Проект для детей старшего дошкольного возраста "Времена года"
проект по окружающему миру на тему
Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы детского сада.
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования особые требования предъявляются к профессиональной деятельности педагогов, в том числе и по вопросам ознакомления дошкольников с природой с учетом регионального компонента.
Таким образом, актуальность проекта обусловлена:
- недостаточной разработанностью данной проблемы на современном этапе.
- важностью проблемы ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе в условиях введения ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vremena_goda_dogonkina.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ «Верхне-Матигорская средняя общеобразовательная школа»
МО «Холмогорский муниципальный район» -
Детский сад 3 30 «Ромашка»
Проект
«Времена года»
Догонкина Мария Петровна
Воспитатель
Старшая группа «Гномики»
В-Матигоры
2014г.
Оглавление:
- Введение………………………………………………..стр.3
- Этапы реализации проекта………………………….стр.5
- Перспективный план работы:
Сентябрь-октябрь-ноябрь…..……………………….стр.6
Декабрь-январь-февраль…………………………….стр.7
Март-апрель-май……………………………………..стр.8
Июнь-июль-август……………………………………стр.9
- Выводы…………………………………………………стр.10
- Список литературы…………………………………...стр.11
- Приложения……………………………………………стр.12
Введение
Тип проекта: познавательно-творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: воспитатель Догонкина Мария Петровна, дети, родители
Сроки проекта: сентябрь - май
Актуальность:
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
На основе знаний о происходящих изменениях в природе в разные времена года, у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношения к растениям и животным.
Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы детского сада.
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования особые требования предъявляются к профессиональной деятельности педагогов, в том числе и по вопросам ознакомления дошкольников с природой с учетом регионального компонента.
Таким образом, актуальность проекта обусловлена:
- недостаточной разработанностью данной проблемы на современном этапе.
- важностью проблемы ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе в условиях введения ФГОС ДО
Предмет исследования: сезонные изменения в природе
Предполагаемый результат:
- Формирование у детей целостного образа окружающего мира в рамках проекта «Времена года»
- Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной, продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности ребёнка.
- Создание продуктов детской творческой деятельности
- Создание дидактических игр и пособий на тему «Времена года», рекомендаций по их использованию для родителей и специалистов детского сада.
Цель: формировать знания и умения видеть и понимать красоту природы в разное время года
Задачи:
- Формирование у детей интереса и желания изучать сезонные изменения, взаимосвязь в явлениях живой и неживой природы, используя различные виды деятельности.
- Формирование представлений о труде людей в различные времена года (посев семян, посадка растений, уборка урожая, полив, уборка улиц и т.д.)
- Обобщение всех полученных знаний и их использование в практической деятельности (игры, детские праздники, рисование, аппликация и т.д.)
- Воспитание любви к родной природе, эмоционально значимого отношения к каждому времени года.
- Воспитание потребности внимательно и бережно относится к природе, развивая наблюдательность и интерес к окружающему, прививать чувство единения с природой, ответственности за свои поступки.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
- Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме.
- Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
- Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.
- Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта.
Основной этап:
- Проведение цикла занятий, экскурсий.
- Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап:
- Открытое занятие.
- Оформление календаря природы.
- Оформление фотовыставки.
- Оформление выставки рисунков посвященная родному краю.
Перспективный план
Сентябрь-октябрь-ноябрь
- Рассматривание цветов на клумбе. Цель: Уточнение и углубление знаний о садовых цветах. Воспитывать ответственность, желание ухаживать за растениями.
- Экскурсия в осенний парк.
- Цель: отметить дальнейшие изменения осенью (прекращение роста, пожелтение и опадание листьев, наличие плодов и семян). Воспитывать интерес к экскурсии, любовь к природе (Приложение №1)
- Рассматривание сюжетных картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. Цель: совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана
- Чтение художественной литературы, стихов, загадок. Цели: развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе. Формирование умения внимательно и заинтересованно слушать рассказы, сказки, стихи, запоминать загадки. А.К.Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад» А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»,Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной»,С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»,А. Фет «Еще вчера на солнце млея», В.Бианки «Сентябрь», А. Майкова «Осенние листья по ветру кружат», И. Бунина «Листопад».
- Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень». Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.
- Беседа «Наступила осень». Цель: уточнить знания детей о признаках наступления осени в живой и неживой природе, воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду.
- Дидактическая игры «Что? Где растет?», «Насекомые», «Земля, вода, воздух, огонь», «Что это значит?», «Третий лишний», «Да или нет». Цель: закреплять знания детей об осенних приметах, умение классифицировать и называть насекомых, птиц, животных.
- Подвижные игры «Песенка стрекозы», « К названному дереву беги», «Голуби и ястреб». Цель: совершенствовать координацию движений, умение находить растение по названию (Приложение №2)
- Занятия по ИЗО:
- Рисование «Осеннее дерево». Цель: продолжать знакомить с разными видами деревьев. Учить рисовать ствол с расходящимися ветками, рисовать листья разными способами.
- Аппликация коллективная «Грибы на лесной полянке». Цель: продолжать учить детей составлять общую сюжетно-тематическую композицию.
- Лепка «Осенний натюрморт». Цель: формировать умение создавать объемные композиции (Приложение №3)
- Рисование с натуры «Осенние листья». Цель: учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев.
- Аппликация симметричная «Листочки на окошке». Цель: вызвать у детей желание создать коллективную композицию из вырезанных листочков для интерьера группы.
- Музыкальное развлечение «Осенняя пора». Цель: Закреплять и расширять знания детей об осенних явлениях средствами музыки, поэзии, подвижных и развивающих игр.
- Выполнение поделок из природного материала на конкурс «Осенний фейерверк» (Приложение №4)
- Заучить приметы про осень
Декабрь-январь-февраль:
- Вечер загадок о Зиме. Цель: через отгадывание загадок побуждать детей к наблюдениям, размышлениям, познанию (Приложение № 5)
- Поделки из снега: «Змейка», «Лабиринт», «Динозавр»
Цели: 1) Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес к прогулке через двигательную, игровую, познавательную деятельность; 2) Воспитать доброжелательность и желание помогать ближнему (Приложение №6)
- Экскурсия в зимний парк. Цель: закреплять знания детей о характерных особенностях природы зимой, научить видеть красоту природы в зимнее время (Приложение №7)
- Выставка открыток с зимними пейзажами. Цель: знакомить детей с искусством «зимних» пейзажей, закреплять знания о сезонных изменениях в природе (Приложение №8)
- Игры-забавы с санками Цель: подвижные игры и игры-забавы зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость, приносят пользу их здоровью. «Собери кегли», «Гонки на санках», «Сбей цель», «Санный круг», «На ровном месте».
- Прослушивание аудиозаписей: П. Чайковский «Декабрь – святки», «Времена года», В. Шаинский - «Снежинки». Цель: развитие у детей интереса и любви к музыке.
- Прослушивание аудиозаписей литературных произведений: П.Бажов «Серебряное копытце». Цель: формирование эмоционального отношения к литературным произведениям. Воспитание чуткости к художественному слову.
- Заучивание стихов С. Есенин «Береза» Цель: воспитания у детей любви к художественному слову, развивать умение воспринимать и выразительно воспроизводить стихотворение.
- Подвижные игры: «Льдинки», «Ветер и мороз». Цель: развивать быстрый бег, боковой галоп, поскоки.
- Занятия по ИЗО:
- Аппликация «Снеговики в шапочках и шарфиках». Цель: Побуждать детей к декоративному оформлению созданного образа.
- Моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги «Снегири и яблочки». Цель: показать детям возможность лепки птиц из ваты (Приложение № 9)
- Рисование «Зима». Цель: учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу. Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.
- Рисование «Большие и маленькие ели». Цель: учить детей располагать изображения на широкой полосе. Развивать эстетические чувства, образные представления.
- Рисование «Снежинка». Цель: формировать умение рисовать узор на бумаге в форме розеты .Воспитывать самостоятельность. Развивать воображение, радость от своего рисунка.
- Лепка «Зайчик». Цель: закреплять умение детей лепить животных, передавая форму, строение и величину частей, Учить передавать простые движения фигуры.
- Рисование «Зимние забавы». Цель: учить создавать коллективную сюжетную композицию из сделанных фигурок, цилиндрической формы.
- Лепка «Снегурочка» Цель: учить детей передавать в лепке образ Снегурочки. Упражнять в приемах лепки (раскатывание, оттягивание, сглаживание мест скрепления). Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Труд на участке. Цель: воспитывать дружелюбие, умение работать в коллективе детей, уметь договариваться, начатое дело доводить до конца. Дети собирают снег в кучи. Нагребают снег для построек. Чистят дорожки.
Взаимодействие с семьей:
- Привлечь родителей к изготовлению новогодних костюмов.
- Разучивание стихов о зиме с детьми
- Беседы о зиме.
- Рассматривание иллюстраций по прочитанному произведению
Март-апрель-май
- Дидактическая игра «Времена года». Цель: закреплять представления детей о последовательности изменений в природе весной, летом, осенью, зимой по существенным признакам
- Беседа на тему «За что мы любим весну?». Цель: закреплять знание о весенних явлениях природы, уточнять и расширять представления об изменениях в жизни растений и диких животных с наступлением весны, умение активно участвовать в беседе.
- Наблюдение за изменениями, происходящими в природе. Цель: формировать представления о весне, как о пробуждении природы, развивать умения замечать новые изменения в природе.
- Занятия по ИЗО:
- Рисование гуашью «Ледоход на реке». Цель: расширять знания детей о ледоходе.
- Лепка «Весенний ковер» - плетение из жгутиков. Цель: продолжать знакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства (ковроделием). Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя технику плетения.
- Аппликация с элементами рисования «Нежные подснежники». Цель: учить детей воплощать в художественной форме свое представление о первоцветах. Составлять аппликативный цветок из отдельных элементов. Воспитывать бережное отношение к природе (Приложение № 10)
Взаимодействие с семьей:
- Наглядная информация для родителей о весне (Приложение №11)
- Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.
Июнь-июль-август
- Разучивание песен о лете. «В траве сидел кузнечик», «Белые кораблики». «Песенка о лете». Цель: развитие песенного музыкального вкуса.
- Рассказывание из опыта «Как мы провели лето». Цель: закреплять у детей представления о явлениях природы и деятельности детей в летний период
- Занятия по ИЗО:
- Рисование «Картинка про лето». Цель: продолжать развивать образное восприятие, образные представления. Развивать творческую активность. Учить оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.
- Рисование в технике монотипия «Бабочка». Цель: учить детей рисовать на мокром листе бумаги (Приложение № 12)
- Аппликация «Летние цветы». Цель: познакомить с цветами. Уметь отгадывать загадки, развивать эстетическое восприятие, упражнять в вырезывании разнообразными приемами. Беседа на тему «Лето в народном календаре». Цель: Знакомить детей с летними народными приметами
- Наблюдение за солнцем, небом, «Солнечными зайчиками», насекомыми, дождем, ветром, птицами. Цель: формировать у детей умение сравнивать осенние, зимние и летние явления природы, развивать способность анализировать характерные изменения в живой и неживой природе в летний период времени.
Взаимодействие с семьей:
1. Посещение леса. Цель: привлекать к отдыху на природе. Воспитывать дружеские отношения между детьми и родителями.
2.Знакомство детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
3. Подвижные игры. Цель: поощрение самостоятельной организации знакомых подвижных игр детей вместе с родителями.
Заключение
Во время проведения занятий, наблюдений в природе у детей сформировались представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Дети научились наблюдать за сезонными изменениями. Осень - дети познакомились с тем, как некоторые животные готовятся к зиме. На улице становится холодно, листья желтеют, часто идут дожди.
Зима - научились наблюдать за особенностями зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильный ветер).
Весна - наблюдаем за весенними изменениями в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, появляются первоцветы).
Лето - дети узнают о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений. Природа расцветает.
Родители принимали участие в осеннем конкурсе, разучивали стихи по временам года, готовили костюмы к праздникам.
Список литературы:
- 1000 загадок. Пословиц. Поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Сост. В.Г. Дмитриева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2010.
- В.В. Гербова Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Н.С. Голицына Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа. Интегрированный подход. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
- Д.Н. Колдина Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗИК-ДИДАКТИКА», 2007.
- Л.П. Молодова Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996.
- Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа / авт.-сост. Т.Г. Кобзева, Г.С. Александрова, И.А. Холодова. – Волгоград: Учитель, 2011.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Начальная школа / Сост. И.В. Клюхина. – М.: ВАКО, 2010.
- Сборник: Стихи, загадки, шарады, ребусы и кроссворды для дошколят и младших школьников
- Стихи о временах года и игры: Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет / авторы-сост. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова – М.: Сфера, 2007.
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Поклонимся великим тем годам ..."
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Поклонимся великим тем годам..."...
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Я и времена года"
По мере роста и взросления ребёнка развивается и его коммуникативная культура - появляются привязанности и доверие к близким к ребёнку взрослым, забота о них. Ребёнок уже м...
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Поклонимся Великим тем годам"
Информационная карта проектаОрганизация: ГБДОУ НАО «детский сад Росток»Авторы: Воспитатели старшей группы Гришульс О.А., Бородкина Н.И.Вид, тип проекта: краткосрочный, твор...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
Социально-значимый проект для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Поклонимся Великим тем годам»
В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не ис...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...