где мы были?

8. Рефлексия.

Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? Как можно сказать, какая прогулка получилась?(веселая, радостная, удачная)

Спасибо вам, ребята, за то, что вы составили мне компанию для прогулки по лесу.



Предварительный просмотр:

Комплексное занятие в 1 младшей группе.

        (Воспитатель Барыкова Л.П.)

Тема: «Осенний лес».

Цель: Расширение ориентировки ребенка в окружающем, воспитание внимания и интереса к природе.

Задачи: Учить детей понимать сюжет, развивать умение слушать пояснения воспитателя, высказываться по поводу изображенного.

        Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.

        Учить плавно, свободно выдыхать воздух, играя с листочками.

        Закреплять умение группировать однородные предметы по цвету.

        Расширить представления детей о жизни диких зверей осенью.

        Расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес.

        Развивать у детей умение переключать слуховое внимание.

        Вызывать у детей эмоциональный отклик, ритмом штрихов передавать капельки дождя, учить держать карандаш в правой руке.

        Воспитывать умение слушать товарищей, усидчивость.

Предварительная работа: Наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью; беседы о характерных признаках осени, чтение стихов об осени, загадок о животных, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: листопад, пожелтела, припасы, мелодия, чудесное, настроение.

Материал: картина с пейзажем осени, аудиозапись, желтые листочки (вырезанные из тонкой бумаги), грибочки двух цветов, картинки на тему «Как живут дикие звери осенью», бубен, синяя гуашь, лист бумаги с тучкой, игрушка белочка.

        Ход занятия.

1.Игровая мотивация.

Воспитатель обращяет внимание детей на стук в дверь. Появляется белочка.

Белочка: Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,

        Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!

        Я живу в лесу, на елке. Я очень люблю свой лес. Особенно сейчас, когда он в таком красивом наряде .Хотите посмотреть на него?

2. Рассматривание картины с пейзажем осени.

Воспитатель предлагает малышам рассмотреть картину с пейзажем осени. Дети рассматривают небо, ищут солнце, облака, тучки. Воспитатель обращает внимание на деревья ,с которых опадают листья, на травку, она пожелтела, пожухла. Говорит детям, что это – осень.

Звучит аудиозапись «Осень»

Воспитатель: Какая чудесная мелодия. На что она похожа, как можно сказать про эту музыку?(Легкая, радостная, осенняя и т. д. )

Воспитатель: Белочка приглашает нас в лес. Давайте поедем на поезде. Занимайте свои места.(Строимся « паровозиком» )

3. Имитационное упражнение « Поезд»

Деток поезд наш везет в лес и на полянку.

Будем весело играть, повстречаем зайку.

«Так- так – так! Так – так – так!» - так колесики стучат.

«Чу – чу – чу! Чу – чу – чу!» - белку встретим и лису.

Паровоз идет все тише, значит, остановка ближе.

Приехали!

Вот мы с вами и приехали в лес. Посмотрите, сколько здесь деревьев: и елки, и березки. Много деревьев, а под ними красивый ковер из желтых листьев. Подул ветер, сорвал с дерева листья, они закружились и опустились на землю.

4. Игровое упражнение «Ветерок»

Сейчас я раздам вам красивые желтые листочки. Вы сделаете ветерок, и ваши листочки будут кружиться в воздухе.

Вы только посмотрите, что нашла белочка ,пока мы с вами играли с листочками! Какие красивые грибочки.

                   

5. Математическая игра «Найди место грибку»

Воспитатель предлагает посадить красный грибок на часть стола красного цвета(грибок спрятался, его не видно), синий грибок – на часть стола синего цвета(грибок тоже спрятался).

6.Рассматривание картинок на тему: «Как живут дикие звери осенью».

Белочка предлагает рассмотреть картинки о жизни зайчика, ежика, медведя осенью. Рассказывает о том, что ежик делает припасы, медведь наедает жир, чтобы легче было зимовать, зайчик готовится сменить шубку на белую. Все готовятся к зиме.

7. Речевая игра «Солнышко или дождик?».

А сейчас мы поиграем в игру «Солнышко или дождик?». Вы будете гулять, погода хорошая, светит солнышко. А чтобы веселее было, я буду звенеть бубном. А если дождь начнется, я буду в бубен стучать, а вы бегите домой.

Воспитатель рассказывает: « Дождик пройдет, землю прольет»

        Кап – кап , тук – тук .

        Дождик по дорожке.

        Ловят дети капли эти,


                                  Выставив ладошки.(Г. Бойко)

Сколько капелек поймали дети?

        Раз – два – три – четыре – пять,

        Будем дождик рисовать.

8. Рисование пальчиком «Дождик».

Нарисовать дождевые капельки тебе помогут пальчики.(Воспитатель помогает ребенку обмакнуть указательный пальчик правой руки в блюдечко с синей гуашью. Ребенок переносит краску на лист бумаги с тучкой, примакивая по всему листу пальчиком и оставляя «следы от дождя».)

9. Рефлексия.

Как хорошо мы с вами по лесу погуляли. Как можно сказать, какая прогулка получилась? Спасибо тебе, белочка, что пригласила нас к себе в гости. Теперь пора нам в детский сад ехать. До свидания, белочка! Садитесь в поезд. Поехали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное подгрупповое занятие по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картинок

Конспект предназначен для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет). Тема "Составление рассказов по серии сюжетных картинок "День рождения цыпленка". Формировать умение внимательно рассматрив...

Игровая комплексная серия занятий по физической культуре

Игровая и познавательная серия занятий...

Конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин "Как щенок нашёл друзей"

Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматич...

Конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин "Скворцы прилетели!"

Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматич...

Занятие-развлечение "Волк и козлята", из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение "Волк и козлята" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста". Де...

Занятие-развлечение "В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение"В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту, направлено на развитие навыков доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Д...

Занятие-развлечение "Русские матрёшки" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности с детьми младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение "Русские матрёшки" из серии комплексных занятий по проекту. На этом занятии дети познакомились с русской деревянной игрушкой - матрёшкой, с  особенностями народной и...