Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Деманстрационные учебные картинки и маленькие раздаточные картинки, слайды, диафильмы, репродукции и видеофильмы позволяют рассказ воспитателя, его объяснения, чтение позновательной литературы сделать образными, показать ребенку то, что стоит за словом и недоступно пока его наблюдению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnye_posobiya_i_ikh_rol_v_ekologicheskom_vospitanii_detey_.docx | 13.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей
В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности. Демонстрационные учебные картины и маленькие раздаточные картинки, слайды, репродукции и видеофильмы позволяют рассказ воспитателя, его объяснения, чтение познавательной литературы сделать образными, показать ребенку то, что стоит за словом и недоступно пока его наблюдению.
Каждое дошкольное учреждение и отдельные воспитатели имеют различный иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу: наглядные пособия, фотографии, вырезки из календарей и журналов, репродукции произведений известных художников. Весь этот материал может быть использован в педагогическом процессе самым различным образом - для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр-путешествий, досугов. Выше уже отмечалась роль картинок для календарей: карточки, на которых изображены новорожденные хомячки, полностью восполняют пробел наблюдений; карточки с изображением атмосферных явлений служат средством фиксации наблюдений за погодой.
Особую ценность имеют цветные, большого размера учебно-наглядные пособия, на которых изображены разные экосистемы ( лес, луг, степь, пустыня, тундра, полярный край, пруд или озеро, море), а также картины, на которых представлена природоохранная или сельскохозяйственная деятельность людей. В этом ряду наиболее значимыми являются картины с изображением леса и лесных животных в разные времена года.
В России лес разного состава занимает большие пространства; он широко представлен в народных и авторских сказках, в литературных произведениях, в живописи. Тема леса традиционно является важной в ознакомлении детей с природой. Экологическое воспитание дошкольников на примере лесной экосистеме имеет очень большое значение, оно базируется на ряде существенных аспектов:
-Все лесные животные имеют ярко выраженные внешние приспособительные особенности, доступные познанию детям дошкольного возраста ( маскировочная окраска покровов, например, у зайца-беляка, белки, ежа, ящерицы, лягушки; приспособленность к быстрому передвижению по земле и по деревьям; приспособленность к нахождению и поеданию пищи, к защите от врагов, выращиванию потомства).
-Жизнь леса подчинена сезонным закономерностям неживой природы: деревья, кустарники имеют сезонный облик, так же как и покров лесной почвы (грибы, ягоды, травы, опавшие хвоя и листья); образ жизни животных также носит сезонно- приспособительный характер (например, зимняя спячка бурого медведя, ежа; выведение потомства разными животными в весенне-летний период; линька, запасание кормов и пр.)
-Лес – это сообщество растений и животных, все они связаны между собой цепочками питания ( растительноядные животные поедают разные части растений, хищники нападают на растительноядных животных)
Все эти моменты, если они представлены на картине учебного пособия, дают возможность формировать у детей первоначальные представления о лесе как экосистеме, причем картина в силу своей статичности позволяет длительно ее рассматривать, многократно обсуждать, сосредоточивать внимание ребят на разных явлениях из жизни леса, т. е. в определенном отношении, для детей дошкольного возраста, картина является универсальной наглядностью, она важнее, чем видео- или слайд-фильм. Рассматривание картин экологического содержания может предшествовать экскурсии в лес и завершать ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Использование моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей
Использование моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей...
Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей
В формировании у детей положительного отношения к миру природу используются различные игры....
Доклад "Наглядные пособия в помощь педагогу в экологическом воспитании детей"
Доклад "Наглядные пособия в помощь педагогу в экологическом воспитании детей"...
Дидактическое пособие "Студия журналистов" как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается использование технологии интервьюирования в экологическом воспитании старших дошкольников...
Консультация для воспитателей на тему: «Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей»
Консультация для воспитателей на тему: «Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей»...
Методическое пособие "Духовно-нравственный аспект в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
Для работы педагогов с детьми и родителями....