НОД "Путешествие по Енисею"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Евдокимова Марина Сергеевна

 

 

 

Цель  

- Обогащать представления детей о животных Красноярского края.

- Формировать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

- Создавать условия для развития познавательных и творческих способностей в ходе проекта.

 

 

 

Задачи

- Дать представление о диких животных Красноярского края.

- Выяснить места обитания видов, их приспособленность к климатическим зонам.

- Обогатить активный словарь дошкольников.

- Воспитывать у детей бережное отношение к диким животным.

 

 

 

Образовательные  области

  Интеграция образовательных областей:

- Познание;

- Коммуникация;

- Социализация;

- Художественная литература;

-Физическая  культура;

-Художественное творчество.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovogo_meropriyatiya.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности  с детьми в старшей группе.

Тема: «Путешествие по реке Енисей»

 Цель – расширение представлений детей о диких животных Красноярского края.

 Основная образовательная область – «Познание».

 Задачи по основной образовательной области:

- Формировать целостную картину мира старших дошкольников: углубить знания детей о

животных края, выяснить места обитания видов, их приспособленность к климатическим

зонам.

- Развивать желание сохранять природу, убеждать в полезности всех видов животных.

-Совершенствовать навыки познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе ознакомления с краеведческим материалом.

  Интегрируемые области: «Коммуникация», «Художественная литература», «Физическая культура».

  Задачи по интегрируемым образовательным областям:

Образовательной области «Коммуникации»:

-  стимулировать и развивать речевую активность детей;

- формировать коммуникативные навыки.

Образовательной области «Физическая культура»:

- удовлетворять потребности детей в двигательной активности.

Образовательной области «Чтение художественной литературы»:

 - развивать чувства прекрасного к природным объектам  и животному миру через восприятие произведений художественно – литературного творчества.

Воспитательная:

-  Воспитывать любовь к родной природе.
-  Учить видеть красоту природы Красноярского края.
-  Воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим, животным края.
-  Воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивающая:
-  Развивать связную речь детей, обогащать их словарь.

Обучающая:
-  Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Виды детской деятельности:

 - Познавательно-исследовательская;

 - игровая;

 - коммуникативная;

 Формы работы с детьми:

 - Игра - путешествие, дидактические игры, подвижная игра, беседа, ситуативный разговор.

Оборудование:

- Для презентации: экран, проектор, ноутбук;

- схема Красноярского края;

- карта - пазл «Климатические зоны красноярского края»;

- детские стулья для игры-путешествия;

- стол, фигурки животных, «волшебная» палочка;

- пособия для дидактических игр;

- маска рыси для подвижной игры.

Демонстрационный материал:

- Слайды «Схема территории Красноярского края», «Енисей», «Лесостепь», «Тайга», «Тундра», «Крайний север»;

- слайды с изображениями диких животных Красноярского края;

- презентации «Саяно-Шушенский заповедник», «Столбы».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природно-климатических особенностях Красноярского края, просмотр презентаций; беседа о разных животных, населяющих Красноярский край, подбор наглядных иллюстраций - слайдов, литературы о животном мире Красноярского края.

Планируемый результат: элементарные представления дошкольников о животном мире Красноярского края.

План – конспект

 непосредственно образовательной деятельности

Подготовительный этап:

                        1. Воспитатель: - Велика наша Родина, чудесны ее просторы. На огромной территории нашей страны есть место, где ты родился и живешь.  Это наш родной край, о разнообразии его природы сегодня мы узнаем из нашего путешествия, которое я предлагаю совершить  по главной реке края – Енисею. И как настоящим путешественникам  составить свою карту - пазл «Климатические зоны Красноярского края». Вы согласны отправиться в путешествие? (Ответы детей).

- Посмотрите это границы нашего края.

- А кто из вас может мне сказать, как называется  наш край. (Ответы  детей). 

- По всей огромной территории Красноярского края протекает река Енисей.

(Рассматривание слайда «Схема территории Красноярского края»).

2. Воспитатель: - Как вы думаете, на чем  мы можем совершить наше путешествие? (Ответы детей).

- Помогать нам в пути будет кораблик. Давайте соорудим его из наших стульчиков.

(Сооружение корабля).                                                                                                                          

 - Наш корабль готов. Занимайте места, и мы начнем свой путь.

Основной этап:

1. Воспитатель:

- Река Енисей берет свое начало высоко в горах Саян.

            Где волшебник – туман

Белый занавес ткет

В снежных кручах Саян

                Он начало берет.

Тесновато порой Енисею меж гор,

Словно конь молодой

Рвется он на простор.

(Просмотр слайда «Енисей»).

На территории Саян  расположился Саяно - Шушенский заповедник. Заповедник это место, где растения и животные охраняются человеком. В нем  живут разные виды животных. Я предлагаю  вам познакомиться с некоторыми обитателями заповедника.

Внимательно слушайте и запоминайте их название.

(Просмотр презентации о биосферном заповеднике).

-Каких животных вы видели в фильме? (ответы детей).

- Вы правильно ответили, и наш кораблик готов плыть дальше.

2. Воспитатель:

- Вырываясь из гор на простор Енисей – батюшка попадает в зону лесостепи. Здесь располагаются холмы и равнины, покрытые густой травой и  лишь вдоль ручейков и речушек растут березки да осины.

(Просмотр слайда «Лесостепь»).

- Как вы думаете, какие животные могут здесь обитать, если кругом много густой и

 сочной травы?

Ответы детей: Травоядные.

(Просмотр слайдов «Заяц», «Кабан», «Белка», «Еж»).

- А если есть травоядные, то есть и …?

 Ответы детей: Хищники.

(Просмотр слайдов «Лиса», «Волк», «Медведь»).

 - Еще на данной территории обитает такое хищное животное как рысь. Это крупный зверь семейства кошачьих. У нее короткий, словно обрубленный хвост, пышные «бакенбарды» и кисточки на ушах. Мех у рыси серый  или рыжеватый с темными пятнами. Рысь – ночное животное. Она, как любая кошка, хорошо лазает по деревьям и любит охотиться.

(Просмотр слайда «Рысь»).

-Ребята, у меня есть интересная игра.

Подвижная игра «Осторожно, рысь».

Выбирается «рысь». Остальные дети – «мышки». «Рысь» ходит и высматривает «мышку». «Мышки» ходят вокруг «рыси» и произносят слова:

-Очень тихо ходит рысь,

Осторожно, берегись!

После последнего слова «рысь» ловит «мышку». Пойманная «мышка» становится «рысью».

Игра повторяется несколько раз.

(После игры дети садятся на стульчики).

- Вы активно отвечали на вопросы и играли, а тем временем у нас готова первая часть нашей карты «Лесостепь».

3. Воспитатель:

-  Наш кораблик продолжает свой нелегкий путь. Ведь на пути - тайга.

(Просмотр слайда «Тайга»).

- Ребята, что такое тайга? (Ответы детей).

- На окраине Красноярска есть место, которое называют жемчужиной сибирской природы – заповедник «Столбы». Заповедник раскинулся по правому берегу Енисея. Здесь среди тайги, возвышаются причудливые скалы.

(Просмотр презентации о красноярских «Столбах»).

- У подножия «Столбов» расположен «Приют доктора Айболита» - живой уголок, в нем живут представители животного мира Сибири.

- Давайте вспомним животных тайги, и сыграем в игру «Волшебная палочка» - «Дикие животные и их детеныши».

Воспитатель передает «Волшебную палочку»  ребенку, и называет животное. Ребенок должен назвать детеныша этого животного и вернуть «Волшебную палочку»  воспитателю.

- Вот и с этим заданием вы справились хорошо, и у нас готова вторая часть карты  «Тайга». Отправляемся дальше.

4. Воспитатель:

- Становиться все холоднее, лето короче, а зима длиннее, снег глубже, а солнце холоднее. Мы с вами приближаемся к Северному ледовитому океану. Вслед за тайгой появляется новая зона – зона вечной мерзлоты. Эта местность называется – тундра.

Здесь много влаги, и мало солнца, поэтому растительность очень скудная, в основном здесь растут мхи да лишайники, да небольшие кустарники – карликовые деревья. Но и здесь живут животные, которые приспособились к этому климату.

(Просмотр слайда «Тундра»).

-Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте мне назвать этих животных:

- Словно царскую корону, носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый,

любит снежные луга (северный олень).

- Кто зимой холодной по тундре бродит злой, голодный (волк, песец).

- Слывет он грозою всего побережья,

  Гордиться дохою своей белоснежной,

  Живется привольно в ледовых хоромах,

  На льдине как дома и в море как дома (белый медведь)

- Белый, по снегу бежит, петляет (заяц -  беляк).

(Отгадывание загадок сопровождается просмотром слайдов с изображением загадываемых животных).

- А еще живет в тундре маленький зверек, очень похожий на мышь, только побольше – зовут его лемминг. Об этом зверьке нам расскажет Валерия. Вместе с мамой она узнала много интересного  о лемминге.

(Просмотр слайда «Лемминг»).  

- Теперь мы знаем о северных животных. Осталось познакомиться с обитателями побережья.

5. Воспитатель:

- Ведь Енисей – батюшка заканчивает свой нелегкий и длинный путь. Он

впадает в Северный – Ледовитый океан.

                     На Таймырском побережье

В мае ветрено и снежно,

В море льдины холодины –

Для морских зверей перины.

Вот проснулось побережье

                     Моржи, нерпы и тюлени.

Тюленята и моржата – закаленные ребята

И в мороз и в непогоду

Не робея, лезут в воду.

(Чтение стихотворения сопровождается просмотром слайдов с изображением моржа, нерпы, тюленя).

- О каких животных вы узнали из стихотворения?

- Где они обитают, чем питаются?

- Как они приспособились к жизни на Севере?

(Ответы детей).

            - Вот и третья часть карты «Тундра и крайний Север» готова.

 Заключительный этап:

- Закончилось и наше путешествие по Енисею. Пора отправляться в детский сад. Давайте попросим волшебную палочку помочь нам. Закройте все глаза. Волшебная палочка помоги нам скорее попасть в детский сад раз, два, три.

- Вот мы и вернулись в нашу группу. Давайте соберем нашу карту - пазл. Подойдите к столу и посмотрите, сколько животных обитает на территории нашего  края.  Возьмите любого животного. Вспомните, как его зовут, где он обитает?

Обобщающая игра по путешествию – «Места обитания».

Цель: закрепить знания, полученные на занятии.

Дети определяют место обитания выбранного животного и согласно этому располагают картинку на карте «Климатические зоны Красноярского края»:

I. Зеленый фон – это степь

II. Темно-зеленый фон горы и тайга.

III. Белый фон – это тундра и крайний север.

Итог.

- Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось и запомнилось?

Ответы детей.

Приложение № 1

Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности  с детьми в старшей группе

 «Путешествие по реке Енисей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии "Путешествие по Енисею"

Познакомить детей с уникальной природой Красноярского края. Выяснить места обитания видов. приспособленность к климатическим зонам....

Театр физического развития и оздоровления "Вниз по Енисею"

Театр физического развития и оздоровления (раздельная физкультура)-мальчики старшей группы...

Экологический проект для детей старшего возраста "Енисей-Батюшка"

Обогащение представлений детей о реке Енисей с целью формирования интереса к живой природе, эмоциональной отзывчивости; создания условий для развития познавательных и творческих способностей при взаим...

«Путешествие по реке Енисей» (познавательная экскурсия)

В рамках регионального компонента образования,  природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания, усвоение материала, который позво...

Енисей - батюшка

Вариант календарно-тематического планирования...

Методическая разработка "Путешествие по реке Енисей"

Дошкольное детство является благодатным периодом для приобретения знаний о родном крае. Каждый ребенок должен знать родословную и уважать свои корни. Это наследство, которое мы должны не только исполь...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...