Экологическое воспитание в детском саду
статья по окружающему миру на тему
Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.
Целью экологического воспитания является:
· формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
· развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы;
· побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu.docx | 41.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание в детском саду
Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.
Целью экологического воспитания является:
- формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
- развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы;
- побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.
Актуальность экологического воспитания
Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).
Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.
Формы и методы экологического воспитания
Большое значение в экологическом воспитании личности занимают экскурсии, благодаря которым дети знакомятся с многообразием природного мира и наблюдают за явлениями природы. Экскурсии также важны для накопления знаний об особенностях природы родного края и ориентирования на местности: умение находить взаимосвязи в природе, наблюдать народные приметы, предсказывать последствия деятельности человека, как благоприятной, так и негативной. Во время экскурсии дети учатся взаимодействовать с окружающим миром. Для этого воспитатель уделяет особое внимание тому факту, что человек – лишь гость в мире природы, и поэтому должен следовать заповедям: соблюдать тишину, быть терпеливым и внимательным.
Роль сказки в воспитании дошкольников трудно переоценить, а экологические сказки интересны, прежде всего, новизной сюжета и введением необычных персонажей. Благодаря сказкам детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях природы и человека и важности человеческого труда. Особое место занимают сказки, придуманные самими детьми.
Одним из основных видов обучения дошкольников являются дидактические игры по экологическому воспитанию. Благодаря игре ребенок учится выделять признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать. Дети усваивают новую информацию о природном мире, развивая память и восприятие, рассуждают о жизни животных и растений, развивая мышление и речь. Дидактические игры способствуют применению полученных знаний для совместных игр, совершенствуя в детях навыки коммуникации.
Разумеется, экологическое развитие детей в саду будет особенно эффективным, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Поэтому педагоги должны побуждать родителей к созданию благоприятных условий для эколого-развивающей среды в домашних условиях.
Средняя группа
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятия красоты природы, понимание полноценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка. Дети 4-5 лет сенситивны к разным видам предметной деятельности, прежде всего к игровой.
В этом возрасте происходит становление произвольности, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающим мире. Дети средней группы любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем.
Этот возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования осознанного отношения к растениям, животным, предметам, к себе как части природы. Воспитатель должен быть сам носителем экологической культуры, он должен обнаруживать ее в повседневных проявлениях, в способах общения с природой, приучать детей наблюдать окружающий мир природы и вещей, учить видеть и понимать элементарные связи и зависимости, воспитывать взаимодействия с живыми существами.
Предметный материал – это технология воспитания экологической культуры у детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения. Технология включает в себя цикл наблюдений за обитателями уголка природы, растениями и животными на участке детского сада, уход за ними и общение с ними, а также комплексные занятия, предусматривающие различные виды деятельности, в ходе наблюдений.
Система работы с детьми средней группы предусматривают разнообразную деятельность с литературными произведениями (чтение вслух, инсценировки, заучивание стихотворений, иллюстрировании). Чтение и обыгрывание произведений, рассматривание авторских иллюстраций в книгах, собственная изодеятельность - все это поможет ввести детей в мир «окружающей среды», в мир литературно-художественного искусства.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильное отношение к природе, к себе и другим людям как части природы, к вещам и материал природного происхождения. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособление к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды.
Знание – не самоцель в экологическом воспитании, но необходимое условие для выработки отношений к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистически и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое, бережное обращаться с вещами не только потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.
Формы и методы работы с детьми разнообразные: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы на участке, ведение разных календарей, занятия простые и комплексные, целевые прогулки, экскурсии, походы, использование игровых обучающих ситуаций.
Значительное место отведено творческим процессам: восприятию произведений искусства с природоведческой тематикой, изодеятельности, словесно-литературному творчеству, рисование иллюстраций к рассказам и сказкам, изготовление самодельных книг, организация выставок, запись рассказов детей о природе с их последующим оформлением в книжечки.
Познание детьми функций своего организма, выявление значений чистоты, красоты и порядка в окружающей среде для здоровья всех живущих в ней; знакомство с тем как используются некоторые материалы в хозяйственной деятельности человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание в детском саду
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...
Экологическое воспитание в детском саду
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...
Экологическое воспитание в детском саду № 11
Экологическое воспитание, проводимое в детском саду. Отчёт о проделанной работе....
Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.
В этом докладе изложен мой опыт работы по экологическому воспитанию , представлены формы и методы работы с детьми и их родителями....
Экологическое воспитание в детском саду
Доклад для родительского собрания...
Методы и приёмы по экологическому воспитанию в детском саду
Данная статья раскрывает основные методы и приёмы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....