Занятие по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Янчевская Ольга Александровна

Интересная сказка про стеклышко на закрепление материала о свойствах стекла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

 в старшей группе «Маленькое стеклышко»

Цель: формирование представлений о стекле, его свойствах (прозрачность, хрупкость), о целесообразности изготовления предметов из стекла.

Задачи:

Образовательные: знакомить со свойствами стекла (хрупкость, прозрачность) через экспериментальную деятельность.

Развивающие: развивать умение сравнивать свойства разных материалов.

Воспитательные: воспитывать умение выслушивать высказывания своих товарищей.

Материалы: стёклышко для показа, лабораторные стёкла по количеству детей, деревянные бруски, молоточек, предметы из стекла (лампочка, очки, аквариум, часы или картинки), настольная  лампа без плафона.

Ход:

- Ребята, сегодня я хочу рассказать вам интересную сказку о стёклышке. Об обыкновенном стёклышке, которое я нашла по дороге в детский сад.

- Жило – было стёклышко. Оно было очень красивое и даже чуть блестело. А знаете почему, оно блестело? Потому что оно дружило с солнышком, и солнышко дарило стёклышку свои лучики.

- А вы хотите, посмотреть, каким было стёклышко?

Эксперимент 1.

Дети проходят к столам, где лежат лабораторные стёкла.

- Возьмите стекло и  рассмотрите его. Какое оно на ощупь? (гладкое, холодное и т.д.)

- Попробуйте посмотреть через стекло друг на друга.

- А сейчас, посмотрите через стекло на картинки, которые я показываю.

- Что вы увидели через стекло?

- Что мы можем сказать о стекле? Какое оно?

- Правильно, стекло прозрачное.

- Отметим в таблице, свойство стекла – прозрачность.

Воспитатель  на демонстрационной таблице схематично отмечает свойство стекло – прозрачность.

- А теперь послушайте продолжение сказки.

- Когда солнышко пряталось за тучки, стёклышку было очень грустно. С ним никто не хотел дружить. Ребята во дворе играли в мяч, бегали наперегонки, прыгали, кто выше.

И никто не хотел играть со стёклышком.

- Как вы думаете,  почему ребята не хотели играть со стёклышком? (можно порезаться, легко ломается).

- Давайте проверим, а как на самом деле?

Физкультминутка. А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Эксперимент 2 (проводит воспитатель, дети наблюдают)

Дети становятся вокруг стола, на котором лежит  коробка, в ней  стекло. Деревянные брусочки с деревянными молоточками по количеству детей.

- Как вы думаете, ребята, если ударить молоточком по деревянному бруску, что с ним произойдёт? Попробуйте ударить молоточком по брусочку.

- Что произошло?

- А если ударить по стеклу? Что случится со стеклом?

- Я попробую ударить по стеклу, а вы посмотрите, что будет со стеклом.

Воспитатель разбивает в коробке стекло, дети наблюдают.

- Что произошло?

- Что мы можем сказать о стекле? Какое оно?

- Стекло хрупкое, оно легко ломается.

- Чтобы об этом не забыть, отметим на нашей схеме свойство стекла – хрупкость.

Воспитатель  на демонстрационной таблице схематично отмечает свойство стекла – хрупкость

Наша сказка продолжается. Призадумалось стёклышко: «Раз я такое хрупкое, значит, я ни на что не пригожусь?»

- А нам с вами может пригодиться стекло? (предположения детей)

- Давайте найдём в группе предметы из стекла (окно, лампа, очки, часы)

- Почему эти предметы сделаны именно из стекла, а не из другого материала? (предположения детей)

Эксперимент 3.

Воспитатель показывает настольную лампу без плафона.

- Что будет, если лампочка будет сделана не из стекла, а из картона?

- Давайте в этом убедимся. Воспитатель накрывает лампу картонной коробкой, включает, дети делают вывод, что свет не проходит через картон.

- А давайте уберём картон…Что мы увидим? (свет).

- Почему же лампочка сделана из стекла? (потому что, стекло пропускает свет)

- Оказывается, стекло очень нужный материал, из него делают много полезных вещей.

- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Повстречалось однажды стёклышко с Данилой мастером и стали они настоящими друзьями. Данила мастерил разные полезные предметы, а стёклышко во всём ему помогало.

- О чём сказка? Что узнали о стекле? (хрупкое, прозрачное)

- Что было особенно интересным? О чём захотелось рассказать маме (папе, брату)?

- Давайте мы с вами сделаем альбом, в котором будут ваши рисунки с изображением стеклянных предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»

Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

Занятие по окружающему миру. «Ребёнок и окружающий мир» в средней группе на тему «Цветы на подоконнике»

Цели. Учить рассматриванию комнатных цветов, посаженных в уголке природе в группе:Закрепить знания названий комнатных растений. Дать об одном растении необходимую информацию.Развивать речь, мышление. ...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...