Конспект НОД по познавательному развитию "Русская изба"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кабаева Анжелика Леонидовна

Знания о быте русского народа, обеспечить развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Русская изба»

 

Цель:  Добиться  усвоения знаний о быте русского народа, обеспечить развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое.

Задачи:

1.  Добиться уточнения знаний о избе-жилище крестьянской семьи, о предметах старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.  д.)

2.  Способствовать развитию представления об облике русской деревни.

3.  Вызвать желание понять народные пословицы, поговорки, загадки, частушки, новые слова (ухват, чугун, прялка.)

4.Обеспечить развитие связной речи и  коммуникативных  навыков при помощи игровых подходов и народных игр.

5 Вызвать желание бережно относиться к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, обеспечить развитие интереса к русскому фольклору.

6.  Способствовать формированию уважительного отношения к культуре и быту русского народа.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта.

2. Беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища и для изготовления домашней утвари.

3. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов.

4. Чтение русских народных сказок.

Оборудование : «Русская изба» с предметами быта (печь, сундук, стол, старинная посуда, прялка, утюг, веретено, самовар и т. д.) ; блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением русского быта; шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что было, что стало»; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.

Ход НОД :

Воспитатель одет в русский народный костюм — хозяйка избы встречает детей.

Воспитатель: - Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с далеким прошлым наших предков. Мы с вами находимся в русской избе, а я хозяйка этого дома, поэтому все расскажу и покажу. Встречаю я вас так, как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитым по краям. Это рушник!

- Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль! С поклоном приглашаю вас в избу! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных - возле порога.

Образ русской печки хорошо всем знаком. А для чего нужна печь в доме?

Предполагаемые ответы детей: В печи готовили еду, пекли хлеб. На печке сушили грибы, ягоды и разные травы. А еще печь нужна для обогрева жилища.

Воспитатель: Правильно, дети! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом.

Хозяйка пряла пряжу.

(Воспитатель показывает слайд с прялкой)

Воспитатель: — Ты помощница моя,

Прялочка   родная!

Напрядешь ты пряжи мне,

 Что не видно края!

- В каждой крестьянской семье была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свеча.

(Воспитатель показывает слайд)

Ведь в то время электричества не было и девушки пряли при свечах и пели песни. Давайте послушаем!

(Звучит русская народная песня «Пряха»)

Воспитатель: - Дети, в старину не было ни телевизоров, ни музеев. Как же люди проводили свободное время, чем занимались?

Предполагаемые ответы детей: - Они пряли пряжу, любили веселиться, петь песни.

Воспитатель: - Да, ребята, много работали наши предки, уставали, а отдыхать им помогала веселая игра:

Коли народ не весел,

Низко голову повесил.

Знаю я, нужна игра,

Распотешиться пора!

- Я предлагаю вам поиграть. Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача — повторять за мной!

За дровами мы пойдем!

И пилу с собой возьмем!

Вместе пилим мы бревно

! Очень толстое оно!

Чтобы печку протопить

, Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки!

Воспитатель: А хозяин плел корзины из прутьев и лапти.

(Воспитатель показывает слайд)

- Эту обувь не забыли,

Хоть давным -  давно носили!

Влезут дети на полати

У печи оставят. лапти!

Воспитатель: - В каждой избе была печь — матушка, печь — кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.

Были в избе и чугунки, и горшки.

(Воспитатель показывает слайды с посудой)

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку?

- Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. Даже в гости всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит. »

На ложках можно было играть мелодию и пускаться с ними в пляс.

- Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках и поплясать под русскую народную музыку.

(Дети вместе с воспитателем придумывают движения под музыку и играют на ложках.)

Воспитатель: - Что хозяин в печку ставит? Кто из вас, ребята, знает?

Предполагаемые ответы детей: - Чугунок.

(Воспитатель показывает слайд)

Воспитатель: - Правильно, чугунок! Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился!

А как же можно было достать чугунок из печки? Здесь нужен другой помощник! Послушайте загадку:

- Не бык, а бодает!

Не ест, а еду хватает.

Что схватит — отдает.

А сам в угол идет!

Предполагаемые ответы детей: Ухват.

Воспитатель: - Правильно, дети, возле русской печки всегда стоит ухват, которым хозяйка легко доставала горячие чугунки со щами и кашей.

Пишу готовили не только в чугунке. У чугунка был соперник. отгадайте …

- Был я копан, был я топтан.

Был на пожаре, был на базаре.

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел — ничего не ел,

Сделался стар — пеленаться стал.

Предполагаемые ответы детей: - Горшок.

(Воспитатель показывает слайд)

Воспитатель: - Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюльки. В горшках варили еду, хранили крупу. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки были разных размеров. Различались они и по внешней отделки. Нарядные — те что подавались к столу с пищей. Если вдруг горшок треснул, его оплетали берестяными полосками и использовали для хранения круп. Поэтому и поговорку придумали: «Был ребенок — не знал пеленок, стар стал — пеленаться стал. »

(Воспитатель показывает слайд)

Воспитатель: - От двери до боковой стены избы - широкая лавка.

(Воспитатель показывает слайд)

Рядом с лавками стояли сундуки. В них не только хранили одежду и разные другие вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами.

(Воспитатель показывает слайд)

Воспитатель: - Любили люди почаевничать, т. е. Чай попить. А вот послушайте загадку, и подумайте, в чем кипятили чай?

- Выпускает жаркий пар,

древний чайник ….

Предполагаемые ответы детей: Самовар.

(Воспитатель показывает слайд.)

Воспитатель: - Правильно, дети! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, прикусывая кусочками сахара. А попив чая, люди любили повеселиться, спеть веселые частушки:

Дети поют частушки:

1. Кто сказал: - Частушки вроде

В наши дни уже не в моде.

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?

2. Эх, как выйду я плясать.

Ножками задрыгаю -

Печь, кастрюли и ухват

По полу запрыгают.

3. Эх, раз, полтора

Бежит печка со двора.

А за нею чашки-

От грязнули Машки!

4. Как у нашего Егора

Пузо стало как пригорок.

Целый день он на печи,

Уплетает калачи.

Воспитатель: - Ох, и рассмешили! Ох, и развеселили! Ребята, посмотрите внимательно.

Горница у меня небольшая,

Да красивая какая!

На убранство поглядите,

Да про все мне расскажите!

- Вы найдите предметы быта, которые служили в старину, покажите и назовите их. А  я посмотрю как вы внимательно меня слушали!

(Дети в избе находят предметы быта старины и называют их.)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Умный сильный наш народ,

Свою землю бережет!

А преданья старины -

Забывать мы не должны!

Дети читают стихи:

1 ребенок: - Историю своей страны,

Конечно, дети знать должны!

А здесь начало и основа,

Ведь все всегда идет из дома!

2. ребенок: - Изба! в ней все так интересно.

Мы побывали здесь. ЧУДЕСНО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по познавательному развитию в средней группе "Знакомство с русской избой"

Конспект НОД по познавательному развитию "Знакомство с русской избой". В ходе занятия у детей формируются представления о избе крестьянской семьи, о предметах быта, о кухонных принадлежностях. Занятие...

конспект занятия по познавательному развитию " Русская изба" в старшей группе

Конспект занятия по позавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) в старшей группе...

Конспект НОД по познавательному развитию "Знакомство с русской избой"

На занятии дети смогут познакомится с убранством русской избы, узнать назначение и способ использования некоторых предметов утвари, обогатить словарь новыми словами......

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Изба»

Дети заходят с поклоном и здороваются.В: Здравствуйте, добры  молодцы и красны девицы!Милости просим в гости в избу русскую, в светлую горницу! Размещайтесь поудобнее. Посидим рядком , поговорим ...

Конспект ООД по познавательному развитию "Знакомство с русской избой"

Организованная образовательная деятельность по теме «Знакомство с русской избой» проводится с детьми старшей группы. Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие&raqu...

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие по коми избе» в подготовительной группе

Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе...

Конспект ОД по познавательному развитию "Русская изба"

Конспект ОД  по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) Русская изба...


 

Комментарии

Михайлюк Надежда Александровна

интересный конспект.детям очень нравится такие занятия.