"Диво-дивное расписное"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект утренней беседы о русской народной игрушке- матрешке в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_beseda_o_matreshke.docx | 784.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД в ходе режимного момента. Утренняя беседа
с детьми старшей группы
«Диво – дивное расписное»
Гурина Н. И. – воспитатель
Беседа «Диво – дивное расписное»
Цель: Закрепить знания детей об истории русской матрешки. Познакомить с семеновской, загорской и полхов-майдановской матрешками. Развивать интерес к народному творчеству. Развивать интонационную выразительность речи посредством чтения стихов. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать доброе, бережное отношение к народным игрушкам и доброе отношение друг другу.
Ход беседы.
Воспитатель:
Здравствуйте, дети, здравствуйте!
Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
А ну, отгадайте. Что это такое?
(загадывает загадку)
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Ярки сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша… .
(Ответы детей - русская матрешка)
Конечно, это Матрешка! Какая радостная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.
- Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей) Оказывается, ей около 120 лет.
- А кто знает, как звали мастера, который изготовил первую матрешку? (Василий Звездочкин), а художника, который ее расписал? (Сергей Малютин)
Вот так и появилась на свет деревянная фигурка в русском сарафане.
- Ребята, как вы думаете, почему эту деревянную куклу назвали матрешкой? (кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена! », так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой.)
- А кто помнит, из чего делают матрешку? (из дерева)
- Верно, а из какого дерева делают матрешку? (из липы, березы, елки)
- Ребята, как вы считаете, легко ли сделать матрешку?
- Может, кто-то помнит, с чего начинал мастер делать матрешку?
(работают по алгоритму «Последовательность изготовления матрешки»)
(Мастер в начале работы подбирает брусок дерева. Дальше вытачивает заготовку на токарном станке. Затем делает ее разъемной. Художник готовит краски, которые нужны для росписи матрешки. Затем расписывает матрешку. Чтобы матрешка была прочная, ее покрывают лаком.)
Вот и готова наша веселая Матрешка.
- Ребята, как вы думаете, все ли матрешки одинаковы? Чем они отличаются друг от друга? (ответы детей)
- Какие цвета в росписи используют художники? (Для работы художники используют разные цвета: красный, желтый, черный, синий.)
- Как расписан фартук у Матрешки?( Она в руках держит большой букет роз. В букете очень много листочков. Он закрывает почти весь фартук.)
- Как расписан платочек? (Края украшены цепочкой из бутонов и листьев.)
- Как вы думаете, какой может быть Матрешка? (Веселой и озорной. Игривой, радостной. Праздничной, доброй, ласковой. Нарядной, сувенирной и т. д)
Матрешка стала великой путешественницей. Начав свой путь по белу свету из города Семенова. Их названия зависят от того места, где их изготавливают.
- Чем они отличаются друг от друга?
У семеновской матрешки стройная, вытянутая форма. Она отличается от других матрёшек большим очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук.
Загорская матрешка плотная, приземистая с плавным переходом головы в туловище. Загорские матрешки одеты в сарафан, в яркий платок и фартук с узором. Они всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.
У матрёшки из села Полхов – Майдан несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головой. На платке нарисован крупный цветок, а на фартуке букет из цветов.
- Ребята, а кто помнит стихотворения о матрешке?
- Матрешка на окошке
В ярком сарафане,
И вся семья в матрешке
Как в доме деревянном.
- Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
- Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся
Они нам очень нравятся.
Ребята, берегите эту чудесную игрушку. А мы сегодня на занятии будем художниками и постараемся расписать своих матрешек.
Катаем колбаску из пластилина жёлтого цвета. Разрезаем на равные части стекой. И из получившихся частей катаем шарики. Это будет серединка цветка. Потом катаем колбаску из пластилина красного цвета. Опять разрезаем стекой и катаем шарики. Это будут лепесточки цветка. Затем раскладываем шарики на фартуке вокруг серединки, сплющивая каждый до блинчика. Таким способом можно сделать несколько цветов красного и синего цвета и украсить фартук. А чтобы матрёшка заулыбалась, нужно сделать ей улыбку из пластилина красного цвета. А теперь вы украсьте фартуки своих матрёшек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с детьми по проекту " Чудо-чудное, диво-дивное".
В помощь воспитателям, занимающимся проектной деятельностью....
Схема-паутинка содержания проекта "Чудо-чудное, диво-дивное"
План работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Составитель ст. воспитатель Прапро Е.А. МБДОУ д/с ОВ № 6 Краснодарский край ст.Кущевская ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Тема: "ДИВО ДИВНОЕ, ЧУДО ЧУДНОЕ"
Составитель ст. воспитатель Прапро Е.А. МБДОУ д/с ОВ № 6 Краснодарский край ст.Кущевская ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Тема: "ДИВО ДИВНОЕ, ЧУДО ЧУДНОЕ" После выступления ведущий зад...
Родительское собрание: "Диво-дивное, чудо-чудное. Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Тема: "Диво-дивное, чудо-чудное. Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...
Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»
Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация».Цель: познакомить с разнообразием русс...
Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»
Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация».Цель: познакомить с разнообразием русс...
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: Чудо-чудное, диво дивное—золотая хохлома. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».
Прдолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма; познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; продолжать знакомить с русской ...