творческий проект "Космос"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проектная работа по теме "Космос" предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребенка. Содержание плана проекта доступно возрасту, дает детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоение знания о космосе. Для оптимизации процесса обучения старших дошкольников приемам наглядного моделирования была выбрана образовательная область познавательное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt.docx_kosmos.docx | 37.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект «Космос»
1.Обоснование необходимости проекта
История нашего района неразрывно связана с историей Космоса. Подрастающие поколения должны знать знаковые события своего края, такие как приземление Ю.А.Гагарина на Энгельсской земле и элементарные знания о работе космонавта и современной космонавтики. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представление о космосе в целом.
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в различных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями. Для оптимизации процесса обучения старших дошкольников приемам наглядного моделирования была выбрана образовательная область (ознакомление с окружающим миром).
Проектная работа по теме «Космос» предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребенка. Содержание плана проекта доступно возрасту, дает детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
2. Цель: формировать у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира; развитие позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека; развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
Задачи:
- формировать у детей старшего дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых и их разнообразной деятельности;
- пополнять знания детей историческим содержанием о событиях и фактах развития астрономии и космонавтики;
-закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России – Ю.А. Гагарин.
- развивать интерес к научному познанию социальной действительности, любознательности;
- воспитывать интерес и уважение к людям, работающим в космической отрасли;
- воспитывать коммуникативные навыки, дружеские взаимоотношения;
- привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя создание поделок для мини – музея «Космос»;
- пополнить и обогатить методическим, дидактическим и наглядным материалом по теме «Космос».
3. Участники проекта: дети, родители, воспитатели групп.
Адресация: для детей.
4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения, поставленных целей:
1.Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
С целью выявления у детей знаний о космосе разработала диагностическую карту уровня знаний детей. (Приложение 1)
Диагностика выявления знаний детей проводилась в качестве: бесед, дидактических игр, наблюдений на НОД. По итогам диагностики составила план мероприятий необходимых для решения каждой из поставленных задач.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности
Для привлечения родителей к решению данной проблемы размещаю на личном сайте информацию о предстоящем проекте и на информационном стенде «для вас родители» в приемной комнате группы: «Детям о космосе», «Как познакомить дошкольников с космосом».
3. Подбор литературы о космосе, фотографии, плакаты.
Приобрела новые книги для детей: М.Голдсмит «Космос», Л.Петрановская «Звездное небо», М.Гарлик Иллюстрированный атлас «Вселенная», наглядно – иллюстрированное пособие «Рассказы детям о Космосе», К.Булычёв «Тайна третьей планеты», В.Бороздин «Что видно из окошка», «»Первый в космосе», Л.Томилин «Кто первым догадался, что земля это шар», В.П.Кушанцев «О чем рассказал телескоп?», Н.Носов «Незнайка на Луне», Л.Обухова «Как малбчик стал космонавтом», детская энциклопедия «Звезды и планеты». Использовала интернет ресурсы: WWW.maam.ru ; azbuka-uma.by.
4. Проведение по разработанной технологии.
Для реализации проекта мною был составлен план мероприятий, который разработан в форме тематических недель. Тематическая неделя включает в себя беседы, НОДы, наблюдения, чтение художественной литературы, игры, развлечения. Считаю, что работая над данной темой в течении недели у детей сформируются устойчивые знания.
Содержание плана работы по проекту соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. Элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей старшего дошкольного возраста, давала в играх, чтении художественной литературы, экспериментах, моделировании, при создании проблемных ситуаций.
Детям был предложен наглядный и дидактический материал: карта – схема Солнечной системы (объемный и плоскостной), карта звездного неба, макеты поверхностей Марса и Луны, иллюстрации, фотографии, модели планет Солнечной системы и пр.
Построение образовательного процесса строится согласно плану, адекватных возрасту формах работы с детьми (игровая деятельность, художественно – продуктивная, проведение досугов и развлечений).
В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы: форме, размере, движении вокруг Солнца по своим орбитам. Узнали исторические названия планет. Пополнили знания о жизни и деятельности первого космонавта Ю.А.Гагарине. Дети узнали о значении слов: орбита, астрономы, обсерватория, телескоп.
Данная деятельность способствовала формированию у детей диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе.
При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно – поисковые ситуации, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций (Приложение 2).
Большое внимание было уделено созданию условий для развития у детей любознательности, стремлению к самостоятельному познанию, развитию умственных способностей и речи.
Построение воспитательно – образовательной работы в контексте проекта позволяет учесть следующие принципы:
- принцип гуманизации (уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса);
- принцип приемственности образования (сотрудничество с музеем краеведения города Энгельса, другими Дошкольными организациями);
- принцип системности (все компоненты в плане проекта взаимосвязаны и взаимозависимы).
Для познавательного развития с детьми проводили еженедельные беседы на темы: «Земля наш дом во вселенной», «Кто придумал ракету», «Первые открыватели Космоса», «Почему бывает день, ночь, лето, зима», Юрий Гагарин – первый космонавт планеты Земля», «Сколько звезд на небе», «Пришельцы из Космоса». Целью бесед является развитие интереса к научному познанию, социальной действительности, любознательности.
Во время проведения проекта дети конструировали ракеты, лепили веселых инопланетян, рисовали звездную туманность (по мокрой бумаге), нашу красавицу Землю и пр. Детские работы выставлялись на выставке мини – музея детского сада «Космос».
5. Организация сюжетно – ролевых игр, дидактических и подвижных игр.
В увлекательной форме дошкольники получали элементарные представления о Вселенной, Солнечной системе, спутниках, работе космонавтов и изобретателях. Полученные знания закрепляли в процессе игры. Наиболее эффективной является сюжетно – ролевая игра «Космическое путешествие» (Приложение 3), «Юные исследователи космоса». Так же дети с удовольствием играли в строительные, дидактические, игру - ассоциацию, а также досуги и развлечения: «В гостях у звезд» (Приложение 4), «Будем космонавтами» (Приложение 5), «Солнечный круг».
В совместной деятельности читали художественную литературу Л. Томилина «Кто первым догадался, что Земля круг», р.н. сказка «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», К.Булычев «Тайна третьей планеты» и пр., рассматривали иллюстрации и фотографии. Использовали полученную информацию, как предварительную работу перед НОД.
6. Работа с родителями по заданной теме.
Наилучшим результатом является высокая поддержка родителями данного проекта. С помощью родителей был создан мини – музей «Космос», организованна выставка семейных поделок «Ракеты на старт!», выставка картин «Звездный вернисаж».
Родители стали нашими активными помощниками. Участвовали в сборе наглядной информации для выставок (открыток, сувениров), изготовлении атрибутов для игр: скафандр, кислородные баллоны, телескоп, модели планет Солнечной системы, пульт управления.
При поддержке родителей было организованно посещение Энгельсского краеведческого музея, где сотрудники музея провели интереснейшую экскурсию о первом полете космонавта Ю.А.Гагарине и его историческом приземление на нашей земле.
Необычным опытом было для детей выступать в роли экскурсовода по мини – музею «Космос» для детей других групп и детей других детских садов. Где дети могли «блеснуть» новыми знаниями.
Итогом нашей работы по проекту стала непосредственно образовательная деятельность с детьми в образовательной области познавательного развития по развитию окружающего мира на тему «Конференция астрономов» (Приложение 6), на которой дети смогли показать все свои приобретенные знания и умения, проявить фантазию, выдумку.
5. Рабочий план реализации проекта
Рабочий план проекта разработан в форме тематических недель. Тематическая неделя включает в себя беседы, наблюдения, чтения художественной литературы, игры, развлечения.
Темы недели:
1. Неизвестная вселенная;
2. Немного истории;
3. От телескопа до зондов;
4. Покорители космоса;
5.Земля в космосе;
6. День и ночь сутки прочь;
7. Солнце и другие звезды;
8. Солнечная система.
Предполагаемая дата проведения мероприятия | Место проведения мероприятия | Наименование мероприятия | Ответственный за выполнение | |
Февраль III неделя. | Понедельник | МБДОУ №63 Вечерняя прогулка на территории детского сада. Гр№6 | Беседа: «Земля наш дом во вселенной» Наблюдение за звездным небом. | Воспитатель группы Мацык Т.Н.. |
Вторник | МБДОУ №63 Гр№6 | Совместное решение о создании мини – музея «Космос» | Воспитатель Мацык Т.Н. родители группы | |
Среда | МБДОУ №63 Гр№6 | Чтение К.Булычева «Тайна третьей планеты» | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Четверг | МБДОУ №63 Гр№6 | Конкурс поделки «Космические фантазии» | Воспитатель. | |
Пятница | Энгельсский краеведческий музей | Посещение музея | Воспитатель Мацык Т.Н., родители группы. | |
Февраль IV неделя. | Понедельник | МБДОУ №63 Гр№6 | Беседа на тему: «Кто придумал ракету?» | Воспитатель Мацык Т.Н. |
Вторник | На территории детского сада МБДОУ №63 Гр№6 | Наблюдение Солнца по небосклону. Составление нового календаря (модель). | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Среда | МБДОУ №63 Гр№6 | Конструирование из строительного материала «Ракета» | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Четверг | МБДОУ №63 Гр№6 | Чтение художественной литературы: В.Бороздин «Что видно из окошка?» | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Пятница | МБДОУ №63 Гр№6 | Спортивный досуг «Будем космонавтами» | Воспитатель Мацык Т.Н., физ. инструктор. Макеенко Е.С | |
Март I неделя . | Понедельник | МБДОУ №63 Гр№6 | Беседа на тему: «Сколько звезд на небе?» | Воспитатель Мацык Т.Н. |
Вторник | В детском саду и дома Гр№6 | Изготовление телескопа | Воспитатель, Мацык Т.Н. родители гр. | |
Среда | МБДОУ №63 Гр№6 | Рассматривание иллюстраций современной космической техники. | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Четверг | МБДОУ №63 Гр№6 | Чтение художественной литературы В.П.Кушанцев «О чем рассказал телескоп?» | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Пятница | МБДОУ №63 Гр№6 | Рисование космической техники | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Март II неделя. | Понедельник | МБДОУ №63 Гр№6 | Беседа на тему: «Первые открыватели космоса» Наблюдение за работой космонавтов через видеозапись. | Воспитатель Мацык Т.Н. |
Вторник | В детском саду и дома Гр№6 | Сбор информации Ю.А.Гагарине Чтение В.Бороздина «Первый в Космосе» | Воспитатель Мацык Т.Н. и родители группы | |
Среда | МБДОУ №63 Гр№6 | Аппликация на тему «Космонавт» | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Четверг | МБДОУ №63 Гр№6 | Чтение художественной литературы Л.Обухова «Как мальчик стал космонавтом» | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Пятница | МБДОУ №63 Гр№6 | Сюжетно - ролевая игра «Юные исследователи космоса» | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Март III неделя | Понедельник | МБДОУ №63 Гр№6 | Беседа на тему: «Наша Земля – красавица» | Воспитатель Мацык Т.Н. |
Вторник | МБДОУ №63 Гр№6 | Моделирование Земли из плас телина (ядро, мантия, кора) дид. игра «Что изменилось» | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Среда | МБДОУ №63 Гр№6 | Рисование на тему: «Луга и леса – это наша Земля» | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Четверг | МБДОУ №63 Гр№6 | Чтение художественной литературы Л.Томилин «Кто первым догадался, что земля это шар». Рассматривание «атлас Земли» | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Пятница | МБДОУ №63 Гр№6 | Строительная игра «Космодром». | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Март IV неделя | Понедельник | МБДОУ №63 Гр№6 | Беседа на тему: «Почему бывает день и ночь, лето и зима?» | Воспитатель Мацык Т.Н. |
Вторник | МБДОУ №63 Гр№6 | Наблюдение за частями суток (смена, длительность) Эксперимент с глобусом и лампой | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Среда | МБДОУ №63 Гр№6 | Рисование на тему «Времена года» с прослушиванием П.Чайковского | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Четверг | МБДОУ №63 Гр№6 | Чтение художественной литературы С.Маршак «Времена года». | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Пятница | МБДОУ №63 Гр№6 | Чтение художественной литературы К.Ушинский «Четыре желания». Дидактическая игра «Когда это бывает?» | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Апрель I неделя | Понедельник | МБДОУ №63 Гр№6 | НОД ознакомление с окружающим миром «Полет в космос» | Воспитатель Мацык Т.Н. |
Вторник | В детском саду и на улице. Гр№6 | Опыт (звезды светят постоянно) Наблюдение за звездным небом | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Среда | МБДОУ №63 Гр№6 | Рисование на тему: «Звездная туманность» (по мокрой бумаге) Чтение художественной литературы Сказки народов Сибири «Небесный олень» | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Четверг | Энгельсский район место приземления Ю.А.Гагарина Гр№6 | Поездка к месту приземления Ю.А.Гагарина | Воспитатель Мацык Т.Н. Родители группы | |
Пятница | МБДОУ №63 Гр№6 | Досуг «В гостях у звезд». Дидактическая игра «Звезды на небе» | Воспитатель Мацык Т.Н. Муз. руководитель Ливадная С.К. | |
Апрель II неделя | Понедельник | МБДОУ №63 Гр№6 | Чтение художественной литературы Н.Носов «Незнайка на Луне» | Воспитатель Мацык Т.Н. |
Вторник | МБДОУ №63 Гр№6 | Рисование «Среди планет» | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Среда | МБДОУ №63 Гр№6 | Дидактическая игра «Найди ошибку» | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Четверг | МБДОУ №63 Гр№6 | Чтение художественной литературы Албанская сказка «Как Солнце и Луна друг другу в гости приходили» | Воспитатель Мацык Т.Н. | |
Пятница | МБДОУ №63 Гр№6 | НОД ознакомление с окружающим миром «Конференция астрономов» | Воспитатель Мацык Т.Н. |
6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации Проекта
Краткосрочные результаты: Дети вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду. Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет, телескопов и пр. космической техники. Возможность участия в создании мини – музея, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых соревнованиях, представить свои поделки, рисунки.
Систематизировалось и повысилось качество работы с детьми по развитию познавательно – исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности. Распространение личного педагогического опыта.
Долгосрочные результаты: Проект помог сформировать у детей: элементарные знания по теме «Космос»; диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе; нравственно патриотические чувства; проявление познавательной активности. Родители приобрели: практические знания и навыки взаимодействия с ребенком, приобрели партнерские отношения с педагогами группы в совместной организации жизни группы. Полученный положительный опыт по работе над проектом повысил уровень педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов).
7. Оценка эффективности реализации Проекта
С целью выявления у детей уровня знаний о космосе провела повторное диагностическое обследование. Работа по проекту «Космос» дала положительную динамику уровня знаний детей. О чем свидетельствуют результаты. Диагностика выявления знаний детей проводилась в качестве итогового мероприятия (НОД по окружающему миру «Конференция астрономов).
8. оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска.
В запланированной работе по проекту «Космос», могут возникнуть некоторые риски. В запланированный день наблюдений за звездами, солнцем может быть облачность, поэтому наблюдения можно провести в любые дни в течении данной недели. Если в день поездки к месту приземления Ю.А.Гагарина возникнут непредвиденные трудности с транспортом или не позволят погодные условия нужно подготовить для просмотра видеофильм «Первое приземление Космонавта». Запланировать индивидуальную работу с детьми, пропустившими по болезни какую-то запланированную тему.
9. Дальнейшее развитие проекта
Результатом проектной деятельности «Космос» стал мини-музей, который мог бы стать необычным опытом для детей, выступивших в роли экскурсоводов для воспитанников других групп или детей других детских садов. Где дети могли «блеснуть» новыми знаниями, полученными в ходе проекта «Космос».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"От творческого занятия по бисероплетению к творческому росту ребёнка»
Художественно- эстетическое воспитание дошкольников....
Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).
Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...
Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).
Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина» Развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей Вид проекта: групповой, позн...
Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой
Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...
Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»
Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...
"От творческого воспитателя - к творческому ребенку"
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитание в семье, но и специальными занятиями организуемые в детском саду, и может о...
Сагитова Г.М., Шевченко И.А. ПРОЕКТ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «СКОЛЬКО РЫБКЕ ЛЕТ?» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" // Инновации творческих преобразований: Сборник материалов Международной научно- творческой конференции с практикумом «Инновации творческ
Разработан проект-экспериментированиепо расширению у детей дошкольного возрастапредставлений о рыбах и водных обитателях, рассмотрены органзационный,исследовательский и презентационный этапы проекта. ...