Непосредственно образовательная деятельность с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Работа по технологии ТРИЗ дает возможность широкого использования ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) обучения. Особенностью использования ИКТ на занятиях является работа с образами предметов, что соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной к наглядно-образной форме мышления. Это дает детям возможность не просто получить какую-то информацию, а выработать определенный навык работы с ней, и получить конечный продукт, который ребенок может впоследствии изучить, если захочет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.doc | 330 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе.
Тема: Покуда есть хлеб и вода, все не беда
Цель: создание условий для познавательного развития детей посредством ознакомления с процессом изготовления хлеба.
Задачи:
создать условия для закрепления представлений детей о процессе выращивания и выпечки хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол;
создать условия для развития умения устанавливать простейшие причинно
следственные связи;
воспитывать любовь и уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу
как к результату деятельности многих людей.
Оборудование и материал: каравай хлеба, посылочный ящик, мультимедийная установка, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, фишки с изображением мельницы и печки, булочки, чай.
Предварительная работа: заучивание стихов и поговорок о хлебе, чтение рассказа Я. Тайца «Я здесь», рассматривание сюжетных картинок «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Появление всходов», «Хлеборобы», «На мельнице», «Пекари».
Ход НОД: 1 часть.
Стук в дверь, входит почтальон Печкин в руках у него посылка.
Печкин: Здравствуйте! У меня для ваших ребят посылка.
Воспитатель: Посылка?! Это хорошо. Наши ребята любят приятные сюрпризы (берет посылку). Ребята, смотрите, посылка из Сказочной страны. Как вы думаете от кого, кто бы мог ее прислать? (Ответы детей)
- Как же узнать, кто нам отправил посылку? (На посылке должен быть обратный адрес).
- Давайте прочитаем (читают).
- Так это, значит, нам Царевна Лягушка отправила. Как вы думаете, что может быть в этой посылке? Как это можно определить? (Посмотреть, потрясти, понюхать).
- А давайте мы с вами поиграем и с помощью игры угадаем, что в посылке.
Проводится игра «Да - нет»: дети задают вопросы, характеризующие свойства и назначения предмета, воспитатель отвечает на них: «Да» - «Нет».
- Смотрите, какой каравай прислала нам Царевна Лягушка! Спасибо ей большое.
Печкин: Свою работу я выполнил. Пора мне возвращаться в Сказочную страну, а там, на чудо – дереве много таких караваев и булок всяких разных растет.
Воспитатель: Подожди, Печкин, что же это за дерево такое на котором хлеб растет? Вы, ребята, о таком слышали?
Печкин: Как вы не знаете, что хлеб на деревьях растет?! А мне наш Шарик рассказывал, что весь хлеб в Сказочной стране и у вас здесь растет на деревьях: есть деревья булочные, есть баранковые, есть плюшечные, есть печеньковые. Сначала булки и плюшки на деревьях маленькие бывают, потом растут, растут и когда совсем поспевают, то их с дерева снимают и по хлебным магазинам развозят.
Воспитатель: Может это у вас в Сказочной стране хлеб на деревьях растет, а у нас здесь все по другому.
Печкин: По другому – это как?
Воспитатель: А вот ты присядь, а мы с ребятами тебе все расскажем и покажем с помощью нашего волшебного экрана.
2 часть.
Проходят к экрану мультимедийной установки, на котором изображен «системны оператор» - модель – таблица, состоящая из 9 экранов, которые открываются по ходу занятия (см. Приложение №1).
- Вот наш волшебный экран. И что же мы расположим в центре нашего экрана? (Булка хлеба).
Открывается центральный квадрат таблицы экран № 1. (См. Приложение № 2).
Воспитатель читает стихотворение Я. Дягутите «Каравай»
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Черны хлеб на столе –
Нет вкуснее на земле.
- Но из чего же пекут хлебные булки? (ответы детей)
- Правильно. Нужно взять муку, воду, дрожжи и замесить тесто.
Открывается экран № 2. (См. Приложение № 2).
- Потом тесто должно постоять, растронуться, затем из него выкатывают булки, раскладывают их в формы, ставят в печь и выпекают. И получаются вот такие великолепные булки.
- Как называют людей, которые выпекают хлеб? (пекарь)
- Давайте расскажем Печкину откуда же появилась мука.
Дети читают стихи:
- Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я.Аким)
2. Склонила тяжелую голову рожь:
«Спасибо вам, солнце
И ласковый дождь!
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам,
Моим старым знакомым.
Я помню, как люди трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут.
Спасибо вам, люди,
За добрый ваш труд».
- Погляди, в мешках томиться
Золотистая пшеница.
Ветер дует день и ночь,
Хочет мельнику помочь.
Станет все зерно мукою,
Потечет мука рекою.
Испекут нам из муки
Булки, плюшки, пирожки.
(немецкая песенка)
- Вот и хлеб готов. Что же с ним происходит дальше? (Его везут в магазины)
Открывается экран № 3. (См. Приложение № 2)
- Как называется специализированный магазин, в котором продают хлебобулочные изделия? (Булочная).
- А теперь все отдохнем,
Пироги мы испечем.
Проводится физминутка. Дети имитируют приготовление пирогов.
Мы спросили нашу печь:
- Что сегодня нам испечь?
Печку мы спросили,
Тесто замесили.
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали – не устали.
Начинили творогом
И назвали пирогом!
Ну-ка, печка,
Да творожнику местечко!
3 часть.
- Ребята, давайте поговорим о прошлом. Вот это современная булка хлеба. А каким хлеб был раньше? (Ответы детей).
Открывается экран № 4, на котором изображен старинны каравай. (См. Приложение № 2).
- А из чего же пекли раньше хлеб? (Ответы детей).
- Конечно же, и раньше хлеб пекли из тех же самых продуктов.
Открывается экран № 5. (СМ. Приложение № 2).
- А вот булочные были раньше? (Ответы детей).
Открывается экран № 6. (См. Приложение № 2).
- Раньше булочных не было, и каждая семья сама для себя пекла хлеб.
4 часть.
О прошлом мы поговорили. Пришло время пофантазировать и перенестись в будущее. Как вы думаете, из каких продуктов будут печь хлеб в будущем? (Ответы детей).
- Я тоже думаю, что и в будущем хлеб будут печь из тех же самых продуктов
Открывается экран № 7 (СМ. Приложение № 2).
- А вот как будут выглядеть булки, и в каких магазинах их будут продавать, вы сейчас придумаете сами. Для этого мы разделимся на две команды.
Воспитатель предлагает детям вытянуть фишку, на которой изображены мельница или печка и распределиться на 2 команды: мельников и пекаре. Затем предлагает «мельникам» нарисовать булочную будущего, а «пекарям»- хлеб будущего. Этими рисунками заполняются экраны № 8 и 9.
- Вот видишь, Печкин, как хлеб пришел к нам на стол, сколько труда вкладывается в то, чтобы у нас на столе всегда был хлеб, пироги и булочки. Наши повара тоже постарались и испекли нам булочки, и я приглашаю всех выпить чайку с булочками.
Ведь, если есть хлеб – будет и обед!
Приложение 1
«Системный оператор»
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии ТРИЗ. Старшая группа. Тема: "Кто я? Я не похож на других."
Дети будут учиться осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общее сходство с другими деть...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ «Бабочки оригами»
Мастер-класс по изготовлению бабочек способом оригами....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству с детьми подготовительной к школе группы «Фиалка». С использованием современных образовательных технологий: -решение проблемной ситуации; Здоровье сберегающие технологии:
Цель: закрепление знакомых приёмов лепки....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству с детьми подготовительной к школе группы «Фиалка». С использованием современных образовательных технологий: -решение проблемной ситуации; Здоровье сберегающие технологии:
Цель: закрепление знакомых приёмов лепки....
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе.
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие в страну сказок"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию связной речи в подготовительной к школе группе с использованием технологии наглядного моделирования
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать...