Проект ""Камни. Минералы"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Прект по изучению свойств камней и минералов для средней группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamni._mineraly.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Цветы Земли. Минералы»

Средняя группа № 12

Пояснительная записка

     Дети в возрасте 4-5 лет активно исследуют окружающий мир. Ребята нашей группы с большим интересом собирают и рассматривают камушки на прогулке. Их интерес к камням и минералам подсказал нам идею для нашего проекта.

Тип проекта: Исследовательско – игровой.

По содержанию:  естественно –  научный.

По времени проведения:   долгосрочный (1-й год)

Цель  проекта: познакомить детей с разнообразием минералов в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей  при сотрудничестве со взрослыми.

Задачи  проекта:

Обучающий компонент:

     Дать детям представления о минералах разного происхождения. Учить классифицировать минералы по их отличительным признакам. Формировать умение обследовать минералы, называть  их свойства и особенности. Познакомить детей с их значением и  использованием  человеком в повседневной жизни, а также с минералами, которые человек использовал с давних времен. Показать опытно – экспериментальной деятельностью и путем моделирования образование и  разрушение  камней, гор, вулканов.

 Воспитывающий компонент:

Формировать интерес к объектам неживой природы  и к опытнической деятельности с ними. Развивать эстетический вкус при знакомстве с изделиями из камня. Воспитывать бережное отношение к камням  и сделанным из них предметам.

Содержание  проекта:

     Проект «Цветы Земли. Минералы» знакомит детей с разными видами камней, их особенностями, значением и применением человеком. Через разные виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую,  дети знакомятся со свойствами и происхождением минералов, горных ландшафтов. У детей развивается интерес к объектам неживой природы.      

Место  проведения:  групповая  комната, участок детского сада, музеи города Москвы

Сроки  проведения  проекта: сентябрь - май

Участники проекта: Дети и воспитатели группы, родители.

Возраст  детей: 4-5 лет

Форма  проведения: коллективная

Ожидаемый  результат:

     Дети должны научиться  ориентироваться в  мире  минералов, знать их свойства, особенности, значение и применение человеком. В исследовательской деятельности с минералами раскрыть потенциальные возможности и способности ребенка, его умение самостоятельно делать выводы.

Презентация:

Оформление мини-музея камня, экскурсия в музей (проводят дети старшей и подготовительной)

Формы работы в мини-музее:

1. Беседы с детьми.

2. Экскурсии для детей и родителей.

3. Самостоятельное рассматривание экспонатов.

4. Совместно со взрослыми составление и пополнение каталога музейной коллекции.

5. Экспериментальная деятельность, изучение свойств минералов.

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Участие родителей

СЕНТЯБРЬ   ОКТЯБРЬ

1 этап  «Найди красивый камушек»

Цель: Научить находить в многообразии камней красивые, интересные камни. Учить объяснять свой выбор.

Рассматривание иллюстраций, составление короткого рассказа о том, где найден камень и почему понравился.

Найти и принести красивые камушки.

Самостоятельное рассматривание коллекции камней.

Беседа «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста»

Привлечение родителей к участию в проекте.

НОЯБРЬ    ДЕКАБРЬ    ЯНВАРЬ

2 этап  Изучение свойств найденных минералов

Цель: Формирование умения определять свойства минералов. Учить разделять их на группы по определенному признаку.

  • Опытно-исследовательская деятельность «Свойства минералов и других материалов»:
  • Тонет – не тонет
  • Твердый – мягкий
  • Прозрачный – непрозрачный
  • Блестит – не блестит
  • Гладкий – шершавый
  • Д/игры «Раздели на группы», Определи на ощупь», «Найди…/твердый, гладкий, шершавый»

  • Самостоятельное изучение свойств минералов и других материалов.
  • Д/игра «Найди…»

  • Порекомендовать родителям посетить с детьми Люберецкий Краеведческий музей.
  • Презентация «Опыты дома – изучаем свойства материалов»

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Участие родителей

ФЕВРАЛЬ   МАРТ   АПРЕЛЬ

3 этап «Почему минералы разные?»

Цель: 1. Формирование знаний детей о различном происхождении найденных минералов (вулканические, метеориты, морской          берег, горы). 2. Познакомить и научить детей различать некоторые минералы в коллекции.

Опытно-экспериментальная деятельность:

  • «Как растет кристалл?» (выращивание кристаллов соли)
  • «Извержение вулкана» - изучение минералов вулканического происхождения.

Беседа «Загадочный мир минералов», рассматривание иллюстраций, сравнение минералов с образцами коллекции.

Чтение сказки И. Рыжова «О чем шептались камушки»

Создание действующего макета вулкана для проведения опыта.

Наблюдение за ростом кристалла, занесение изменений в дневник наблюдений.

Рассматривание образцов, самостоятельное изучение их свойств.

Создание иллюстраций к сказке «О чем шептались камушки»

Мастер-класс для родителей – «Как вырастить кристалл в домашних условиях?»

Помощь в создании макета вулкана.

Предложить родителям посетить вместе с детьми выставку «Самоцветный развал», посвященную Дню геолога.

Результат первого года работы над проектом: В процессе работы  дети научились выбирать красивые камни, объяснять свой выбор, классифицировать их по определенному признаку (гладкие, шершавые, блестящие и т.д.), составлять небольшой описательный рассказ. В процессе опытно-экспериментальной деятельности научились обследовать минералы, устанавливать простейшие следственные связи, самостоятельно делать выводы.

В группе подобралась большая коллекция минералов (найденных, подаренных и купленных). Результаты опытов оформились в картотеку условных символов, по которым некоторые дети уже в состоянии рассказать о свойствах того или иного минерала.

Дальнейшая работа предполагает создание в группе мини-музея «Волшебный мир камня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Камни и камешки».

1)Проект «Камни и камешки».2)Тематическое поле: экология.3)Проблема: традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало.4)Цель: воспитывать у де...

Проект "Камни"

Познавательно - исследовательский проект по ознакомлению с окружающим для детей старшего возраста....

Проект "Камни и их свойства"

    Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? ...

Проект камни

Поисково-экспериментальная деятельность...

Презентация к мини-музею "Удивительный мир камней - минералы"

Мини - музей "Мир камней - минералы" мы вместе с детьми и родителями собирали и оформляли  в течении двух лет. Дети с удовольствием рассматривают и изучают камни, играют. На основе собранного мат...

Проект "Камни"

Тема: «Удивительный мир камня». Цель проекта: развитие представлений об объектах неживой природы – камнях; ознакомление с разнообразием камней, их свойствами, особенностям...

Проект "Камни- это интересно"

Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей воспитанников в процессе реализации образовательного проекта «Камни – это интересно»....