"ПОСТРОЕНИЕ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «экологизации» всех наук, всех сфер человеческой деятельности. Поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_3.docx | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 3
ПОСТРОЕНИЕ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пономарёва Надежда Ивановна, Ширинских Надежда Сергеевна
СП-детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка
м. р. Алексеевский Самарской области
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Б. Толь
Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «экологизации» всех наук, всех сфер человеческой деятельности. Поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания. Основная цель экологического образования – всестороннее развитие личности, ответственно относящейся к окружающей среде.
Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Новизна работы по формированию у детей навыков экологически грамотного и безопасного поведения, эмоционально положительного отношения к окружающему миру, желание сохранить окружающую среду заключается в том, что достигнут эффект очевидного проявления начал экологической культуры у детей через:
- создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
- осуществления систематической работы с детьми в рамках новых технологий, постоянное ее совершенствование;
- экологическая пропаганда среди родителей.
Цель: – воспитание гуманного, осознанно-правильного отношения к природе (нравственное воспитание).
Задачи:
- Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
- Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
- Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
- Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
- Формировать умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных.
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой мы являемся личным примером, демонстрируя детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуя в природоохранной деятельности.
У нас имеется природоведческая литература, пособия, дидактические пособия, игры экологического содержания.
В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений в природе.
На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, мы стараемся использовать как можно больше и интересных объектов: деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы; муравьиные дорожки и их ходы; небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой берёзе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе.
Экскурсии — один из основных видов деятельности и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях мы знакомим детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей.
На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. На прогулках используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).
Также мы используем художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей.
В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков «Времена года», «Зеленая планета глазами детей», » Лето, лето», «Осень в гости просим», «Подарки Зимушки-зимы», «Весну встречаем», «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.
За совместную работу, дети и родители получают благодарность и грамоты.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.
Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы - не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.В результате, проведенная работа способствовала развитию у дошкольников экологического сознания; в ходе данной работы ребята участвовали в рассмотрении экологических проблем, на доступном им уровне, что способствует развитию самостоятельности, умению высказывать свое мнение, формированию оценочных суждений; ребята внимательнее стали относиться к уголку природы, к растениям на участке детского сада и за его пределами, к животным и насекомым, их заинтересовали и взаимосвязи природы. Необходимо разрабатывать и внедрять целые комплексы мероприятий, направленные на развитие экологической культуры, как самих дошкольников (всех периодов дошкольного детства), так и воспитателей и родителей.
Список используемых источников:
- Балаценко Л., Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. № 5. С. 80–82.
- Николаева С. Н. , Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
- Николаева С., Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. № 7. С. 31–38.
- Николаева С.Н. ,Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
Рыжова Н., «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. №
«Заверяю»
Директор ГБОУ СОШ с.Алексеевка ______________ Чередникова Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"
Здесь представлено обобщение моего опыта работы по экологическому воспитангию детей дошкольного возраста....
обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
работа по экологическому воспитанию в доу...
МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструктированию моделей). Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об осо...
Творческая работа ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и...
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего,мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». В.А. Сухомлинский...
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. Человек всецело зависит от природн...
Выступление из опыта работы «Состояние воспитательно- образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» 26.01.2022г.
Выступление из опыта работы «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»26.01.2022г....