Конспект НОД по развитию логического мышления в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В этом занятии мы изучаем диких и домашних животных, раскладываем их с помощью символов -значков (модели).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию логического мышления в подготовительной группе.
Программное содержание:
Обучающие:
- Способствовать освоению действий по построению и использованию графической модели классификационных отношений.
- Формировать представления о содержании понятий.
- Совершенствовать способности детей к наглядному моделированию.
- Развивать логическое мышление на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
- Содействовать развитию доказательной речи.
Развивающие:
- Развивать познавательные психические процессы: внимание, воображение, память.
- Развивать мыслительные операции: анализ, обобщение, сравнение, синтез.
- Развивать любознательность, инициативу, настойчивость в достижении целей, преодолении трудностей.
Воспитательные:
- Воспитывать положительное отношение к мнению сверстников: умение выслушать друг друга, работать сообща, приходить к единому мнению.
Демонстрационный материал:
Картинки с изображением животных: верблюд, слон, бегемот, тигр, морж, белый медведь, бурый медведь, олень, лось, собака, кошка, корова, лиса.
Символы-значки(модели), обозначающие млекопитающих: диких, домашних, плотоядных, травоядных, северных, южных и наших лесов.
Раздаточный материал:
Картинки с изображением животных: верблюд, слон, бегемот, тигр, морж, белый медведь, бурый медведь, олень, лось, собака, кошка, корова, лиса.
Символы-значки(модели), обозначающие млекопитающих: диких, домашних, плотоядных, травоядных, северных, южных и наших лесов.
Тетради в крупную клетку, карандаши простые и цветные.
Ход занятия:
Восп: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о животных и строить разные модели. Давайте вспомним на какие группы можно разделить всех животных.
Дети: Всех животных можно разделить на 4 группы: насекомые, птицы, звери, рыбы. (Ребята перечисляют, а в это время кто-то из детей строит модель на доске).
Восп: Сегодня мы будем говорить об одной группе животных (показывает на группу зверей). Как она называется?
Дети: Звери.
Восп: А точнее как можно назвать зверей?
Дети: Млекопитающие. Главная особенность этой группы вскармливание детенышей молоком.
Воспитатель открывает картинки с изображением животных: верблюд, слон, бегемот, тигр, морж, белый медведь, бурый медведь, олень, лось, собака, кошка, корова, лиса и предлагает детям внимательно на них посмотреть.
Восп: Ребята, все ли животные, которые здесь представленные подходят к группе млекопитающие?
Дети рассматривают картинки, а воспитатель задает вопросы по теме. Во время беседы обращает внимание на особенности представителей группы млекопитающих. Дети отвечают, что у них есть подкожный слой жира, который помогает выживать в разных климатических условиях.
Восп: Подумайте, можно ли их разложить на группы и на какие? Я принимаю все ваши предложения.
Дети предлагают разложить на диких и домашних; на травоядных, которые питаются травой, на плотоядных, которые питаются плотью других животных; на млекопитающих, которые живут на севере, в жарких странах и в наших лесах или в нашей местности.
Восп: Ваши предложения оказались очень интересными. С какого варианта мы с вами начнем? ( Дети договариваются друг с другом об очередности. Договорившись, начали раскладывать на дикие и домашние).
Воспитатель вызывает к доске ребенка, который раскладывает картинки на доске, а остальные строят модель на своих рабочих местах, помогая друг другу.
Восп: У всех получилось так? Тогда мне скажите, кого на свете больше всех млекопитающих или всех домашних?
Дети: Всех млекопитающих больше, чем всех домашних. Потому, что млекопитающие – это и домашние и дикие вместе. (Схему оставили и на доске и на столах).
По предложению ребят продолжаем деление млекопитающих на следующую группу: травоядные и плотоядные. У доски работает ребенок, раскладывает картинки на группы. Воспитатель объясняет, что такое «плотоядные» или «хищник» - это те, которые питаются плотью другого животного, чтобы им выжить, они нападают на более слабого.
Восп: Ребята, вы согласны с таким выбором? Тогда построим модель. Скажите, кого на свете меньше: всех травоядных или всех млекопитающих?
Дети: Травоядных меньше, чем всех вместе взятых млекопитающих.
Ребята строят модель на своих рабочих местах, помогая друг другу.
Фузкультминутка.
Зоопарк.
У жирафов пятна, пятна,
Пятнышки везде, везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями).
На лбу, на ушах, на коленях и локтях,
На носках, на животах, на коленях и носках.
(Ладонями дотрагиваются до соответствующих частей тела).
У слонов есть складки, складки,
Складочки везде, везде.
(Щиплет себя как бы собирая складки).
На лбу, на ушах, на коленях и локтях,
На носках, на животах, на коленях и носках.
(Ладонями дотрагиваются до соответствующих частей тела).
У котенка шерстка, шерстка,
Шерсточка везде, везде.
(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шерстку).
На лбу, на ушах, на коленях и локтях,
На носках, на животах, на коленях и носках.
(Ладонями дотрагиваются до соответствующих частей тела).
А у зебры есть полоски,
Есть полосочки везде.
(Проводим ладонями по телу рисуем полоски).
На лбу, на ушах, на коленях и локтях,
На носках, на животах, на коленях и носках.
(Ладонями дотрагиваются до соответствующих частей тела).
Воспитатель предлагает еще один вариант деления млекопитающих на группы по месту обитания. Обитают млекопитающие как на севере, так и в жарких странах и в наших лесах или нашей местности. И каждые млекопитающие приспособлены к жизни в разных климатических зонах. На севере – холод, мороз. В жарких странах очень жарко, знойно, сухо. В нашей местности, где мы с вами живем – есть и зима, но не такая лютая, как на севере, и лето не такое жаркое. И поэтому млекопитающим удобно жить в разных местах.
Ребенок работает на доске, раскладывая на группы, а дети внимательно смотрят.
Восп: Вы согласны с таким выбором?
Ребята строят модель на своих рабочих местах, помогая друг другу.
Восп: У всех получилось так? Тогда, мне скажите, кого на свете больше всех млекопитающих или всех северных обитателей?
Дети: Всех млекопитающих больше.
Восп: Ребята давайте посмотрим на все модели которые у нас получились. Скажите, чем они похожи между собой?
Дети: Все они включают в себя млекопитающих.
Восп: А чем же они отличаются?
Дети: Тем, что мы одних и тех же млекопитающих разделили по-разному: как они живут с человеком, чем они питаются, где живут, в какой местности.
Восп: Ребята, а сейчас мы откроем тетради и я попрошу вас нарисовать именно ту модель, которая вам запомнилась, которая вами понравилась.
Воспитатель предлагает подготовить руку к письму: « Ручки, ручки потираем, ручки, ручки согреваем».
Воспитатель обращает внимание на посадку детей, на то, как дети держат карандаш, помогает работать в тетрадях. Спрашивает, какая модель более запомнилась детям и предлагает о ней рассказать.
Воспитатель сообщает, что пока дети рисовали, у самого нее возникла мысль, что всех этих млекопитающих можно разделить и по-другому.
Восп: Подумайте и вы дома, как можно еще разделить всех этих млекопитающих. Может, вам родители помогут? Придумайте свои модели и символы-значки, нарисуйте их и принесите на следующее занятие. Может быть, наши задумки совпадут – вот будет здорово!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные дидактические материалы для развития логического мышления в подготовительной группе с использованием интерактивной доски по теме "Занимательная математика"
Работа выполнена с помощью ПО elite PanaboardЭтот материал поможет детям в игровой форме закрепить свои знания....
Открытое занятие по развитию логического мышления в подготовительной группе на тему: "В стране "Вообразилии""
Развивать внимание, зрительную память, пространственное воображение, логическое мышление, творческие способности, смекалку, умение классифицировать, умения находить отличия на основе зрительного сопос...
Конспект открытого занятия по развитию логического мышления в подготовительной группе с использованием блоков Дьенеша «Мы построим дом дружбы»
Цель- Классифицировать предметы по трем признакам...
План по самообразованию «Развитие логического мышления детей подготовительной группы средствами математики»
Долгосрочный план по самообразованию для воспитателей подготовительной группы по теме «Развитие логического мышления детей подготовительной группы средствами математики»...
Комплекс дидактических игр на развитие логического мышления детей подготовительной группы
Дидактические игры на развитие логического мышления у детей 6-7 лет...
Мастер – класс «Развитие логического мышления детей подготовительной группы»
Зачем логика дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этап...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию логического мышления в подготовительной группе "Помогите Кузе"
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по развитию логического мышления. Проводя с детьми данное занятие, мы формируем умение квалифицировать предметы на три группы с ...