Проект "Круговорот воды в природе"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Вид проекта: долгосрочный. Проблема проекта: изучить круговорот воды в природе.Цель: расширить представления детей о круговороте воды в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_krugovorot_vody_v_prirode.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО - НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» п. Ханымей
629877, РОССИЯ, ЯНАО, Пуровский район, пос. Ханымей, ул. Нефтяников д.17 (тел/факс)41-4-38, е-mail – teremok-1986@mail.ru
Проект
«Круговорот воды в природе»
(в старшей группе детского сада)
Подготовила:
воспитатель
Смирнова И.М.
п. Ханымей, май 2014г
Название проекта: «Круговорот воды в природе»
Проблема: изучить круговорот воды в природе.
Цель: расширить представления детей о круговороте воды в природе.
Задачи: исследовать круговорот воды в природе (объяснить этапы круговорота воды в природе; закрепить знания о различных состояниях воды в природе; проводить вместе с детьми простые эксперименты с водой; воспитывать бережное отношение к водоемам, природе в целом; формировать грамотное экологическое поведение в природе.
Основные шаги по реализации проекта:
- определение проблемы проекта
- постановка цели проекта
- разработка плана достижения цели
- привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- сбор, накопление материала
- включение в план проекта занятий, игр, исследовательской деятельности детей и др.
- домашние задания для самостоятельного выполнении (чтение художественной литературы, изобразительная деятельность; заучивание стихотворений; опыты и эксперименты с участием родителей
- презентация проекта (показ слайдов на компьютере, музыкальный праздник «Путешествие капельки»)
Описание продукта, полученного в результате проекта:
- стремление расширить познаваемые горизонты действительности; желание выявить существующие в мире связи и отношения и вникнуть в них; интерес к новым источникам информации; потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;
- формирование знаний детей о цикле круговорота воды в природе;
- систематизация знаний детей о переходе воды из одного физического состояния в другое; получение наслаждения от красоты природы; развитие фантазии и творческих способностей.
Вид проекта: исследовательский (долгосрочный)
Состав участников: дети подготовительной группы; педагоги-специалисты; воспитатель; родители.
Межпредметные связи :
Название раздела программы | Содержание | Задачи |
«Добро пожаловать в экологию» (Воронкевич О.А; занятие №4;стр. 198) | Беседа «Речка, реченька, река» 1.Диалог педагога с детьми (на ковре) на тему «Откуда начинается река, где её начало?» 2.Игра «Назови речку ласково» 3.Дети составляют рассказ о своей речке, в которой купались летом.
| 1.Расширять понятия об окружающем мире, учить составлять по памяти описательный рассказ о знакомых реках. 2.Формировать понятия о возникновении реки, ее истоках. 3.Учить сравнивать природные источники воды с предметами ближайшего окружения. 4.Расширять и активизировать словарь детей. |
(занятие №3;стр.212) в разделе «Декабрь» | Беседа о снеге 1.Загадки о снеге. 2.Игра «Что мы знаем о снеге» 3.Рассматривание снежинок. 4.Игра-эксперимент «Снег в банке» (в ролях банки и снега дети). Снег в банке находится в разных температурных условиях (улица, группа). | 1.Помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. 2.Развивать у детей творческое воображение. 3.Активизировать речь за счет слов «тает», «замерзает», снежная крупа», «снежные хлопья» |
(занятие №3;стр.231) в разделе «Февраль» | Обобщающая беседа о зиме «Как много интересного бывает зимой» 1.В гостях Незнайка. Дети рассказывают Незнайке всё что знают о зиме. 2.Д/и «Зимние игры» | 1.Сформировать обобщенное представление детей о зиме, состоянии неживой природы. 2.Развивать познавательную активность детей: учить устанавливать причинно-следственные связи, умению использовать модели в познавательной деятельности. |
(занятие №1;стр.241) в разделе «Апрель» Развлечение. | Экологическая сказка «Ручеек» 1.Дети под музыку читают стихи о весне. Приметы весны. 2.Игра-моделирование «Повесь на дерево признаки весны» 3.Исполнение песни о весне. | 1.Показать детям взаимосвязь всего живого в природе. 2.Развивать познавательные способности детей. 3.Учить бережному отношению к живой и неживой природе. |
«Я и мир» Мосалова Л.Л. (стр.44) | Занятие «В природе всё взаимосвязано» 1.Рассматривание картинок с видами природы. 2.Дети составляют рассказы по картинкам. 3.Дети рассматривают знаки, запрещающие, что -то делать на природе. 4.Дети показывают фото отдыха всей семьей на природе. | 1.Закрепить понятие о бережном отношении к природе. 2.Уточнить и расширить представления о том, что портит окружающую среду. 3.Воспитывать желание посильно восстанавливать окружающую природу. |
Познавательное развитие в старшей группе Волчкова В.Н.; Степанова Н.В. (занятие №2;стр.158) | Занятие «Невидимка-воздух» 1.Опытно-эксперементальная деятельность. Переворачивается стакан вверх дном и медленно опускается в банку с водой. Стакан не наполняется водой. Воздух не пускает воду в стакан. 2.Свойства воздуха. 3.Значение воздуха. | 1.Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни всего живого. |
(занятие №3;стр.159) | Занятие «Волшебница вода» 1.Работа с глобусом (рассматривание модели земли и знакомство с Арктикой и Антарктидой). 2.Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости» 3.Загадки о воде. 4.Опыт. Вода в трёх стаканах. Её сравнение. 5.Правила пользования водой. | 1.Познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями(дождь, роса, снег, иней, лед, пар и т.д.) и состоянием воды в окружающей среде; прививать навыки экологически грамотного поведения в быту; учить понимать необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу. |
Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах. И.Л.Саво (стр.39) | 1.Опытно-эксперементальная деятельность «Измерение снегомером глубины снега» 2.П/и «Ходят капельки по кругу» 3.Чтение Н.Рыжовой о воде. 4.Чтение Б. Пластова «Сказка о каплях» 5.Экскурсии на водоем. | 1.Освоить представления о некоторых факторах среды (свет, вода и ее изменчивость; вода и ее переход в различные состояния). |
Занятия по развитию речи. О.С. Ушакова (занятие №13;стр.58) | Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок» 1.Чтение рассказа. Обсуждение. 2.Игра в снежки (имитация) 3.Игра «Лето-зима» | 1.Вызвать у детей позитивное настроение. |
(занятие №14;стр.61) | Составление рассказа по картине «Река замерзла» 1.Составление рассказа на тему «Река замерзла» 2.Объяснение значения слова «замерзла» | 1.Повторить и обобщить свойства воды. 2.Воспитывать безопасное поведение на реках, озерах, водоемах. |
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Н.В. Нищева (стр.64) | Пальчиковая гимнастика «Снежинки» | 1.Разучивание гимнастики. 2.Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. |
Сказки-пересказки. Т.А.Куликовская (стр.65) | Игра-эстафета «Полезный зонтик» 1.Разучивание игры. | 1.Вызвать у детей позитивное настроение. |
Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. Т.Г. Казакова (стр.116) | Занятие «Весенний дождь» | 1.Развивать у детей интерес к окружающему, учить передавать явление природы доступными изобразительными средствами, ритмичными линиями рисовать веселый дождик. |
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта: посещение библиотеки, поиск информации в методическом кабинете, помощь родителей в поисковой деятельности.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: Создание условий для проведения опытов и экспериментов: приобретение пластмассовых стаканов и ложек; ватмана, бумаги для черчения, картона, фломастеров и пр.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
Этап | Содержание деятельности | Сроки | |
педагог | дети | ||
Поисковый | 1.Формулирует проблему «Изучение круговорота воды в природе» | 1.Вхождение в проблему | Февраль |
2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию «Путешествие капельки» (сказка) | 2.Вживание в игровую ситуацию. | Февраль | |
3.Формулирует задачи | 3.Принимают задачи | Февраль | |
Практический | 1.Помогает спланировать деятельность | Март | |
2.Организовывает деятельность (занятия, игры, опыты и эксперименты) | 2.Объединяются в рабочие группы | Март | |
Контрольно-аналитический | 1.Направляет и контролирует осуществление проекта | 1.Формируют приобретенные знания, умения и навыки | Апрель |
Презентационный | 1.Подготовка к презентации | 1.Продукт деятельности готовят к презентации | Май-июнь |
Формы | Название формы работы | Сроки |
Занятия | «Путешествие капельки воды» | Февраль |
«Удивительные превращения капельки воды» | Март | |
«Как люди речку обидели» | Апрель | |
«Круговорот воды в природе» | Май | |
«Вода в жизни растений» | Июнь | |
Наблюдения | Наблюдения за снежинками | Февраль |
Наблюдения за испарением воды (дома) | Март | |
Наблюдение за превращением воды в лед (дома) | Март | |
Наблюдение за паром | Апрель | |
Наблюдение за кипением чайника (дома) | Май, июнь | |
Экспериментирование | Опыт№1.Таяние снежинки на руке. | Февраль |
Опыт№2. Испарение воды в теплом и прохладном месте (дома) | Март | |
Опыт№3. Превращение воды в пар | Апрель | |
Опыт№4.Превращение снежинки в воду | Май | |
Опыт№5.Превращение льда в воду (дома) | Июнь | |
Экскурсии | 1.На участке д/с | Февраль, март, апрель |
2.В парк | Май, июнь | |
3.На детских площадках поселка | Май, июнь | |
Работа с родителями | Привлечение родителей к работе по проекту (ознакомить с опытно-экспериментальной деятельностью по теме «Круговорот воды в природе»). Беседы. | Февраль, март, апрель, май, июнь |
Групповое обсуждение | Беседы по экологическим сказкам, рассказам. Выводы в ходе опытов и экспериментов. | Февраль, март, апрель, май, июнь |
Февраль
1.Занятие «Путешествие капельки воды» (сказка сопровождающаяся иллюстрациями).
Цель: объяснить этапы круговорота воды в природе, закрепить понятие об облаках, тучах, значении солнышка во всех состояниях воды.
2.Наблюдение за снежинками.
Цель: учить детей наблюдать за таким явлением природы, как снежинки; рассматривать узоры снежинок и сравнивать их; объяснить детям, что лучше снежинки рассматривать на тёмном фоне (на рукавичке, рукаве пальто и т.д.); развивать внимательность, познавательность, любознательность; сделать вывод: все ли снежинки одинаковые?
3.Экспериментирование: Опыт№1. «Таяние снежинки на руке и превращение её в воду».
Цель: поймать снежинку на рукавичку и подышать на неё; понаблюдать, что происходит со снежинкой и во что она превратилась; сделать вывод: почему это произошло? (от тепла снежинка превращается в капельку воды)
4. Экскурсии на участке детского сада.
5. Работа с родителями: привлечение родителей к работе по проекту (ознакомление с опытно-экспериментальной деятельностью по теме «Круговорот воды в природе»). Беседы по проектной деятельности.
6. Групповое обсуждение: беседы по экологическим сказкам, рассказам; выводы в ходе опытов и экспериментов.
7.ИЗО-деятельность «Дорисуй снежинки».
Цель: продолжать учить детей симметрично дорисовывать элементы рисунка; развивать воображение и внимание; закрепить знания детей о том, что узоры снежинок разные.
Март
1.Занятие «Удивительные превращения капельки воды».
Цель: закрепить знания о различных состояниях воды в природе; проводить вместе с детьми простые эксперименты с водой.
2.Наблюдение за испарением воды (дома).
Цель: учить детей наблюдать за процессом испарения воды; дать знания о том, что вода испаряется со всех водоёмов, даже совсем маленьких; сделать вывод: «Что такое испарение?»
Наблюдение за превращением воды в лёд. (В домашних условиях)
Цель: ознакомить родителей с проведением данного опыта; уточнить у детей, где в домашних условиях можно встретить лёд; учить детей наблюдать за процессом превращения воды в лёд;
сделать вывод: «Во что превратилась вода на холоде?»
3.Экспериментирование Опыт №2. «Испарение воды в теплом и прохладном месте». (В домашних условиях)
Цель: учить детей с помощью обычной тряпочки экспериментировать с водой в разных условиях (в теплом и прохладном месте); объяснить детям, что в тряпочке находятся капельки воды, которые испаряются или превращаются в пар.
4. Экскурсии на участке детского сада.
5. Работа с родителями привлечение родителей к работе по проекту (ознакомление с опытно-экспериментальной деятельностью по теме «Круговорот воды в природе»). Беседы по проектной деятельности.
6. Групповое обсуждение беседы по проведенным опытам и экспериментам; выводы в ходе опытов и экспериментов.
7.Художественное слово: разучивание стихотворения «Туман».
Апрель
1.Занятие «Как люди речку обидели».
Цель: показать, к чему приводят необдуманные действия человека; воспитывать бережное отношение к водоёмам, природе в целом; формировать грамотное экологическое поведение в природе.
2.Наблюдение за паром.
Цель: учить детей наблюдать за кипящим чайником или кастрюлей совместно со своими родителями; воспитывать осторожность и аккуратность.
3.Экспериментирование: Опыт№2.Превращение воды в пар.
Цель: ознакомить родителей с экспериментом; предупредить детей о том, что в кипящем чайнике (кастрюле) пар очень горячий и опасный; сделать вывод: «Как вода превращается в пар?»
4. Экскурсии на участке детского сада.
5. Работа с родителями: беседы по проектной деятельности; подведение итогов, по результатам проведённых совместно с детьми опытов.
6. Групповое обсуждение: беседы с детьми на тему «К чему приводят необдуманные поступки людей по отношению к природе»; привести в пример свои случаи из жизни связанные с природой.
7.Игровая деятельность: «Выбери слово обозначающее воду». «Выбери лишнее слово».
Май
1.Занятие «Круговорот воды в природе».
Цель: познакомить детей с понятием «Круговорот воды в природе» с помощью рассказа «Замкнутый круг»; учить детей приводить свои примеры о круговороте воды; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность и фантазию.
2.Наблюдение за разным состоянием воды.
Цель: закрепить с детьми знания о том, что вода имеет разное состояние (парообразное, жидкое, твердое); воспитывать бережное отношение к воде.
3.Экспериментирование: «Превращение воды в разное состояние».
Цель: дать детям знания в процессе экспериментирования, что вода может быть в жидком, твердом и газообразном состоянии. (Примеры опытов приведены выше).
4. Экскурсии в парк.
5. Работа с родителями по подготовке к презентации по проекту.
6. Групповое обсуждение: беседы по проведённым опытам и наблюдениям.
7. Художественное слово: заучивание детьми стихотворений к презентации «Праздник воды».
Июнь
1.Занятие «Почему надо беречь воду?».
Цель: познакомить детей с процессом очистки и обеззараживания воды до её употребления; ознакомить с различными факторами загрязнения воды (строительство ткацких фабрик, поселение людей у воды и т.д.); воспитывать бережное отношение к воде.
2.Наблюдение за разным состоянием воды.
Цель: закрепить с детьми знания о том, что вода имеет разное состояние (парообразное, жидкое, твердое); воспитывать бережное отношение к воде.
3.Экспериментирование: «Превращение воды в разное состояние».
Цель: дать детям знания в процессе экспериментирования, что вода может быть в жидком, твердом и газообразном состоянии. (Примеры опытов приведены выше).
4. Экскурсии в парк
5. Работа с родителями подготовка к презентации «Праздник воды»
6. Групповое обсуждение: беседы по теме бережного отношения к воде; по проведённым опытам и наблюдениям.
7. Презентация: «Праздник воды»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Интересное занятие по Экспериментированию с детьми. На заметку воспитателям....
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
...
«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ...
«Круговорот воды в природе. Свойство воды».Конспект НОД по исследованию обьектов живой и неживой природы; с применением ИКТ-технологии
Развивать представления детей о разнообразных свойствах воды...