Знакомство с праздниками народов севера
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
конспект интегрированного занятия (старшая группа) по ознакомлению с традициями и праздниками народов севера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_zanyatie.docx | 15.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром
« Медведь – священное животное ханты и манси»
Цели:
- Продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты. Познакомить детей с обрядом медвежьего праздника и дать понятие о медведе, как о священном животном ханты и манси.
- Уточнить знания о животных нашего края.
- Развивать познавательные способности, любознательность.
- Воспитывать интерес и уважение к культурным традициям коренных народностей среднего Приобья.
- Продолжать учить закрашивать контур методом штриховки.
Материал: иллюстрации с изображением животных наших лесов, следы животных на бумаге, картина Курмаева «Медвежий праздник». Листы бумаги с силуэтом медведя, цветные карандаши.
Ход занятия.
1. Ребята, как называется наш округ?
Каких животных нашего края вы знаете?
Игра «Про кого так можно сказать?»
«трусливый как…» (заяц)
«злой как…» (волк)
«проворная как…» (белка)
«хитрая как…» (лиса)
«сильный как…» (медведь)
Дидактическая игра «Узнай чей след».
2. Ребята, сможете ли вы угадать про кого из этих зверей загадка: «По неведомой тайге идет мужчина в суконных штанах». (Медведь - хантыйская загадка. Люди почитали медведя, считали его священным животным и поэтому сравнивали с человеком).
Правильно, это медведь. А чем медведь отличается от других животных? В чем внешнее сходство медведя и человека?
Рассказ воспитателя.
«Ханты считали, что медведь – это человек – богатырь. Вот что рассказывает хантыйская легенда:
«Жил один богатырь, который любил ходить в лес. Однажды он пошел в лес и заблудился: зашел так далеко в глубь леса и в такое непроходимое место, из которого можно было выйти, только если перелезешь через колоду, поросшую мхом. Богатырь не смог перелезть через нее в одежде и ему пришлось ее с себя снять. Когда он перелез без одежды, то почувствовал, что его тело покрылось шерстью. Не нашел он и своей одежды. Покрытый шерстью богатырь не пошел в таком виде к людям, а свой век стал скитаться по лесу и питаться тем, что найдет в лесу». Медведь поражал людей тем, что мог становиться на задние лапы и ходить, как человек на «двух ногах», чего не умели делать другие животные. Интересно и то, что ступня задних лап медведя похожа на человеческую. Вот это и наводило на мысль о родстве медведя с человеком.
Медведя ханты боялись, как грозного хищника и верили, что после смерти он может возродится. Чтобы душа убитого зверя не принесла людям вреда, нужно было ее задобрить. Так возник «Медвежий праздник», самый яркий и самый давний. Охота на медведя – это всегда очень большое событие. На нее приглашались все желающие. Раньше на такую охоту ходили даже женщины. Они должны были срубить дерево так, чтобы оно упало прямо на берлогу медведя. Убитого медведя помещают в переднем почетном углу на столе или скамье. На глаза кладут монеты, чтобы медведь «не видел» присутствующих не торжестве и не причинил им вреда. Перед ним ставят угощение. Охотник убивший медведя садится по правую сторону от его головы, слева садится музыкант и начинается праздник. Люди в танце показывают, как они охотились, другие поют песни про медведя в лесу. Представления чередовались плясками. Этот праздник продолжался много дней, разыгрывались сцены из повседневной жизни хантов. Когда праздник заканчивался, череп медвежьей головы выносят и вешают на ближайшее дерево. Считалось, что этот череп будет приносить людям удачу.
3. Подвижная игра «Медведь и охотники».
Ход игры: охотники вооружаются «камнями» (мягкие поролоновые мячи), медведь лежит в берлоге. Охотники бросают «камни» в берлогу, медведь, рассерженный, рыча выползает из берлоги бросается на охотников, охотники убегают, медведь пытается их догнать.
4. А теперь, ребята, садитесь за столы. Сегодня мы будем разукрашивать «Младшего брата ханты». Кого ханты называли младшим братом? Правильно, медведя. Сегодня мы с вами разукрасим нашего медведя методом штриховки. Процесс выполнения работы.
Итог: ребята, сейчас вы выберите тех медведей, которые вам больше понравились и расскажите, чем вам понравился он.
5. Итог.
О ком мы с вами говорили сегодня?
С каким праздником познакомились?
С кем ханты сравнивают медведя и почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Знакомство с малочисленным народом Севера (хантами)."
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. ...
Знакомство с жизнью народов Севера
Программное содержание:Закрепить знание детей о своей стране – России.Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.Обогащать словарный запас, развивать мышление, памят...
Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Знакомство с жизнью народов Севера"
Знакомство с жизнью народов Севера.Задачи. Закрепить знания детей о своей стране – России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Активизировать и обогащать реч...
Конспект НОД по патриотическому воспитанию дошкольников «Знакомство с жизнью народов Севера»
Закрепить знания детей о своей стране России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Воспитывать в детях чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других н...
Конспект образовательной деятельности "Знакомство с жизнью народов Севера"
Данный конспект может использоваться воспитателями старших групп....
Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» тема: «Знакомство с жизнью народов Севера»
рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); Iвоспитывать чувство уважения к жизни, традиция и обычаям других народов...
Фестиваль-смотр национальной культуры народов Севера «Праздник народов Севера»
Дипломы об участии детей...