«Путешествие в зимний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_puteshestvie_v_zimniy_les.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы
«Путешествие в зимний лес»
Цель.
Формировать обобщенное представление детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.
Задачи.
Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе.
Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период.
Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывать бережное отношение к природе, закрепить правила поведения в зимнем лесу.
Материалы: презентация (с использованием мультимедийного оборудования «Жизнь в лесу зимой»), аудиозапись, карточки с изображением лиственных и хвойных деревьев, зимующих птиц, диких животных, дидактическая игра «Хвойные и лиственные деревья», раздаточные карточки к игре, кукла перчаточного театра «Незнайка».
Предварительная работа: Чтение художественной литературы о животных Е. Чарушина, В. Бианки, Сладкова, Скребицкого, чтение стихотворений, пословиц о зиме, рассматривание энциклопедий, иллюстраций с изображением птиц, животных, зимних пейзажей, наблюдения в природе, зарисовки в календаре природы, изготовление материала к дидактическим играм, изготовление кормушек, беседы, игровые ситуации, отгадывание и составление загадок, художественно-творческая деятельность на зимнюю тематику.
Ход занятия.
Воспитатель. Доброе утро, и всем улыбнись,
Справа и слева друзьям поклонись.
Будем дружить, помогать всем всегда -
Вы согласны? Ответьте мне:
Дети. «ДА!»
Воспитатель. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Дети, мы с вами знакомились с тем, как растения и животные готовились осенью к зиме. Послушайте загадку:
Кто знает верную примету,
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма,
И солнце низко, то... (Зима) (ответы детей).
Воспитатель. Правильно, наступила зима. Предлагаю отправиться в лес, чтобы посмотреть, как наши знакомые зимуют.
(Стук в дверь. Воспитатель вносит куклу Незнайку).
Незнайка. Здравствуйте.
Воспитатель и дети. Здравствуй Незнайка. Мы очень рады гостям, но нам нужно уходить.
Незнайка. А куда вы уходите?
Воспитатель. Мы отправляемся в лес, чтобы узнать, как зимуют его обитатели.
Незнайка. А можно мне с вами?
Воспитатель. С нами можно, только ты одет не по погоде, на тебе шорты и майка, а зимой в лесу очень холодно.
Незнайка. Почему зимой холодно, а летом тепло?
Воспитатель. Солнце зимой находится низко над землёй, поэтому день становится коротким, земля не успевает прогреваться и становится холодно. Люди, чтобы не замёрзнуть, одевают тёплую одежду.
Незнайка. Всё понятно.
Воспитатель. Ну что же, тогда давайте отправляться в зимний лес. Значит, как мы оденемся? (Дети перечисляют, обобщая зимнюю одежду).
Удобно ли идти в лес пешком по снегу? Почему? Что можно придумать?
(Ответы детей: Чтобы удобно было идти по снегу, нужно надеть лыжи.)
Воспитатель. Давайте представим, что мы надели лыжи и отправились в лес (дети скользящим шагом идут по группе, останавливаются возле панорамы зимнего леса, изображенной на мультимедийной доске).
Логоритмическое упражнение. Мы пришли в зимний лес (шагают на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками ).
Справа - берёзка в шубке стоит, (руки отводят вправо).
Слева - ёлка на нас глядит (то же влево).
Снежинки в небе кружатся (движения "фонарики").
На землю красиво ложатся (кружась, приседают).
Воспитатель. (Обращает внимание детей на красоту пейзажа). Дети, посмотрите, как красиво в лесу, тихо, как сверкает на солнце снег.
Незнайка. Сколько здесь различных деревьев, кустарников, но почему-то все они без листьев.
Дети. Зимой лиственные деревья стоят голые, потому что осенью все листья осыпались.
Незнайка. А может, было бы лучше, если бы на деревьях остались жёлтые листья, красиво было бы в лесу.
Дети. Нет! Деревья, сами сбрасывают листья. Если листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.
Незнайка. Так значит, деревья сбросили листья и все погибли?
Дети объясняют Незнайке, что кусты и деревья зимой спят, отдыхают.
Незнайка. А деревья не замёрзнут?
Воспитатель. Дети, а как вы думаете, что защищает деревья от мороза?
(Рассуждения детей: опавшие листья оберегают корни деревьев, от мороза ветки защищает пушистое снежное покрывало)
Воспитатель. А как мы на участке оберегаем наши деревья от мороза?
Дети. Засыпаем снегом или опавшей листвой корни деревьев.
Незнайка. А почему же листья не на всех деревьях опадают? Почему же на ели иголки остаются? Может, ель зимой не спит?
Воспитатель. Ели тоже спят зимой. А иголки – хвоинки для них то - же самое, что для других деревьев листья. Все деревья, у которых вместо листьев хвоя называются – хвойными. Какие хвойные деревья вы ещё знаете?
Дети. сосна, можжевельник, кедр.
Незнайка. Неужели эти деревья никогда свой наряд не меняют?
Воспитатель. Меняют! Но не сразу, а постепенно.
Дидактическая игра «Хвойные и лиственные деревья». (Воспитатель показывает иллюстрации хвойных и лиственных деревьев, а дети определяют принадлежность дерева к хвойным или лиственным и показывают карточки с символическим изображением).
Воспитатель. А еще хвойные деревья лесным жителям зимой помогают выжить.
Незнайка. Каким таким лесным жителям? Я думал, в лесу никого нет!?
В. В лесу живут животные, птицы - это их дом. Оказавшись в лесу, нужно знать «Лесные правила».
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – сосна и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Игра-эмпатия.
Вокруг себя повернитесь –
И в деревья превратитесь!
Наши ноги – это корни
Наше туловище – ствол
Наши руки – это ветви
(Проведние физминутки под музыку.)
Воспитатель. Подул легкий ветерок – затрепетали веточки на деревьях (дети шевелят пальчиками). Усилился ветер – закачались веточки (Дети шевелят кистями рук).Совсем испортилась погода, сильный ветер, раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону). Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. Пусть деревья станут ребятами.
(На слайде появляется фотография клеста).
Воспитатель. А вот и первый обитатель леса. Это клесты-еловики, они очень ель уважают. Тут им и дом и столовая. Здесь же с ними и дятлы кормятся, и белки, и соболь свою добычу выслеживает. Мыши тоже ель уважают, здесь же селятся.
Незнайка. Какая смешная птица? Посмотрите, посмотрите, какой у него клюв кривой! Лучше бы у него клюв ровненький был бы, с него же все смеются.
Воспитатель. Незнайка, клесты своих птенцов кашей из еловых шишек кормят. А шишки еловые как раз к зиме и созревают. Вот они птенцов в феврале, в самые трескучие морозы и выводят. Строят гнездо в густых еловых ветвях, шерстью, пухом его выстилают, чтобы птенцам потеплее было. Мама-клестиха усаживается, греет-высиживает птенцов как печка, а самец-клёст весь в трудах: еловые шишки своим изогнутым клювом шелушит, в кашу превращает, и весь день маму-клестиху кормит. А когда птенцы появятся, тогда он и маму-клестиху кормит и всех своих птенцов выкармливает. Так что клюв клесту необходим именно такой, так он приспособился к жизни в лесу.
Незнайка. Вот это да! Клюв изогнутый, птенцы в самый лютый мороз! Не птица, а очевидное-невероятное!
Воспитатель. Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете?
Дети. Сойка, воробей, синица, дятел, снегирь.
Воспитатель. Почему они остаются зимовать, а не улетают в тёплые края.
Дети. Они никуда не улетают, потому что, питаются семенами, ягодами, зернышками, которые находят на растениях.
Воспитатель. Как мы помогаем птицам в зимние холода?
Дети. Мы делаем и развешиваем кормушки, насыпаем в них зёрнышки, хлебные крошки. Птицы постоянно прилетают к нам подкрепляться. Для синичек вывешиваем кусочки сала, потому что они любят это лакомство.
Воспитатель. Не зря в народе говорится «Сытой птице и мороз не страшен, а голодную и мороз убьет».
(Появляется слайд с изображением мыши)
Воспитатель. Посмотрите на этого маленького зверька. Кто это?
Дети. Это мышь. Она питается разными семенами растений, орешками.
Воспитатель. А вы знаете, что если клёст уронит шишку вниз с дерева, то никогда её не поднимает. Вот серая мышь найдёт шишку и будет с неё всю ночь зернышки грызть. Ей зимой не страшен, ни холод, ни голод, а опасаться ей нужно только хищников.
Незнайка. А кто это- хищники и как они зимуют?
Дети. (Дети рассказывают, а воспитатель, если нужно, дополняет ответы детей). Хищники- это лиса, волк, куница. Они не мёрзнут зимой, потому что у них осенью шерсть выросла густая, тёплая. Они днём спят, а в сумерках выходят на охоту. Волк может даже на снегу спать и не замёрзнуть. Ему страшен больше голод, чем холод.
Незнайка. Ой, я вспомнил, что в лесу живёт медведь, как бы он не появился здесь, я его боюсь.
Дети. Медведь на зиму впадает в спячку и спит до самой весны.
Незнайка. И что ничего не ест и не пьёт?
Дети. Медведи любят есть ягоды, грибы, вкусные корни, а где зимой в лесу он найдёт такую еду?
Незнайка. Ну да, зимой в лесу только снег, никаких тут ягод нет.
Воспитатель. Поэтому медведь так приспособился к зиме. Дети, а какие животные так же впадают в спячку? (Барсук, ёж, змеи, лягушки)
(Слайд с фото зайца).
Незнайка. Какая у зайца некрасивая шубка, вот если бы она у него была красная или синяя, или зелёная, вот это было бы красиво.
Дети. Ты что, Незнайка, зимой зайцы летнюю серую шубку на шубку белую, пушистую и теплую меняют. Зайчик - белый, снег – белый! Никакой хищник его не видит! Очень быстро он может скакать, так что поймать его трудно.
Незнайка. (Смотрит вверх на дерево) Ура, я нашёл грибы, только они почему-то на деревьях растут и как-то странно.
(Слайд с фото белки).
Дети. Это белка грибы развесила на ветках ещё осенью, заготовила орехи, грибы и все свои запасы припомнила, а теперь, зимой, питается. Шерсть у белки зимой серая, густая, защищает от холодов и помогает маскироваться от хищников.
Воспитатель. Дети, скажите, а если белочка забудет, куда она спрятала орех или он ей не понадобится…?
Незнайка. Он так и будет лежать.
Дети. Он весной прорастёт и через время превратится в дерево, приносящее орехи.
Воспитатель. Правильно, так белка и другие растительноядные звери и птицы помогают растениям распространяться и расти на земле. Всё в природе взаимосвязано: и растения, и звери, и птицы.
Незнайка. Вот это да! А я думал, зимой в лесу нет никакой жизни. А ведь нет! Зимой лес живет, только тихо, незаметно.
Воспитатель. Ребята, так много ещё в лесу интересного, мы об этом поговорим в следующий раз, а сейчас нам пора возвращаться домой. Давайте «наденем лыжи» и в путь. (Под музыку скользящим шагом «возвращаемся» в группу). Скажите, что вы узнали о жизни зимой в лесу?
(Ответы детей)
Воспитатель. Молодцы дети, всё запомнили.А тебе, Незнайка, понравилось наше путешествие?
Незнайка. Да, я очень многое узнал, спасибо, что вы меня взяли с собой.
МБДОУ детский сад № 19 «Казачок» МО г-к Анапа
Воспитатель Теличко Любовь Алексеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зимнее развлечение "Путешествие в зимний лес"
Развлечение можно проводить на зимних каникулах....
Сценарий зимнего досуга «Путешествие в зимний лес»
Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности....
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ЗИМНИХ ИГР И ЗАБАВ «Путешествие по зимним сказкам»
Больше всех наступлению зимы, как правило, радуются дети. И не случайно, ведь именно зима предоставляет замечательную возможность весело и с пользой для здоровья проводить время на свежем зимнем возду...
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ЗИМНИХ ИГР И ЗАБАВ «Путешествие по зимним сказкам» (старший дошкольный возраст)
План проведения недели зимних игр и забав (старшая группа)...
Зимнее развлечение «Путешествие в зимний лес» для старшей группы.
Зимнее развлечение «Путешествие в зимний лес» для старшей группы. Цель: Воспитывать любовь к спорту, развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в про...
Занятие "Зимнее путешествие в зимние виды спорта"
Цель: Продолжать знакомить детей с зимними видами спорта, приобщение детей к здоровому образу жизни....
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Путешествие в зимний лес»Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Путешествие в зимний лес»
Конспект на открытое занятие по позновательному развитию, во второй младшей группе....