"Северные земли и их обитатели"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Совместная деятельность в подготовительной группе по теме "Путешествие по карте"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Вахтанский детский сад « Одуванчик»
Совместная деятельность в подготовительной группе (путешествие по карте). Тема: «Северные земли и их обитатели» ( ОО « Познание»)
Подготовила и провела
воспитатель
Коржавина Людмила
Михайловна.
п. Вахтан.
2012г.
Тема: «Северные земли и их обитатели»
Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста естественно – научных представлений о северных землях и их обитателях.
Программные задачи:
- Познакомить детей с землями Крайнего Севера: место расположения, особенности климата, разнообразие животного и растительного мира, жизнь людей.
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между особенностями климата Крайнего Севера и живой природой, жизнью людей (жилища, одежда, средства передвижения, занятия: рыболовство, оленеводство) .
- Вызвать желание расширить знания о землях Крайнего Севера, получая информацию из разных источников в повседневной жизни.
Предварительная работа:
-работа с картой и глобусом, знакомство с океанами их месторасположением, знакомство со средствами передвижения ледокол, собачьи и оленьи упряжки, животные севера.
Словарная работа: -
-земли Крайнего Севера, тундра, северное сияние, оленевод, чум, иглу;
- корабль-ледокол, Северный Ледовитый океан, стороны света, чукчи, эскимосы, ненцы;
- белый медведь, тюлени, моржи, хищники.
Материал:
-глобус, карта, презентация природы и животного мира Крайнего Севера, северное сияние, слайды: виды жилищ человека, средств передвижения, одежды, карточки-метки животного и растительного мира, письмо от деда Мороза, конверт для ответа, заготовки бумаги для рисования желаний.
Ход и приемы.
Дети в свободной деятельности.
В группу приносят письмо. Ребята, нам пришло письмо. Вам интересно узнать, кто его написал? Присаживайтесь на ковер и начнем читать. На конверте только адрес указан: Северная земля, великий Устюг. Как вы думаете, кто мог нам написать это письмо? (варианты ответов детей). Проверим кто из нас прав, прочитав письмо. Текст письма: «Здравствуйте, мои маленькие друзья, девчонки и мальчишки. Пишет вам Дедушка Мороз.
Я каждый год бываю у вас в гостях. Мы вместе веселимся, играем, катаемся на санках, лыжах. А вы знаете, где живу я, как выглядит природа в моем крае, какие животные обитают на моих землях. Я предлагаю вам совершить путешествие по Северным землям.. Жду с нетерпением встречи с вами в этом году.
Приписка: я начинаю готовить подарки к празднику. Нарисуйте, что бы вы хотели получить от меня в подарок в этом году».
Вы согласны отправиться в путешествие по землям Крайнего Севера, узнать какая там природа, животный мир? Пройдем к карте. Как вы думаете, где расположены земли Крайнего севера? Земли Крайнего Севера расположены вдоль Северного ледовитого океана. Вспомните, почему так называется океан – Северный Ледовитый. Покажите его на карте и глобусе. Найдем на карте и глобусе территорию земли Крайнего Севера. (Показывают дети, воспитатель по необходимости корректирует ответ.) А вы не забыли, где именно живет Дед Мороз, северные земли занимают огромную территорию. (В Великом Устюге). Найдем на карте это место и отметим меткой. Наметим на карте маршрут по северным землям и островам. Какой транспорт, по вашему мнению, нам подойдет для путешествия по снежным равнинам, ледяным просторам Северного океана? (особый корабль-ледокол, снегоход, оленья или собачья упряжки). В какой одежде поедем и почему. Кого можно встретить из животных, какие там растут растения. Проверим ваши предположения.
Слайд с изображением айсбергами. Что это? Из чего они состоят (изо льда? А все ли айсберги такого размера, какие мы их видим? Опасны ли айсберги для кораблей и почему? Дети высказывают предположения. Чтобы проверить ваши версии проведем эксперимент. Эксперимент: в прозрачную емкость с водой погружаем разные по форме и размеру кусочки льда. Вопросы детям: что вы видите, какой вывод можно сделать из нашего эксперимента, подтверждает он наши предположения?
Дети проходят к столам. Посмотрите в энциклопедиях, чем покрыта земля на крайнем севере, какие растения там растут.
На Севере очень холодный климат во все времена года. Но и здесь бывает лето. Оно очень короткое и прохладное, местами только тает снег, появляется трава – ягель, мох, лишайники, карликовые кустарники. Рассматривание растительного мира по иллюстрациям. Почему на Севере не растут высокие деревья, кусты? Им не хватает света, тепла, влаги. Лето быстро заканчивается, и наступают опять холода. На Севере очень часто бывают снежные метели, бури, поэтому, как вы думаете, толщина снежного покрова большая или маленькая? Северная степь называется – тундрой.
Есть еще одна особенность у неживой природы земель Крайнего Севера – это полярная ночь. Она длится несколько месяцев, и все это время на земле Севера темнота. Часто в период полярной ночи на небе можно увидеть Северное сияние – это быстро меняющееся свечение отдельных участков ночного неба. (Показ слайдов)
(наклеивание меток растений на карту)
Рассматривание иллюстраций животных и птиц.
В тундре живет Северный олень. У него густой и длинный мех, свисающий на шее пышной гривой. С помощью копыт олени раскапывают снег и добираются до лишайников, ягеля – это их единственный корм в зимней тундре.
Самый большой из медведей – Белый медведь. Опишите его внешний вид. Белые медведи почти всю жизнь проводят во льдах, на сушу, они выходят, только чтобы родить детенышей в берлоге. Белый медведь прекрасно плавает и ныряет, у него острые когти, которые служат ему отличным оружием в охоте на тюленей. Белый медведь очень интересно охотится. Он ползет к добыче по снегу, а нос прикрывает лапой. Почему? Нос – единственное черное пятно, которое выдает белоснежного зверя.
Моржи и нерпы северные тюлени, проживают в холодных северных морях. Что одинакового в их внешнем виде? (Вместо ног у них ласты, а тело имеет обтекаемую форму, чтобы удобнее плавать, Тело их покрыто такой же длинной шерстью нет, а почему они не мерзнут? спасает очень толстый слой подкожного жира).
На Севере можно встретить полярную сову, песца, полярного волка. (Слайды не обсуждаются, чтобы в конце занятия спланировать дальнейшую работу, что еще хотят узнать дети).
Что общего у всех животных проживающих на севере? окраска (маскировка на снегу) ; густая шерсть с толстым слоем жира (предохранение от морозов) .
Наклеивание меток на карту.
Сделаем остановку и посмотрим, как живут люди на Севере, чем занимаются. Просмотр слайдов Какие народы проживают на Крайнем Севере чукчи, эскимосы, ненцы, которые занимаются оленеводством, рыболовством и охотой на морских животных.
Как вы думаете, из чего на севере шьют верхнюю одежду? И почему.
Какую бы вы выбрали ткань для пошива верхней одежды для северян Работа с коллекцией тканей. Дети сравнивают выбранные ими ткани. Эксперимент с тканью, какая ткань не пропускает «ветер»(вентилятор,
дольше сохраняет тепло, лежа на снегу. Рассмотреть шкурки с мехом: она плотная, толстая не продувается ветром и сам мех сохраняет тепло. Теплая одежда из шкур животных защищает людей от холода.
Итог путешествия:
Вот и закончилось наше путешествие. Где мы сегодня побывали (на земле Крайнего Севера) Из нашего путешествия мы узнали то, что хотели? О чем мы узнали (северное сияние, полярная ночь, особенности внешнего вида животного мира, растительности от климата, какие народы проживают, чем занимаются) .
Вы что-то еще хотите узнать о жизни на Севере, что? (о повадках других животных, какие дома строят, сколько длится полярная ночь). Где можно получить эту информацию: из энциклопедий, спросить у других взрослых и детей, посмотреть по телевизору, из Интернета.
Мы ничего не забыли? А как же ответ Деду Морозу, что он просил вас сделать? Кто желает, берите по выбору материалы (карандаши, краски и т. д.) и рисуйте свои желания, а потом поручим кому-то из ребят отнести письмо на почту.
Работа на перспективу: макет «Север», альбом «Заметки путешественника», чтение сказок и разучивание подвижных игр народов Севера, эксперименты с водой, льдом и снегом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/18/picture-394971-1497809991.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательному развитию "Северные земли"
Конспект редназначен для закрепления и расширения знаний детей старшего дошкольного возраста о Крайнем Севере, о диких животных холодных стран. Поможет систематизировать представления детей об умении ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-345830-1410877877.jpg)
Конспект итогового занятия по ФЦКМ "Путешествие по северной земле
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды») Конспект итогового занятияпо формированию целостно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/20/picture-370687-1495297855.jpg)
Конспект НОД « Животный мир полярных районов Земли. Белый медведь – царь Северного Ледовитого океана»
Задачи:Познавательные:1.Расширить представления о белом медведе (внешнем виде, образе жизни и повадках)2.Учить устанавливать связи между явлениями живой и неживой природыРазвивающие1...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/11/picture-310090-1544557625.jpg)
Познавательная беседа для детей подготовительной группы «Фольклор северной земли».
Цель:уточнить и закрепить представление о жанровых особенностях, назначении потешек и поговорок;учить понимать обобщенное значение пословиц, уметь составлять по ним небольшие рассказы;познакомить с по...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-383766-1390754667.jpg)
Конспект НОД на тему: «Обитатели северных рек и морей»
Цель: Обогащать представления детей о северных видах рыб.( морские, речные)Задачи:Формировать лексико-грамматический строй речи: учить подбирать глаголы к существительным.Формировать обобщающие поняти...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/31/picture-1310444-1612085732.jpg)
Познавательная беседа для детей подготовительной группы «Фольклор северной земли».
Цель:уточнить и закрепить представление о жанровых особенностях, назначении потешек и поговорок;учить понимать обобщенное значение пословиц, уметь составлять по ним небольшие рассказы;познакомить с по...