Конспект проведения НОД по познавательному развитию детей средней группы
тема «Ветер» (опытно - экспериментальная деятельность детей)
Составила Бурматова А. В., воспитатель МБДОУ детского сада № 44 ЗАТО Североморск
2012 год
Предварительная работа: - Наблюдение ветреной и безветренной погоды в разные сезоны года.
- Игра «Ленточки и ветер».
- Чтение отрывков стихотворений А.С. Пушкина «Ветер, ветер! Ты могуч...» «Ветер по морю гуляет...»
Материал для занятия: - Полоски бумаги, «снежинки» из бумаги.
- Вертушки.
- Кораблики, емкости с подкрашенной водой.
- Письмо, посылка на воздушном шарике.
- Сюрпризы: веера, лодочки
Словарная работа: - Ветер, ветрище, ветерок, шуметь, гудеть, свистать, завывать, осветить, закружить, гнать волны, качать, приятный, прохладный, сильный, пронизывающий, злой.
Программные задачи: - Обогащать познавательную сферу детей информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности.
- Помогать детям упорядочить накопленные и получаемые сведения о ветре, как природном явлении и установить взаимосвязи между движением воздуха и предметов.
- Побуждать детей отражать свое отношение к наблюдаемым явлениям высказываниями, рассказами.
- Развивать предпосылки совместной познавательной деятельности со сверстниками.
Ход занятия
Дети стоят в кругу. Открывается дверь, «залетает письмо».
Воспитатель: Удивительно, письмо залетело! (Читает на конверте: «Детям от невидимки»). Да здесь загадка. Отгадаем? Слушайте внимательно. Я березу качну Я тебя подтолкну, Налечу, засвищу Даже шапку утащу. А меня не видать. Кто я? Можешь отгадать? Дети: Высказывания. Воспитатель: Как вы догадались?
Дети проходят на стульчики.
Воспитатель: - Давайте сегодня подробно поговорим о ветре.
- Кто видел ветер?
- Как вы думаете, что умеет делать ветер?
Дети: Шуметь, свистеть, деревья качать, шляпу унести, закружить листья, развевать флагом, поднимать пыль, бросать снег в лицо, гнать волны, шелестеть листьями.
Воспитатель: - Да, ветер многое умеет делать. Даже может навредить человеку: иногда срывает с головы шляпы, поднимает пыль, бросает песок, снег в лицо, срывает крыши с домов, переворачивает автомобили.
- Иногда мы говорим про него: просто ветер, а иногда «ветерок», а иногда «ветрище». Как мы называем ветер?
- Возьмите полоску бумаги, покажите, когда мы говорим «ветерок», а теперь «ветрище». К нам пришла красавица зима, и в воздухе закружились снежинки.
Проводится опыт: дети дуют на полоску слегка, сильно, умеренно, на «снежинки».
Вывод: Когда вы сильно подули, движение воздуха стало очень быстрым - получился «ветрище», а когда легко подули - движение воздуха получилось слабым, лёгким - тогда у нас получился «ветерок».
Воспитатель: Когда дует ветерок, мы говорим про него: приятный, тихий, прохладный, слабый. Как мы говорим про ветерок? Каким он бывает? Ответы детей.
Воспитатель: А что мы можем рассказать про ветрище? Каким он бывает? Дети: Он бывает сильным, холодным, пронизывающим, неприятным, злым.
Воспитатель: А хотите побыть ветром? (Раздача вертушек).
Опыт: Подуйте на вертушку. Что с ней произошло? (Она вертится, крутится). А почему она кружится? Дети: Потому что ее толкает ветер. Вывод. Ветер летний, ударяется о лопасти, толкает их, она начинает кружиться. Но ветер невидимка, мы его не видим. А за вертушкой интересно наблюдать.
Воспитатель: А у меня есть что - то для каждого из вас (раздача картинок). Посмотрите на картинки, подумайте и скажите, что у вас изображено на картинке. Что у тебя на картинке делает ветер? Дети: Надувает паруса, вертит крылья мельницы, поднимает шары, раздувает тучи, разносит семена цветов, деревьев.
Физкультурная пауза: Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише – Веточки всё ниже, ниже.
Дети подходят к столам, проводится опыт: Воспитатель: Это маленькое море и у каждого свое. Подуйте на воду. Что получилось? (волны).
Воспитатель: - Чем сильнее дуть, тем больше волны. Но во всём надо знать меру, если слишком подуть, то «море» вообще исчезнет.
- А теперь возьмите и осторожно опустите парусные кораблики на воду. Подуйте на парус. Что случилось с корабликом? (Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру).
- А если ветра нет, что происходит с кораблём?
- А если ветер очень сильный? (Начнется буря, и корабли могут потерпеть настоящее крушение).
- Попробуйте подуть так, чтобы кораблик проплыл от одного берега к другому.
(Игра. Во время игры с корабликом читается стихотворение). .. .Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На раздутых парусах... (А.С. Пушкин) Воспитатель: Корабли, на обсушку!!! (Дети выкладывают на тарелки)
Воспитатель: О чём мы с вами разговаривали на занятии?
Дети: О ветре.
Воспитатель: Расскажите маме, папе всё о ветре.
Сюрпризный момент: Открывается дверь и влетает шарик с сюрпризной коробкой.
Воспитатель: Ветер прощается с нами, улетает на просторы. Он просит нарисовать его. А вам дарит на память подарки. (Раздача подарков).
Источники информации - Рыжова Н.А. «Воздух – невидимка». Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
- Воспитание, образование и развитие детей 4 – 5 лет в детском саду: методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / сост. Т.Н. Доронова. – 2-е изд. – м.: Просвещение, 2005.
|