Круги доверия.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Чипышева Ирина Викторовна

Одна из традиционных форм работы с детьми — ежедневное утреннее занятие в кругу. Круг — специально организованное, структурированное занятие, на котором дети и взрослые играют вместе в особой замкнутой доверительной атмосфере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krugi_doveriya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

        Одна из традиционных форм работы с детьми — ежедневное утреннее занятие в кругу.

        Круг — специально организованное, структурированное занятие, на котором дети и взрослые играют вместе в особой замкнутой доверительной атмосфере. Традиционность в построении круга дает ребенку уверенность в безопасности, устойчивости внешнего мира. Общение со взрослыми и сверстниками является основой для дальнейшего развития личности ребенка, его успешной социализации.

        Основные принципы построения круга.

1.Традиционность формы, структуры, времени проведения.

2.Ребенка не заставляют играть вместе со всеми, он участвует добровольно, если ему интересно.

3. Игры подбираются с учетом разного интеллектуального и эмоционального уровня детей.

4.Взрослый выступает в роли активного участника игр, поддерживающего интерес всех детей, помогающий каждому ребенку чувствовать себя комфортно.

5. Круг способствует решению развивающих и коррекционных задач.

        Круг дает возможность ребенку показать себя с разных сторон. Кто-то не очень хорошо говорит, но доброжелателен, кто-то плохо считает, но быстро запоминает движения. В играх задействованы все стороны личности ребенка, что также способствует интеграции.

        Некоторые дети, пропустив долгое время по болезни, могут испытывать дискомфорт оттого, что «отстали». Благодаря кругу у них исчезает чувство тревоги, они не боятся ошибиться, быть неуспешными.

Круг проводится в достаточно большом помещении на ковре. Его продолжительность: от 15-20 мин. для детей 3-4-х лет до 40 мин. для детей 6-7 лет.

        Начинается круг с приветствия. Все участники берутся за руки и здороваются: «Всем, всем, всем, доброе утро!» Здороваясь, дети могут передавать друг другу мячик, бубен, колокольчик и т.д. Затем в форме игры проводятся

        - артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

        - игры, направленные на развитие памяти, внимания, восприятия пространства.

        - игры на развитие тактильного восприятия, игры на развитие сенсорных ощущений.

        - фольклорные игры.

В завершение круга его участники говорят: "Всем спасибо!"

        

Игры в кругу очень разные, в них могут участвовать все, кто хочет, следуя сегодняшнему настроению, своим возможностям и желаниям.

        Фольклорные игры, игры-танцы позволяют вовлечь даже самых застенчивых, тех, кто с трудом идет на контакт. Например, мы используем игры «Яша», «Улиточка», «Лягушка», «Пошла коза по лесу» и многие другие. В них выбранный по считалочке ведущий должен по голосу или на ощупь определить другого участника. Игра сопровождается мелодичным пением.

        Развитию сенсорного восприятия помогают телесно-ориентированные игры. У детей появляется опыт разных стилей общения друг с другом и со взрослыми.

        Это игры: «Пирожок» когда одного из детей выбирают «пирожком» и начинают его «лепить», «Ласковый поезд», когда дети передают по цепочке ласковые прикосновения, «Варим суп», «Лепим гнома».

        Игры-превращения дают возможность для проявления различных чувств. Дети изображают цветы, животных, природные стихии. Ребенок при помощи и поддержке взрослого пробует себя в роли, часто не свойственной ему в группе. Например, в игре «В лесу» ведущий должен провести свою команду через «реки», «овраги», «ямы», «болота» и др., помогая при этом слабым и маленьким.

        Используемые игры с правилами помогают детям научиться соблюдать правила и в жизни, контролировать себя и свои эмоции, учитывать интересы других. Этому учат, например, игры: «Замри» (дети по команде замирают в позе, изображенной на картинке), «Раз-два-три-стоп», «Колечко», «У кого игрушка» и т.д.

        Для решения коррекционно-развивающих задач включаются элементы артикуляционной и пальчиковой гимнастик, игры на развитие зрительного и слухового внимания, произвольной памяти («Что исчезло?», «Что изменилось?» и др.), мелкой моторики.

        Комплекс подобранных игр позволяет быть успешным каждому члену группы. В старшей и подготовительной группах дети  могут сами предлагать или модифицировать полюбившиеся им игры. Если после круга планируется когнитивное занятие, то заканчивают спокойной. уравновешивающей игрой. Например, дети превращаются в воздушные шары, которые ведущий «надувает», ласково дуя на них. Шары плавно «вплывают в следующее занятие.

Круг №1

1. Приветствие.

Игра «Колокольчик».

По кругу передают колокольчик со словами:

«У меня в руках колокольчик, дам его я ....( называют имя)».

2. Палъчиковые игры.

«Зайчик»

Зайчик вышел погулять,             (указательный и большой пальцы изображают зайца)                                                      

Запер домик на замочек,             (пальцы  в «замке»)

И пошел в универмаг,

Покупать себе платочек,

Шляпу, зонтик и гамак.              (руками показываем платочек, шляпу, зонтик, гамак.)

                                                         

«Вышел пальчик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел пальчик погулять.

Только вышел из ворот,

Вдруг второй к нему идет

Вместе весело идти,

Видит - домик на пути,

В нем окошко.

Тук, тук, тук,

                           Выходи к нам третий друг.  (речь сопровождается движением)

3. Игра

«Муха»

Большой, указательный и средний пальцы руки соединяют. Это - «муха». Ведущий: «Муха полетела и села на правое плечо» (на голову, на локоть, на ухо и т.д.)

4. Игра

«Волшебный мешочек»

Участники с закрытыми глазами определяют на ощупь предмет в мешочке (овощи, фрукты, посуда и др.)

С найденными предметами можно поиграть: «Что исчезло? Что изменилось?»

5. Игра

«Зоопарк»

По команде ведущего участники должны правильно изобразить жирафа (рука вверх), слона (уши), лису (хвост).

6. Игра

«Раз, два, правая рука»

Всем маркируют правую руку. Ведущий стучит правой рукой по полу справа от себя со словами:

«Раз, два, правая рука, (называет имя) сядь справа от меня».

Ведущим становится тот, справа от кого освободилось место.

7. Традиционное прощание

«Выходной билетик»

Все по очереди хлопают ведущего по ладони, называя предметы, относящиеся к  посуде (овощам, одежде, мебели и т.д.).

Круг №2

        1. Приветствие. Игра «Колокольчик».

По кругу передают колокольчик со словами:

«У меня в руках колокольчик, дам его я ....( называют имя)».

        

2. Пальчиковые игры.

                «Зайчик»

Зайчик вышел погулять,          (указательный и большой пальцы изображают зайца)

Запер домик на замочек,          (пальцы в "замке'')

И пошел и универмаг,

Покупать себе платочек.

Шляпу, зонтик, и гамак.          (руками показываем платочек, шляпу, зонтик, гамак.)

                

                «Вышел пальчик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел пальчик погулять.

Только вышел из ворот,

Вдруг второй к нему идет

Вместе весело идти,

Видит - домик на пути.

В нем окошко,

Тук, тук, тук,

Выходя к нам третий друг.            (речь сопровождается движением)

                3. Игра «Муха»

        Большой, указательный и средний пальцы руки соединяют. Это - «муха».

Ведущий: «Муха полетела и села на правое плечо» (на голову, на локоть, на ухо и т.д.)

                4. Игра «Волшебный мешочек»

Участники с закрытыми глазами определяют на ощупь предмет в мешочке (овощи, фрукты, посуда и др.)

С найденными предметами можно поиграть: «Что исчезло? Что изменилось?»

                5.Игра «Зоопарк»

По команде ведущего участники должны правильно изобразить жирафа (рука вверх), слона (уши), лису (хвост).

                6.Игра «Раз, два, правая рука»

Всем маркируют правую руку. Ведущий стучит правой рукой по полу справа от себя со словами:

«Раз, два, правая рука, (называет имя) сядь справа от меня».

Ведущим становится тот, справа от кого освободилось место.

7. Традиционное прощание

8. «Выходной билетик» Все по очереди хлопают ведущего по ладони, называя предметы, относящиеся к посуде (овощам, одежде, мебели и т.д.).

Круг №3

        1. Приветствие. Игра «Воздушный шар».

По кругу передают воздушный шар со словами:

«У меня в руках воздушный шар, дам его я ....( называют имя)».

        

        2. Пальчиковые игры.

Гусь

Гусь стоит и все гогочет.

Ущипнуть тебя он хочет.                 Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом.              

                                                              Указательный палец опирается на большой. Все пальцы  

                                                               прижаты друг к другу.

Петушок

Петушок сюит весь яркий.

Гребешок он чистит лапкой.           Ладонь вверх.. Указательный палец опирается на    

                                                              большой. Остальные пальца растопырены в  стороны и

                                                             подняты вверх.

Курочка

Курочка прыг на крыльцо:

Я снесла тебе яйцо.                         Ладонь располагается горизонтально. Большой и

                                                             указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы

                                                            накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

                                

                        3. Игра « Голова-голова»

        Дети ладошками хлопают по тем частям тела, которые называют (четыре раза).

Голова, голова, голова, голова.

Плечи, плечи, плечи, плечи.

Руки, руки, руки, руки.

Животик, животик, животик, животик…..и т.д.

                4. Игра «Продолжи цепочку»

Первый ребенок называет транспорт, второй повторяет слово первого участника и называет своё, третий повторяет два предыдущих и называет своё и т.д.

                5.Игра «Запомни движения»

Воспитатель выходит на середину комнаты. Дети внимательно следят за движениями его рук и запоминают их. Затем педагог останавливается, а дети должны повторить те движения, которые он им показал.

                

                6.Игра «Солнышко и дождик»

Дети держат руки перед лицом параллельно, смотрят в окошко. Проговаривая стихотворение А. Барто.

Смотрит солнышко в окошко,                   Поднимают голову вверх.

Светит в нашу комнатку.                            Разводят руки в стороны

Мы захлопали в ладоши,                            Хлопают в ладоши.

Очень рады солнышку.                               Кружатся, разбегаются по группе.

Педагог: «Посмотрите, дождик пошел! Скорее домой!». Дети садятся в круг, постукивают пальчиками по полу, изображая шум дождя. Начиная тихо и медленно, постепенно усиливая стук, но постепенно утихает и прекращается.

Педагог: Дождик, дождик, веселей, капли, капли не жалей.

                Только нас не замочи, зря в окошко не стучи!

Традиционное прощание

7.. «Выходной билетик» Все по очереди хлопают ведущего по ладони, называя  части машины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как завоевать доверие ребенка.

Данная статья учит нас о том, как важно иметь добрые и близкие отношения с ребенком....

Конспект родительского собрания на тему "Как заслужить доверие ребенка"

Заложить основы доверия между родителями и педагогами в ходе воспитательно-образовательного процесса. Развивать конструктивные представления о детях.Формировать адекватное отношение родителей к индиви...

Компьютерная игра для дошкольников 6-7 лет с применением кругов Дьенеша "Распредели круги по лугу"(в кругах)

Игра делается в презентации. Чаще  нужен  один слайд, а предметы появляются на экране путём щелчка компьютерной мыши.  Предметы сканируются и помещаются в презентацию, с использованием ...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «КРУГ ДОВЕРИЯ» ДЛЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

   Актуальность программы:       Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человечес...

Консультация для педагогов. Тема: «Использование авторской педагогической технологии Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг» («Утренний круг» и «Вечерний круг») для успешной социальной адаптации детей дошкольного возраста»

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед воспитателями ДОУ– это помочь...

Цикл занятий для старших дошкольников "Круги доверия".

Уже с дошкольного возраста в целях сохранения безопасности жизнедеятельности детей, перед родителями и педагогами стоит задача объяснить ребенку понятие личных границ и кругов доверия в социальном про...

Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Эйлера".

Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Э...