"История появления мыла" - для детей старших групп.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Вся наша жизнь связана с использованием мыла.А кто задумывался о том, откуда оно пришло? На основании чего наши предки решили создать моющее средство? Что оно в себе таит и как изменилось с тех пор?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД - окружающий мир,для старших дошкольников. | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: продолжать расширять представления воспитанников об окружающем мире.
Задачи:
- Развивать системное мышление, познавательный интерес.
- Продолжать учить выявлять и разрешать проблемные ситуации.
- Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
- Дать представление об истории происхождения мыла.
- Закреплять и систематизировать знания о вредных и полезных микробах и борьбе с ними.
Словарная работа:
Обогащать пассивный и активный словарь воспитанников по теме, лексику словами, обозначающими свойства и качества мыла, профессию «мыловар».
Материалы и оборудование:
- Набор для каждого ребёнка: кусочек мыла, лупа, контейнер с водой, салфетки.
- Жидкое мыло.
- Круги разного цвета.
- Мультиммедийная установка (проектор, экран).
- «Музей мыла».
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сейчас я прочитаю вам отрывок из одного известного произведения, а вы мне скажете - как оно называется.
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя….»
- Как называется это произведение? ( «Мойдодыр»)
- А кто его автор? (Его сочинил К.И.Чуковский)
- А о чем это произведение? (Ответ детей: оно о том, что всем надо быть чистыми, аккуратными, мыть мылом руки и лицо…)
- Скажите мне ребята, а почему так важно мыть руки? (Ответ детей –чтобы руки были чистые).
- Для чего нужны чистые руки? (Ответ детей – чтобы не болеть).
- Кто нам приносит болезни? (Ответ детей - микробы)
- А что вы знаете о микробах? (Ответ детей)
- Все ли микробы одинаковые? (Ответ детей - нет, есть вредные и полезные).
- Назовите места, где могут встретиться полезные микробы (Ответ детей – хлеб, лекарства, кисломолочные продукты, дрожжи).
- А где находятся вредные микробы? (Ответ детей – везде, песочница, транспорт, магазины..)
- А микробы можно увидеть? (Да, но только через микроскоп).
- А если бы я попросила вас нарисовать вредные микробы, какого цвета краски вы бы выбрали и почему? (Выбор палитр с обоснованием цвета)
- Какого вы знаете главного врага микробов? (ответ детей – мыло).
Правильно, ребята! Мыло - наш большой помощник! Оно смывает грязь и микробы с наших рук. Вы правы, ребята, микробы хоть и маленькие, но очень злые и могут сильно навредить нашему здоровью.
- Как вы думаете можно ли защитить себя от микробов? (ответ детей: да, мыть руки).
- Как часто мы должны мыть руки? (ответ детей: мы моем руки после прогулки и посещения туалета, перед едой и после еды, после сна).
- А вы моете руки только водой? (Нет. Мы обязательно моем руки с мылом).
- А как вы думаете, всегда ли у людей было мыло? (ответ детей…).
Я расскажу историю появления мыла. (Дети разворачивают стулья к экрану)
Слайд 1.Мыло – одно из незаменимых вещей, которыми мы пользуемся ежедневно.
Слайд 2. Учёные до сих пор спорят «Кто и когда изобрёл мыло?». Но пока к единому мнению не пришли.
Слайд 3. В давние времена, в Древнем Риме люди стали думать, как смыть грязь с жирной кожи.
Слайд 4. После прогоревшего костра оставалась зола, которую люди растворяли в воде и мылись этой водой.
Слайд 5.Свое название мыло получило от древнеримской горы Сапо. Слайд 6. Когда-то на этой горе древние римляне жгли костры, готовили пищу, жир смешивался с золой от костра,
Слайд 7. а потоки дождя смывали эту массу в реку, в которой местные женщины стирали белье, замечая, что при помощи смеси жира и золы белье лучше отстирывается.
Слайд8. В древнем Египте мылись глиной,
Слайд9. которая прекрасно очищала тело от грязи,
Слайд 10. А в Древней Греции использовали песок и пчелиный воск.
Слайд 11. В природе встречается много растений, способных образовывать пену. Они могут заменить мыло: ягоды бузины, солодка, мыльнянка лекарственная (её называют «мыльной травой», «собачьим мылом»).
Слайд 12.Постепенно люди научились варить мыло, и появилась профессия «мыловар».
Слайд 13. Однако многие хозяйки варили мыло сами, так как мыло покупать было дорого.
Слайд 14 .Чтобы придать мылу приятный запах, в мыло добавляли сок трав, плодов (например - сок кокоса) лепестки цветов и тогда мыло приобретало определенный аромат.
Слайд 15. В настоящее время на фабриках по изготовлению мыла используют ароматические масла.
Слайд 16. Для того чтобы мыло приобрело какой-либо цвет, при производстве мыла добавляют красители (натуральные и химические).
Слайд 17. Детское мыло содержит только натуральные вещества, чтобы не навредить детской коже.
- Вы сегодня узнали историю возникновения мыла.
- Кто запомнил, как называлась гора, в честь которой было названо мыло? (Сапо (по -английски мыло «соуп»).
-Что использовали древние люди вместо мыла? (золу, глину, песок, пчелиный воск, растения).
- Как называется профессия человека, который варил мыло?
- Почему многие хозяйки стали варить мыло дома, а не покупать его?
- Что добавляли в мыло для запаха и цвета?(ответы детей)
- Молодцы.
А сейчас я приглашаю всех на разминку.
Слайд 18. Физминутка «Мыло бывает разным»
Мыло бывает Разным – преразным: | идут по кругу, держась за руки |
Синим, зелёным, Оранжевым, красным... | «моют» руки |
Но не пойму, Отчего же всегда | повороты туловища в стороны, раскрыв руки |
Чёрной – пречерной Бывает вода? | «волны» руками перед собой |
Чтобы дать микробам бой, | боксирующие движения перед собой |
Моем руки мы с тобой. | потирают ладони о ладонь |
Приглашаю вас в исследовательскую лабораторию, занимайте рабочие места, мы продолжим разговор о мыле, которое станет предметом нашего исследования.
(Дети садятся за столы, на которых размещены мыло, вода, салфетки).
Возьмите каждый свой образец мыла, внимательно рассмотрите его.
- Скажите пожалуйста, мыло у всех одинакового цвета или нет?
- Как вы думаете, от чего зависит цвет мыла? (ответ детей)
- ….., скажи пожалуйста, твой образец какой формы?
- Какую геометрическую фигуру напоминает твое мыло, ……?
Обратите внимание на мои образцы и найдите сходство (ответы детей: цвет, форма, запах).Чем один образец отличается от другого (ответ детей: величина (размер).
Давайте понюхаем каждый свой образец, поменяемся с партнером напротив, исследуем его образец и определим, одинаковый ли запах у мыла (ответы детей – разные запахи (одинаковые).
У меня в руках флакон, ….. прочитай что это.(Ответ ребенка – Жидкое мыло).
- Какое мыло у вас? (ответ детей –твердое мыло).
- Чем отличается жидкое и твердое мыло?(ответ детей –жидкое льется, и может принимать форму сосуда).
И последнее исследование: возьмите свой образец и попробуйте намылить руки (дети выполняют). У вас получается, появилась ли пена на руках? (Ответ детей – не появилась).
- Как вы думаете, почему этого не происходит? (Ответ детей – необходима вода).
Правильно, чтобы мыло мылилось необходимо намочить руки. (Дети выполняют намыливание рук с водой).
Предлагаю завершить исследование и назвать все свойства мыла,
используя схему на экране.
Слайд 19. (Ответ детей. Проведя исследование, можно сделать вывод: мыло имеет цвет, форму, величину, запах, бывает жидким и твердым, может пениться при наличии воды).
- Скажите пожалуйста, для чего нам нужно мыло? (Ответы детей: чтобы бороться с микробами). Как вы считаете, если рук мыть неправильно, можно победить микробы? Давайте повторим последовательность шагов правильного мытья рук:
- хорошо намочите руки;
- намыливайте руки с обеих сторон;
- намыливайте руки между пальцев;
- смойте руки чистой водой;
- вытирайте руки насухо полотенцем.
Молодцы юные исследователи, вы справились с поставленными задачами, предлагаю посетить необыкновенный «Музей мыла».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека комплекса артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшей группы (5 – 6 лет).
Задача совершенствования артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей, учить их при разговоре дос...
Конспект познавательно-исследовательской ОД «История появления карандаша» для детей подготовительной группы
Цель: познакомить с историей появления простого карандаша.Задачи:Образовательные:— формировать представление детей о простом карандаше, его различных видах, качествах и свойствах, историей его п...
НОД на тему "История города Сафоново" для детей старшей группы
Ознакомление с историческим и культурным наследием родного края подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений, ведь дошкольный возраст - с...
Конспект познавательной беседы «История появления цифр.» для детей подготовительной группы детского сада
Интеграция образовательных областей ФГОС ДО – познавательное разви-тие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.ОО ФГОС ДО, познавательное развитие, задачи:1. Познакомить детей с ис...
Конспект занятия по теме «История Георгиевской ленточки» для детей старшей группы
Музыка: Д.Тухманов; В. Харитонов «День Победы» Майский праздник — День Победы Отмечает вся страна, надевают наши деды Боевые ордена, их с утра зовет дорога На торжественный парад, и задумчиво с по...
Презентация "История появления денег" для детей старшего дошкольного возраста
Презентацию "История появления денег" можно использовать на занятии по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Дети узнают о происхождении дене...
Презентация на тему: "История возникновения аппликации" для детей старшей группы
Прещентация на тему: "Аппликация" старшая группа...