"История появления мыла" - для детей старших групп.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сливко Валентина Николаевна

Вся наша жизнь связана с использованием мыла.А кто задумывался о том, откуда оно пришло? На основании чего наши предки решили создать моющее средство? Что оно в себе таит и как изменилось с тех пор?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: продолжать расширять представления воспитанников об окружающем мире. 

Задачи:

  1. Развивать системное мышление,  познавательный интерес.
  2. Продолжать учить выявлять и разрешать проблемные ситуации.
  3. Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
  4. Дать представление об истории  происхождения мыла.
  5. Закреплять и систематизировать знания о вредных и полезных микробах и борьбе с ними.

 Словарная работа:

Обогащать пассивный и активный словарь воспитанников по теме,  лексику словами, обозначающими свойства и качества мыла, профессию «мыловар».

Материалы и оборудование:

  1. Набор для каждого ребёнка: кусочек мыла, лупа, контейнер с  водой, салфетки.
  2. Жидкое мыло.
  3. Круги разного цвета.
  4. Мультиммедийная установка (проектор, экран).
  5. «Музей мыла».

Ход  НОД

Воспитатель: Ребята, сейчас я прочитаю вам отрывок из одного известного произведения, а вы мне скажете - как оно называется.

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
 Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя….»

- Как называется это произведение? ( «Мойдодыр»)

- А кто его автор? (Его сочинил К.И.Чуковский)

- А о чем это произведение? (Ответ детей: оно о том, что всем надо быть чистыми, аккуратными, мыть мылом руки и лицо…)

- Скажите мне ребята, а почему так важно мыть руки? (Ответ детей –чтобы руки были чистые).

- Для чего нужны чистые руки? (Ответ детей – чтобы не болеть).

- Кто нам приносит болезни? (Ответ детей - микробы)

- А что вы знаете о микробах? (Ответ детей)

- Все ли микробы одинаковые? (Ответ детей - нет, есть вредные и полезные).

- Назовите места, где могут встретиться полезные микробы (Ответ детей – хлеб, лекарства, кисломолочные продукты, дрожжи).

- А где находятся вредные микробы? (Ответ детей – везде, песочница, транспорт, магазины..)

- А микробы можно увидеть? (Да, но только через микроскоп).

- А если бы я попросила вас нарисовать вредные микробы, какого цвета краски вы бы выбрали и почему? (Выбор палитр с обоснованием цвета)

- Какого вы знаете главного врага микробов? (ответ детей – мыло).

 Правильно, ребята! Мыло - наш большой помощник! Оно смывает грязь и микробы с наших рук. Вы правы, ребята, микробы хоть и маленькие, но  очень злые  и могут сильно навредить нашему здоровью.

- Как вы думаете можно ли защитить себя от микробов? (ответ детей: да, мыть руки).

- Как часто мы должны мыть руки? (ответ детей: мы моем руки после прогулки и посещения туалета, перед едой и после еды, после сна).

- А вы моете руки только водой? (Нет. Мы обязательно моем руки с мылом).

- А как вы думаете, всегда ли у людей было мыло? (ответ детей…).

Я расскажу  историю появления мыла. (Дети разворачивают стулья к экрану) 

Слайд 1.Мыло – одно из незаменимых вещей, которыми мы пользуемся ежедневно.

Слайд 2. Учёные до сих пор спорят «Кто и когда изобрёл мыло?». Но пока к единому мнению не пришли.

Слайд 3. В давние времена, в Древнем Риме люди стали думать, как смыть грязь с жирной кожи.

Слайд 4. После прогоревшего костра оставалась  зола, которую люди растворяли в воде и мылись этой водой.

Слайд 5.Свое название мыло получило от древнеримской горы Сапо. Слайд 6. Когда-то на этой горе древние римляне жгли костры, готовили  пищу, жир  смешивался с золой от костра,

Слайд 7. а потоки дождя смывали эту массу в реку, в которой местные женщины стирали белье, замечая, что при помощи смеси жира и золы белье лучше отстирывается.

Слайд8. В древнем Египте мылись глиной,

Слайд9. которая прекрасно очищала тело от грязи,

Слайд 10. А в Древней Греции использовали  песок и пчелиный воск.

Слайд 11. В природе встречается много растений, способных образовывать пену. Они могут заменить мыло: ягоды бузины, солодка, мыльнянка лекарственная (её называют «мыльной травой», «собачьим мылом»).

Слайд 12.Постепенно люди научились  варить мыло, и появилась профессия «мыловар». 

Слайд 13. Однако многие хозяйки варили мыло сами, так как мыло покупать было дорого.

Слайд 14 .Чтобы придать мылу приятный запах, в мыло добавляли сок трав, плодов (например -  сок кокоса) лепестки цветов и тогда мыло приобретало определенный аромат.

Слайд 15. В настоящее время на фабриках по изготовлению мыла используют ароматические масла.

Слайд 16. Для того чтобы мыло приобрело какой-либо цвет, при производстве мыла добавляют красители (натуральные и химические).

Слайд 17. Детское мыло содержит только натуральные вещества, чтобы не навредить детской коже.

-  Вы сегодня узнали историю возникновения мыла.

- Кто запомнил, как называлась гора, в честь которой было названо мыло? (Сапо   (по -английски мыло «соуп»).

-Что использовали древние люди вместо мыла? (золу, глину, песок, пчелиный воск, растения).

- Как называется профессия человека, который варил мыло?

- Почему многие хозяйки стали варить мыло дома, а не покупать его?

- Что добавляли в мыло для запаха и цвета?(ответы детей)

- Молодцы.

А сейчас я приглашаю всех на разминку.

Слайд 18. Физминутка «Мыло бывает разным»

Мыло бывает

Разным – преразным:

идут по кругу, держась за руки

Синим, зелёным,

Оранжевым, красным...

«моют» руки

Но не пойму,

Отчего же всегда

повороты туловища в стороны, раскрыв руки

Чёрной – пречерной

Бывает вода?

«волны» руками перед собой

Чтобы дать микробам бой,

боксирующие движения перед собой

Моем руки мы с тобой.

потирают  ладони о ладонь

 Приглашаю вас в исследовательскую лабораторию, занимайте рабочие места, мы продолжим разговор о мыле, которое станет предметом нашего исследования.

(Дети  садятся за столы, на которых размещены мыло, вода, салфетки).

Возьмите каждый свой образец мыла, внимательно рассмотрите его.

- Скажите пожалуйста, мыло у всех одинакового цвета или нет?

- Как вы думаете, от чего зависит цвет мыла? (ответ детей)

- ….., скажи пожалуйста, твой образец какой формы?

- Какую геометрическую фигуру напоминает твое мыло, ……?

Обратите внимание на мои образцы и найдите сходство (ответы детей: цвет, форма, запах).Чем один образец отличается от другого (ответ детей: величина (размер).

Давайте понюхаем каждый свой образец, поменяемся с партнером напротив, исследуем его образец и определим, одинаковый ли запах у мыла (ответы детей – разные запахи (одинаковые).

У меня в руках флакон, ….. прочитай что это.(Ответ ребенка – Жидкое мыло).

- Какое мыло у вас? (ответ детей –твердое мыло).

- Чем отличается  жидкое и твердое мыло?(ответ детей –жидкое льется, и может принимать форму сосуда).

И последнее исследование: возьмите свой образец и попробуйте намылить руки (дети выполняют). У вас получается, появилась ли пена на руках? (Ответ детей – не появилась).

- Как вы думаете, почему этого не происходит? (Ответ детей – необходима вода).

Правильно, чтобы мыло мылилось необходимо намочить руки. (Дети выполняют намыливание рук с водой).

Предлагаю завершить исследование и назвать все свойства мыла,

используя схему на экране.

 Слайд 19. (Ответ детей. Проведя исследование, можно сделать вывод: мыло имеет цвет, форму, величину, запах, бывает жидким и твердым, может пениться при наличии воды).

- Скажите пожалуйста, для чего нам нужно мыло? (Ответы детей: чтобы бороться с микробами). Как вы считаете, если рук мыть неправильно, можно победить микробы? Давайте  повторим последовательность шагов правильного мытья рук:

  • хорошо намочите руки;
  • намыливайте руки с обеих сторон;
  • намыливайте руки между пальцев;
  • смойте руки чистой водой;
  • вытирайте руки насухо полотенцем.

Молодцы юные исследователи, вы справились с поставленными задачами, предлагаю посетить необыкновенный «Музей мыла».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека комплекса артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшей группы (5 – 6 лет).

Задача  совершенствования  артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей, учить их при разговоре дос...

Конспект познавательно-исследовательской ОД «История появления карандаша» для детей подготовительной группы

Цель: познакомить с историей появления простого карандаша.Задачи:Образовательные:— формировать представление детей о простом карандаше, его различных видах, качествах и свойствах, историей его п...

НОД на тему "История города Сафоново" для детей старшей группы

Ознакомление с историческим и культурным наследием родного края подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений, ведь дошкольный возраст - с...

Конспект познавательной беседы «История появления цифр.» для детей подготовительной группы детского сада

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО – познавательное разви-тие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.ОО ФГОС ДО, познавательное развитие, задачи:1. Познакомить детей с ис...

Конспект занятия по теме «История Георгиевской ленточки» для детей старшей группы

Музыка: Д.Тухманов; В. Харитонов «День Победы» Майский праздник — День Победы Отмечает вся страна, надевают наши деды Боевые ордена, их с утра зовет дорога На торжественный парад, и задумчиво с по...

Презентация "История появления денег" для детей старшего дошкольного возраста

Презентацию "История появления денег" можно использовать на занятии по  формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Дети узнают о происхождении дене...