Консультация на тему: «Разнообразие форм совместной деятельности по развитию конструктивных способностей дошкольников».
консультация по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Назарова Светлана Анатольевна

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 625  

с углубленным изучением математики Невского района Санкт-Петербурга

имени Героя Российской Федерации В.Е. Дудкина

 структурное подразделение «отделение дошкольного образования»

Консультация  на тему:

 «Разнообразие форм совместной деятельности по развитию конструктивных способностей дошкольников».

                                                                        Подготовила воспитатель

 Назарова Светлана Анатольевна

                                                               Санкт-Петербург

2014

Консультация на тему: «Разнообразие форм совместной деятельности по развитию конструктивных способностей дошкольников».

Автор – Назарова Светлана Анатольевна, воспитатель ГБОУ СОШ 625

            Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.

             Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире.

              В настоящий момент воспитателю необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он наиболее полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствовал развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольника. Для этого важно подобрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий.

             Развитие творческих способностей наиболее полно проявляется в продуктивных видах деятельности. Одним из таких видов является конструктивный труд в детском саду. Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память.

             Исследования выдающихся педагогов прошлого Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци свидетельствуют о пользе занятий художественной, творческой, конструктивной   деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

             Самое главное, чтобы детям было интересно на занятии, а это способствует успешному усвоению материала. В своей работе я применяю личностно - ориентированный подход к детям. У каждого ребенка свой темперамент и складывающийся на основе характер. Такие проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность, неуверенность в поведении непосредственно обуславливается особенностями нервной системы ребенка и другими врожденными качествами. Я строю свою работу так, чтобы стимулировать развитие каждого в соответствии с его возрастными особенностями, но и индивидуальными возможностями. Бережное отношение к личности ребенка - это, прежде всего признание его непохожести, особенности проявления характера, воли, мышления.

Эта работа ведется третий год и уже можно сказать о результатах:

       □ дети умеют планировать, конструировать по схемам, чертежам;

       □ уверенно работать с ножницами и клеем;

□ технически мыслить;

□ работать коллективно (подгруппами, парами);

□ творчески фантазировать и оценивать свой труд;

□ применять в самостоятельной деятельности приобретенные знания и умения;

             В нашем дошкольном учреждении организованы творческие занятия, которые осуществляют свою деятельность в рамках программы по ручному труду. Эта форма организации наиболее полно способствует развитию субъектной позиции ребёнка в конструктивной, творческой  деятельности, помогает объединить детей и педагога, увлечённых общим интересом.

               

             Основная цель творческих занятий: научить детей с удовольствием изготовлять различные поделки с использованием бросового и природного материала.

              Задачи занятий: формировать представления детей об эстетических признаках объектов окружающего мира (цветовая гамма), особенностях материала. Осваивать способы работы с различными материалами, развивать умение планировать, создавать конструкции по условию, по схемам и чертежам. Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус, творческое воображение, умение доводить начатое дело до конца.

             Для реализации поставленных задач воспитателю необходимо создать положительную мотивацию предстоящего труда.

            Тематика занятий должна быть близка детям: игрушки, персонажи любимых сказок («Волк и семеро козлят», «Винни-Пух», «Сказка о Царе Салтане» и др.), объекты живой и неживой природы («Новогодняя ёлочка», «Цветущее дерево» и др.) »,подарки родным и близким(«Жемчужина желаний для мамы», «Галстук для папы»). Все занятия объединяются по общим темам: «Что нам осень принесла?», «Новогодние подарки», «Мои любимые игрушки», «Пришла весна – отворяй ворота», «Подарки для мамы и папы»,  «Масленица», «Пасха».

             Также воспитателю важно продумать развивающую среду, которая способствует развитию творчества.  Для оснащения данных занятий собраны: разные виды бумаги и картона, коллекции природного (шишки разных форм и размеров, ракушки, высушенные листья, камушки и др.) и бросового материала(бутылочки от  йогуртов, пластиковые бутылки и пробки, рулончики от бумажных полотенец и туалетной бумаги, контейнеры от киндер-сюрпризов и многое другое).

             Данная развивающая среда позволяет детям свободно экспериментировать с материалами. Каждый ребёнок по своей природе творец, попадая в его руки, любая палочка, шишка, камушек превращается в забавную игрушку. В ходе экспериментирования проводятся разные дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Найди самый мягкий, твёрдый материал», «Сортировка» (по цвету, форме, структуре), «Найди похожие предметы» и другие.

             Играя с различными материалами, дети в увлекательной форме приобретают знания о физических свойствах материалов (гладкость, шероховатость, лёгкость и др.), цвете, форме, величине. У детей формируются обобщённые представления об общих свойствах сходных предметов. Всё это обеспечивает хорошую подготовку к последующему художественному конструированию.

             Обогащается речь детей новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий – узкий, большой – маленький). В точном словесном указании направления (над – под, вправо – влево, вниз – вверх, сзади – спереди). В процессе конструктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

             Развивающие занятия строятся по принципу «от простого к сложному», что даёт возможность ребёнку постепенно знакомиться с понятиями «форма, размер, цвет». Активно используется в обучении детей конструктивному труду метод проблемного обучения: моделирование проблемных ситуаций, вопросы, развивающие логическое мышление, поисковую деятельность.

             Постановка проблемной задачи и процесс её решения происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает детей в совместный поиск, оказывая им помощь в форме ценных указаний, разъяснений, наводящих вопросов.

             Приёмы создания проблемных ситуаций различны: предъявить детям противоречивые факты (Незнайка думает, что из пластикового стаканчика можно сделать медузу, а Буратино думает, что нельзя), столкнуть разные мнения детей (как сделать открытку для мамы, если под рукой нет изобразительного материала?). Дети высказывают свои предположения: купить открытку в магазине, попросить фломастеры в другой группе, послать маме открытку по электронной почте. В итоге дети изготавливают открытку с использованием подручного, бросового материала. Можно дать детям похожие задания (предложить сделать из бумаги астру и ромашку). Воспитатель выясняет, чем похожи и отличаются выполненные работы. Созданная проблемная ситуация заставляет детей вести «поиск», пробовать способы изготовления поделки, приучает  детей к самостоятельности, активизирует мысли.

              Также большой популярностью у детей пользуются занятия – открытия, которые имеют следующую структуру:

□ ведение в игровую ситуацию;

□ затруднения, проблема;

□ открытие нового способа действия;

□ воспроизведение в действие нового способа;

□ оценка, результат.

             Занятия – открытия предполагают усвоение детьми новых знаний через организацию самостоятельной поисковой деятельности. Например, воспитатель предлагает найти самый подходящий материал для «платья» куклы-Масленицы. Дети высказывают предположения: солома, салфетки, бумага и др. В поиске выбрали новый материал – тряпочки для влажной уборки.

             Введение в занятие проблемной ситуации стимулирует активность ребёнка, требует от него максимальной мобилизации знаний, умений, направленных на решение проблемной задачи. В итоге происходит накопление личного опыта ребёнка. Занимаясь на творческих занятиях, дети овладевают навыками художника, у них воспитывается упорство, фантазия, вкус, развиваются образное мышление, развиваются конструктивные способности. Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Свои работы дети используют в украшении интерьера группы, с удовольствием дарят их родным и друзьям.

              Итогом деятельности по развитию конструктивных способностей стало проведение мною открытого занятия: «Чудеса из бросового материала» на тему: «Кукольный театр «Волк и семеро козлят»» из бросового материала.

Целью работы было: развитие у детей творческих способностей и бережного отношения к окружающему миру.

Задачи: закрепить умение у детей работать с ножницами, воспитывать аккуратность в работе, вызвать у детей желание создавать красивые вещи из бросового материала, придумать и сделать что-то своими руками, развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, образное мышление, творческое воображение, научить детей оценивать свои работы и получать удовольствие от полученного результата, воспитывать у детей чуткое отношение к младшим детям, побуждающее сделать подарок-сюрприз для них.

В совместной работе были использованы различные бросовые материалы:

Ребята с удовольствием приняли участие в данном мероприятии и даже решили подарить изготовленный театр ребятам младшей группы!

             

             Кроме того, ребята вместе с родителями принимают участие в ежегодных выставках-конкурсах поделок: «Что нам осень принесла», «Конкурс книжек-малышек по произведениям

С. Михалкова и С. Маршака», «Новогодняя игрушка» и др.

             В процессе форм совместной деятельности по развитию конструктивных способностей у детей появилась согласованность в работе глаз и рук, усовершенствовалась координация движений, гибкость мышления, прослеживается точность в выполнении действий. Наблюдается стремление доводить начатое дело до конца, желание оказывать друг другу помощь. Проявляется заинтересованность результатом общего дела. Всё это очень важно для уверенности в себе и успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР НА ТЕМУ "ПОМОЖЕМ КОЛОБКУ"

ЦЕЛЬ: СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕННОМ И ПОРЯДКОВОМ СЧЕТЕ, ОБОЗНАЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЦИФРОЙ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ЦИФРЫ 5, ПРОФИЛАКТИКА ВСЕХ ВИДОВ ДИСКАЛЬКУЛИИ....

Консультация для педагогов «Формы совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста по развитию речи»

Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи . Это достигае...

игровая индивидуальная деятельность по развитию конструктивных способностей детей

Конспект игровой индивидуальной деятельности в средней группе по развитию конструктивных способностей...

Консультация для педагогов «Развитие конструктивных способностей дошкольников».

Автором разработан материал  на тему: "Развитие конструктивных способностей дошкольников" в помощь педагогам....

Использование игрового набора Дары Фребеля для развития конструктивных способностей дошкольников

В данном метириале описаны дидактические игры для развития консруктивных способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием игрового набора "Дары Фребеля"....

Инновационные формы и виды деятельности для развития музыкальных способностей дошкольников

         Основной целью музыкального руководителя является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с использованием ...

Консультация для родителей «Развитие конструктивных способностей дошкольников»

       Конструирование открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самос...