Дары осени
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Проводится в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dary_oseni.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание: 
Углубить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений; 
Уточнить представления о том, что осень – время сбора урожая овощей, фруктов; 
Конкретизировать представления детей об осеннем расцвечивании деревьев и кустарников; 
Развивать правильное звукопроизношение; 
Обогатить речь детей новыми словами; 
Развивать эстетические чувства; 

Предварительная работа: 
Разучивание стихотворений об осени, раскрашивание веток полыни в разные цвета, сбор осенних листьев. 

Активизация словаря: 
Урожай, сентябрь, октябрь. 
Обогащение словаря: 
Привал, краснотал. 

Ход занятия: 
Дети входят в группу. Группа украшена осенними листьями, сделан макет огорода, привалы по названию соответственно украшены. 
Говорю детям: 
Ребята, посмотрите какая у нас сегодня группа? 
(ответы детей). 
А когда вы идете в садик по улице, какие деревья вам попадаются? 
(Ответы детей: красные, желтые, без листьев). 
А что так украсило природу? 
( Дети отвечают, что это осень). 
А какая осень? 
( золотая, желтая, разноцветная ). 
Дети, а кто знает стихотворения про осень? 

В августе листья желтеть начинают 
И продолжают желтеть в сентябре. 
А в октябре они все опадают 
Грустно и скучно без них в октябре. 

Если на деревьях листья пожелтели, 
Если в край далекий птицы улетели, 
Если небо хмурое, если дождик льётся, 
Это время года осенью зовется. 

Ходит осень в нашем парке, 
Дарит осень всем подарки: 
Бусы красные - рябине, 
Фартук розовый - осине, 
Зонтик желтый - тополям, 
Фрукты осень дарит нам. 


-Ребята, а как вы думаете, чем нас может порадовать осень? 
(Ответы детей: овощи, фрукты, грибы, ягоды). 
Воспитатель: 
Сейчас мы отправимся в гости к Пугалу - Огородному. (Подходим к макету «огород». На огороде стоит чучело Пугала). 
А кто из вас знает, кто это такой и почему его так называют? 
 
-Здравствуй осень, здравствуй осень 
Хорошо, что ты пришла 
У тебя мы осень спросим 
Что в подарок принесла. 
Ребята, что растет на огороде? 
Как называются морковь, свекла, картошка, капуста одним словом? 
(Дети должны озвучить, что это овощи). 
Как называются яблоки, груши, сливы одним словом? 
( дети дают ответ, что это фрукты). 
Ребята, Пугало спрашивает, а любим ли мы отгадывать загадки? 

Красна девица сидит в темнице, 
А коса на улице (морковь) 

Посреди двора – золотая голова (подсолнух) 

Сам никого не обижает 
А кто раздевает, тот слезы проливает (лук) 

И зелен, и густ 
На грядке вырос куст. 
Покопай немножко: под кустом …(картошка).  
-Ребята, смотрите кто-то копал картошку и рассыпал. Давайте поможем Пугалу собрать картофель и посчитаем. 
Игра « Картошка». 
( Дети собирают картошку и считают, сколько собрали). 
Пугалу очень понравилось, как мы с вами быстро собрали и правильно посчитали. Он хочет ещё с нами поиграть. 
Игра « Суп, компот». 
На столах лежат макеты овощей и фруктов. Нам нужно в одну кучу собрать овощи на суп, в другую кучу фрукты на компот.  
-Молодцы, вы справились с этим заданием и Пугало хочет нас угостить. Но вначале отгадайте загадку. 
Круглое, румяное с дерева достану я 
На тарелку положу 
«Кушай, мамочка»- скажу (яблоко) 
Дети пробуют на вкус яблоко и дают ответы на вопросы: 
Какое яблоко на вкус (сладкое ,кислое )? 
Какое яблоко на ощупь ( твердое, мягкое)? 
Какое яблоко по цвету (красное, зеленое)? 
Давайте поблагодарим за угощение Пугало и отправимся в гости к старичку Листовичку. 
Ребята, наш Листовичок немного опечален. Пока он шел к нам в гости и нес сундучок с сюрпризом для нас, он потерял ключ. Но если мы с вами выполним все задания правильно, то ключ обязательно найдется. 
А теперь мы с вами отправляемся в путь. 
Воспитатель: 
Ребята, если мы с вами долго идем по лесу и устали. Хотим отдохнуть, как называется эта остановка? 
(Если дети не могут вспомнить слово привал, то воспитатель напоминает и объясняет значение этого слова).. 
А вот и первый наш привал и называется он «Листопадный». 
Что такое листопад ? (Ответы детей). 
А сейчас мы с вами превратимся в листочки и медленно покружимся и с тихим шелестом на землю упадём. 
Физминутка «Листья». 
Листья падают, кружатся 
С тихим шелестом на землю ложатся. 
(Дети медленно кружатся и плавно приседают. При этом издают тихий звук ш-ш-ш). 
А какие деревья вы знаете? 
Какие деревья растут на нашем участке в детском саду? 
(На деревья на участке обращали внимание во время прогулок). 
А теперь Листовичок хочет загадать нам загадки. 

Ничего сама не шьёт, 
А в иголках круглый год (ель). 

В белом сарафане 
Встала на поляне (береза). 

Осень в сад к нам пришла, 
Красный факел зажгла. 
Здесь дрозды, свиристели снуют 
И, галдя, его клюют( ягоды с рябины). 

Ребята, а что это за растение? 
Каким цветом ветки у этого кустарника? 
(В группе сделан куст из веток краснотала). 
Это растение называется краснотал. А название произошло от двух слов «красный» и « тальник». Люди используют ветки краснотала в хозяйственных нуждах. Делают мётлы и плетут из веток заграждения. 
Мы с вами познакомились с новым кустарником и сейчас нам пора отправляться дальше. 

Продолжаем наш путь и вот второй привал и называется он « Ягодный». 
Назовите, какие ягоды вы знаете? 
А какое дерево на нашем участке по осени стоит усыпанным от ягод? 
(На дерево рябину обращаем внимание во время прогулок). 
А кто питается ягодами рябины? 
(Дети дают ответ, что это птицы). 
А что происходит осенью с птицами? 
Какие птицы улетают, какие остаются зимовать? 
Давайте поиграем в игру «Птицы улетели». 
(Воспитатель читает строки из четверостишия, а дети делают хлопок, если называются другие звери). 
Улетели птицы 
Голуби, синицы и ежи ( хлопок на слово ежи). 
Улетели птицы 
Аисты, кукушки и комары (хлопок на слово комары). 
Воспитатель: 
Ребята, нам пора в путь. Листовичок зовёт нас дальше. 

И вот третий привал и называется он «Грибной». 
Отгадайте загадку. 

Стоит у дорожке 
На одной ножке (гриб) 

Знают взрослые и дети, 
Нет грибов дружней, чем эти. 
На пеньках растут в лесу, 
Как веснушки на носу (опята). 

Зашёл в сосняк, нашёл слизняк. 
На вид красиво, тронешь - сыро(масленок). 
Воспитатель: 
Посмотрите, а какие грибы растут на нашей полянке? 
(На полянке муляжи грибов: лисички, подберёзовики ,грузди и мухоморы).. 

Какие грибы бывают? 
(Если дети затрудняются ответить, то воспитатель наводящими вопросами подводит детей к тому, что они назовут, что бывают съедобные и несъедобные, то есть ядовитые грибы). 
Ребята, если мы с вами собираем грибы, то нам нужно быть очень внимательными и если, какой- то гриб нам не известен, то его лучше не брать во избежание неприятностей. 
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Съедобный и несъедобный». 
(Дети собирают грибы, а воспитатель смотрит, чтобы дети не клали в корзину ядовитые грибы). 

Вот ребята наше путешествие подошло к концу. Мы справились со всеми заданиями, ответили на все вопросы, но как же быть с нашим сундучком? Как же нам его открыть? Давайте внимательно посмотрим вокруг, может мы найдем наш ключик. 
(Дети ищут ключ.. На ключ привязана яркая ниточка и дети без труда находят ключ). 
Вот ребята, сейчас мы с вами откроем сундучок Листовичка и узнаем, какой сюрприз нас ждёт. 
(В сундучке лежат маленькие букеты из осенних листьев ,которые собирали во время прогулок по участку и из веток полыни, которые заранее были покрашены гуашью). 
Ребята, смотрите, какие чудесные букетики приготовил нам Листовичок. 
Ведь красивые осенние листья тоже являются дарами осени. 
А сейчас подошло время прощаться с Листовичком и садиться за столы, где мы с вами соберем маленькие букеты, которые подарим нашим мамам. 
(Дети садятся за столы, на которых разложены листья и ветки полыни. 
С помощью красивых шнурков дети связывают букеты. Вечером дети охотно дарят эти букеты своим родным).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие "Дары осени" с использованием ИКТ:презентация для детей ppt/в рамках проекта "Осень".

Занятие проводилось с детьми старшего возраста, у которых тяжелые нарушения речи. Цель: закрепление знаний детей об осеннем времени года в разных видах музыкальной деятельности.Задачи:Развитие эмоцион...

Осенний утренник для детей старшего дошкольного возраста первого года обучения (с 5 до 6 лет) "Дары осени"

Предлагаю вашему вниманию мероприятие, которое было проведено в нашем саду и очень понравилось детям и их родителям. Увлекательное путешествие в осенний лес и в деревню на огород захватывает детское в...

Примерный план – конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Дары осени» (Осень)

Примерный план – конспектнепосредственно образовательной деятельностипо познавательно-исследовательской деятельностиТема: «Дары осени» (Осень)...

Сценарий осеннего спортивного праздника "Дары Осени".

сценарий можно использовать в детском саду....

фото "Дары Осени", посвященная празднику Осенняя ярмарка. выполнил: воспитатель 1категории Авилова Нина Валентиновна

23.10.2014 я провела утренник в детском саду , в своей группе под названием "Покровская ярмарка". и к этому утреннику я подготоаила такую подделку....

Занятие с использованием игрового набора «Дары Фребеля». «Дары осени»

Дети на занятии закрепять и уточнят  знания об осени, названии осенних месяцев. Используя набор "Дары Фребеля" дети научатся делать узоры...

Тема недели: «Осенние хлопоты»(дары осени, труд осенью, приметы).

Цель: обобщать и  расширять представления детей  о многообразии и пользе овощей и фруктов, которые созревают в осенний период; формировать представления о тесной  взаимосвязи...