Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Где спрятался воздух?»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Непосредственно образовательная деятельность
с детьми средней группы
по образовательной области
«Познавательное развитие»
Тема: «Где спрятался воздух?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_zanyatiya.docx | 560.25 КБ |
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7»
Непосредственно образовательная деятельность
с детьми средней группы
по образовательной области
«Познавательное развитие»
Тема: «Где спрятался воздух?»
Воспитатель:
Минина Е.И
Г.Ефремов
2014г
Цель: развивать познавательную активность и исследовательскую деятельность в процессе экспериментирования с воздухом и водой.
Программное содержание:
- Учить детей проводить эксперименты.
- Учить самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
- Обобщить и уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.
- Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.
- Развивать навыки проведения опытов.
- Воспитывать аккуратность при проведении экспериментов.
- Активизация словаря: прозрачный, плавает, тонет
- Обогащение словаря: ученые, исследования, лаборатория, опыты
Оборудование:
- Полиэтиленовые пакеты
- Пластмассовые мячи
- Мячи, вылепленные из пластилина
- Миски с водой
- Пластиковые одноразовые стаканы
- Трубочки для сока
- Чеснок
- Бумажные веера
- Воздушные шары
Предварительная работа:
- Беседы о воздухе и его необходимости
- Разучивание стихотворений
- Разучивание физкультминутки
- Изготовление вееров из бумаги
Ход НОД
1 часть:
- создание игровой ситуации
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. Согласны? (Да). Давайте сделаем круг.
Собрались все дети в круг:
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся. (закройте глазки)
1,2,3 – волшебство скорей приди!
Вот мы и очутились в лаборатории «Любознайка», где мы сегодня узнаем много нового и интересного и станем настоящими учеными. А кто же такие ученые?
А вот что мы будем сейчас исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
2 часть:
2.1 Опыт с полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
2.2 Дидактическая игра «Где живет воздух?»
Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! Внутри них воздух, поэтому они не тонут и удерживают людей на воде. Вывод: если внутри чего-нибудь есть воздух, то этот предмет будет плавать. Давайте это проверим.
2.3 Опыт «Тонет – плавает»
Воспитатель: перед вами на столе пластмассовые мячики и мячи из пластилина. Давайте опустим в воду пластмассовые мячи. Что с ними происходит? (они плавают). А теперь давайте опустим в воду мячи из пластилина.Что происходит? (они утонули) Вывод: если внутри чего – то есть воздух, то этот предмет плавает.
А теперь немножко отдохнем.
2.4 Физкультминутка
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)
Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики
3часть:
3.1 Опыт «Что в стакане?»
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой? Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?(Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри).
Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?
Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.
А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде? Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся? Какой можно сделать вывод? При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.
А я знаю, что наши ребята знают стихотворение про воздух и сейчас его расскажут.
3.2 Чтение стихотворения
Аресений
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Женя
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной,
Земляникой и травой.
Надя
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Осенью – сырой, прохладный,
Ароматный он весной
Вика
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.
И мы все об этом знаем.
Воспитатель: Теперь мы знаем, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
3.3 Опыт «Воздух в человеке»
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его. Мы с вами почуяли запах. Вывод: воздух не имеет запаха, но доносит запахи до нас.
3.4 Дидактическая игра «Вкусный запах»
Если разрезать яблока кокой мы почуем запах – яблочный,
Если разрежем апельсин – апельсиновый,
Если очистим мандарин – мандариновый и т.д
Если не всем по нраву запах чеснока, то мы может от него избавиться с помощью ветра. Ребята, хотите устроить ветер?
Дети: Да.
3.5 Опыт « Ветер»
Воспитатель: Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Значит, когда воздух движется, получается ветер.
4 часть:
Вот как много нового мы сегодня с вами узнали. Мы узнали,
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей;
- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- что ветер - движение воздуха.
А теперь давайте с вами отдохнем.
5 часть
Аутотренинг
Закройте глаза и лягте на ковер.
Воспитатель: Мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно. Ой, ребята, посмотрите, а как у нас шарик оказался?
Его принесло ветром. Я хочу каждому из вас подарить по воздушному шарику, чтобы вы не забыли все то, что мы сегодня узнали.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7»
Непосредственно образовательная деятельность
с детьми средней группы
по образовательной области
«Познавательное развитие»
Тема: «Где спрятался воздух?»
Воспитатель:
Минина Е.И
Г.Ефремов
2014г
Цель: развивать познавательную активность и исследовательскую деятельность в процессе экспериментирования с воздухом и водой.
Программное содержание:
- Учить детей проводить эксперименты.
- Учить самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
- Обобщить и уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.
- Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.
- Развивать навыки проведения опытов.
- Воспитывать аккуратность при проведении экспериментов.
- Активизация словаря: прозрачный, плавает, тонет
- Обогащение словаря: ученые, исследования, лаборатория, опыты
Оборудование:
- Полиэтиленовые пакеты
- Пластмассовые мячи
- Мячи, вылепленные из пластилина
- Миски с водой
- Пластиковые одноразовые стаканы
- Трубочки для сока
- Чеснок
- Бумажные веера
- Воздушные шары
Предварительная работа:
- Беседы о воздухе и его необходимости
- Разучивание стихотворений
- Разучивание физкультминутки
- Изготовление вееров из бумаги
Ход НОД
1 часть:
- создание игровой ситуации
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. Согласны? (Да). Давайте сделаем круг.
Собрались все дети в круг:
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся. (закройте глазки)
1,2,3 – волшебство скорей приди!
Вот мы и очутились в лаборатории «Любознайка», где мы сегодня узнаем много нового и интересного и станем настоящими учеными. А кто же такие ученые?
А вот что мы будем сейчас исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
2 часть:
2.1 Опыт с полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
2.2 Дидактическая игра «Где живет воздух?»
Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! Внутри них воздух, поэтому они не тонут и удерживают людей на воде. Вывод: если внутри чего-нибудь есть воздух, то этот предмет будет плавать. Давайте это проверим.
2.3 Опыт «Тонет – плавает»
Воспитатель: перед вами на столе пластмассовые мячики и мячи из пластилина. Давайте опустим в воду пластмассовые мячи. Что с ними происходит? (они плавают). А теперь давайте опустим в воду мячи из пластилина.Что происходит? (они утонули) Вывод: если внутри чего – то есть воздух, то этот предмет плавает.
А теперь немножко отдохнем.
2.4 Физкультминутка
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)
Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики
3часть:
3.1 Опыт «Что в стакане?»
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой? Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?(Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри).
Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?
Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.
А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде? Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся? Какой можно сделать вывод? При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.
А я знаю, что наши ребята знают стихотворение про воздух и сейчас его расскажут.
3.2 Чтение стихотворения
Аресений
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Женя
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной,
Земляникой и травой.
Надя
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Осенью – сырой, прохладный,
Ароматный он весной
Вика
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.
И мы все об этом знаем.
Воспитатель: Теперь мы знаем, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
3.3 Опыт «Воздух в человеке»
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его. Мы с вами почуяли запах. Вывод: воздух не имеет запаха, но доносит запахи до нас.
3.4 Дидактическая игра «Вкусный запах»
Если разрезать яблока кокой мы почуем запах – яблочный,
Если разрежем апельсин – апельсиновый,
Если очистим мандарин – мандариновый и т.д
Если не всем по нраву запах чеснока, то мы может от него избавиться с помощью ветра. Ребята, хотите устроить ветер?
Дети: Да.
3.5 Опыт « Ветер»
Воспитатель: Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Значит, когда воздух движется, получается ветер.
4 часть:
Вот как много нового мы сегодня с вами узнали. Мы узнали,
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей;
- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- что ветер - движение воздуха.
А теперь давайте с вами отдохнем.
5 часть
Аутотренинг
Закройте глаза и лягте на ковер.
Воспитатель: Мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно. Ой, ребята, посмотрите, а как у нас шарик оказался?
Его принесло ветром. Я хочу каждому из вас подарить по воздушному шарику, чтобы вы не забыли все то, что мы сегодня узнали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию. Тема "Лесная прогулка"
Итоговая непосредственно-образовательная деятельность, включающая в себя темы "Зимний лес", "Природа зимой", "Животные зимой"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы (образовательная область «Познание») Тема: «Путешествие в стране игрушек»
Открытое занятие для детей средней группы...
Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы в области познавательного развития: охрана жизни и здоровья «Сам себе помогу – я здоровье сберегу!» с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий
Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы в области познавательного развития: охрана жизни и здоровья «Сам себе помогу – я здоровье сберегу!»с использованием здоровьесб...
Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы в области познавательного развития: интегрированное занятие «Мой любимый город» с использованием ИКТ /мультимедийная презентация/ и здоровьесберегающих технологий
Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы в области познавательного развития: интегрированное занятие «Мой любимый город» Цель: Расширить общие представления о ...
Непосредственная образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста, область «Познавательное развитие»Тема: «Зеленая аптека. Лекарственные травы, цветы»
Программное содержаниеФормировать у детей любовь и интерес к природе, давая элементарные знания о ней.Расширить и конкретизировать представления детей о цветах.Дать представление о простейших лекарств...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы по ОО "Познавательное развитие" Тема "Дикие животные Алтайского края"
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы по ОО «Познавательное развитие»....
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по художественно-эстетическому развитию на тему «Платье для куклы»
А знаете, есть вид декоративно-прикладного искусства, в котором используются яркие красочные орнаменты-горизонтальные и вертикальные линии, узоры-клетки, большие и маленькие кружочки, солнышки. Этот в...