проект "Осень, тебя в гости просим"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Теличко Любовь Алексеевна

Проект исследовательско-творческий. 

Цель проекта- формирование способности к исследовательскому типу мышления, развитие свободной творческой личности ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen_tebya_v_gosti_prosim.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

                           

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с № 19  « Казачок»

  Муниципальное образование город курорт Анапа

Исследовательски-творческий  проект

Тема:

«Осень, тебя в гости просим».

                 

                                                          Автор проекта:

                                           Воспитатель:

                                                                      Теличко Любовь Алексеевна

                               

                                                       2014 г.

               

                                                               

                                                                 «Только те знания прочны и ценны,                                которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

                                                                                      Корней Иванович Чуковский

Тип проекта: по доминирующему методу- исследовательско-творческий;

Классификация проекта: краткосрочный  (сентябрь- ноябрь)

Участники проекта: дети старшей группы (возраст 5-6 лет), воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

  Актуальность темы: Каждый ребенок неповторим и уникален, а значит, если создать условия для его развития, у него обязательно откроются способности, заложенные в нем от природы. Важно не научить ребенка, а помочь ему в раскрытии и реализации своих способностей. Достаточно заинтересовать его и тогда он будет творить себя. Ребенок никому ничего не обязан, а наша задача – заинтересовать ребенка, чтобы вызвать желание познавать и действовать, иметь право на ошибку и тогда он не будет бояться экспериментировать, принимать самостоятельные решения. А для нашего общества это сегодня очень актуально.

 Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется успехам. Проекты, реализующиеся в контакте с семьей, дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.


Проблема. 
Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. 

Цель: формирование способности к исследовательскому типу мышления, развитие свободной творческой личности ребёнка,

Задачи:

Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.

Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период (подготовка деревьев, животных и птиц к зиме), о «дарах осени» (овощах, грибах, ягодах), о труде людей в осенний период.

Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (исследовательской, опытно-экспериментальной,изобразительной, театрализованной, игровой).

Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Развивать способность к прогнозированию будущих изменений в природе.

Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту.

Воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них.

Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Продукты проекта.

  1. Гербарий осенних листьев.
  2. Дневник с зарисовкой и фиксированием результатов исследовательской деятельности.
  3. Выставка детских творческих работ «Золотая осень».
  4. Выставка совместных с родителями работ из природного материала  «Дары щедрой осени»
  5. Праздник осени «Сыновья осени».
  6. Презентация проекта «Осень, тебя в гости просим».

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Дети: 

расширен кругозор детей и закреплены знания о сезонных изменениях в природе в осенний период;

сформирован устойчивый интерес к наблюдениям за явлениями в природе к исследованию окружающего мира, к экспериментированию;

активный словарь детей обогатился эпитетами, образными выражениями, пословицами, поговорками, стихами на осеннюю тему;

отражают свои творческие замыслы в продуктивной деятельности;

совместно с взрослыми изготавливают поделки из подручного материала, проявляют творческую активность;

с уважением и гордостью относятся к родителям;

проявляют умение взаимодействовать друг с другом, слушать товарища.

 

 Педагог: повышает свой профессионализм, использует в своей работе современные образовательные технологии: исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные, игровые технологии, здоровьесберегающие, проектной деятельности; умело организует ситуации для познания детьми отношений между предметами и явлениями природы, когда ребенок сохраняет в процессе обучения  чувство комфортности  и уверенности в собственных силах; перестраивает свою психологическую позицию  на личностно- ориентированное взаимодействие с ребенком, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности; фиксирует, аргументирует  успехи,  достигнутые ребенком,   создает положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновению  познавательного интереса; ориентирует, создает мотивацию у родителей к совместному творчеству; ориентирует родителей на активное участие в жизни ребенка.

Родители: проявляют интерес к сотрудничеству с детским садом, поддерживают детей эмоционально; реализуют творческие замыслы ребенка; совместно изготавливают поделки для выставки. 

                                    Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный
  1. Создание условий (предметно-развивающая среда)

Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор настольно – печатных и дидактических игр.

Оснащение уголка экспериментирования.

Подбор литературы: рассказы и стихотворения об осенней природе, животных и птицах; загадки и пословицы на осеннюю тему и т. д.; познавательные энциклопедии для детей.

Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций (пейзажи и натюрморты) на осеннюю тему.

Обеспечение наборами игрушек «Овощи», «Фрукты», «Грибы».

Подбор аудиозаписей, видеозаписей  по данной теме.

Материалы для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин, трафареты, природный материал, бумага и картон различной фактуры  и т. д.) .

2) Целеполагание . Создание проблемной игровой ситуации «Приход в гости мудрой совы».

3) Составление плана работы по теме проекта.

4) Объединение детей в рабочие группы.

2. Выполнение проекта

По образовательным областям в соответствии с ФГОС

Познавательное развитие

Беседы по теме: «Об осени», «Как лесные звери готовятся к зиме», «Дары осени», «Природные явления осенью», «В лес за грибами и ягодами», «Перелетные птицы», «Куда подевались насекомые».

Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом, за ветром, за дождем, за живой природой.

Ведение календаря природы.

Д/и: «Что растёт в лесу осенью?», «Созрело-не созрело», «С какого дерева листок», «Чудесный мешочек», «Вершки-корешки».  

Альбомы для рассматривания: «Осень», «Растения луга осенью», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Дикие животные».

Исследовательская, опытно-экспериментальная  деятельность: «Почему листья желтеют», «Откуда в листке дырочки?», «Как  распространяются семена растений», «Семена растений: летучки, липучки», «Какой силы ветер», «Осенние листья».

Пословицы, поговорки, загадки об осени, грибах, ягодах, животных, птицах, явлениях природы.

Чтение и рассматривание энциклопедий о живой и неживой природе.

Чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки»,  басни И. Крылова «Стрекоза и муравей», рассказов о природе (В. Бианки, М. Пришвин, Е. Чарушин, К. Ушинский).

Уход за растениями в уголке природы, дежурство в уголке природы.

Уборка участка детского сада от опавших листьев, подметание дорожек, закапывание листвы в компостные ямы, посильная помощь дворнику.

Сбор семян, природного материала для исследовательской и художественно-творческой деятельности.

Речевое развитие

Дидактические словесные игры: «Назови по первому звуку, слогу название… (грибов, цветов, деревьев, животных, птиц, овощей и т. д.)», «Кто назовёт больше качеств», «Как сказать иначе», «Назови приметы», «Угадайте, какой предмет (объект, явление) я задумала».

Творческое рассказывание детей на темы: «Мы гуляли на участке», «Птицы нашего края»

Рассматривание репродукций  картин: И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень»; И. Бродский «Опавшие листья», «Прогулка в лесу», сюжетных иллюстраций «Уборка урожая», «Осень в городе», «Осенний парк» и составление описательных рассказов по ним.

Чтение и заучивание стихотворений об осени (И. Белоусов, А. С. Пушкин, С. Есенин, А. Фет, И. Бунин,  Ф. Тютчев, К. Бальмонт) .

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Осенний лес», «Идёт дождь», «Что нам осень принесла?», «Золотая осень», «Осень глазами ребенка», «Осеннее дерево», «Летят перелетные птицы».

Аппликация: «Огурцы и помидоры лежат на тарелке», «На лесной полянке выросли грибы»,  «Осенний ковёр» (коллективная работа),  «Что нам осень принесла»; Лепка: «Корзина с ягодами и грибами», «Овощи и фрукты для игры в магазин».

Ручной труд: «Волшебные превращения» (поделки из природного материала)

Изготовление гербария из осенних листьев.

«Кормушка для птиц» (из коробочек из – под сока, молока)

Музыкальное творчество Слушание П. И. Чайковского «Времена года».

Разучивание песен об осени.

Слушание аудиозаписей «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса».

Хоровод под музыку М. Сидоровой «Листопад»

Песни: «Красит осень», «Осень наступила» «Дождик», «До свиданья, Осень»

Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени.

Праздник «Сыновья  Осени»

Социально-коммуникативное развитие

Беседы о вреде и опасности ядовитых растений, ягод и грибов.

Беседы о правильном поведении на природе.

Беседы о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным «Какое настроение сегодня у природы?», «Как помочь растениям, чтобы они не замёрзли?» и т. д.

С./р. игры: «Овощной магазин», «Садоводы – огородники», «Семья - заготовки на зиму». Игры - драматизации по произведениям: «Три поросёнка» (с англ. С. Михалков), «Под грибом» (В. Сутеев), «Мешок яблок» (В. Сутеев), «Колосок»  (стихотворение Е. Благининой), «Мужик и медведь» по русской народной сказке.

Развлечение «День рождения осенних именинников».

Физическое развитие

Подвижные игры «Перелётные птицы», «Летает-не летает», «Вершки-корешки», «У медведя во бору», «Кто быстрее соберёт грибы», «Пройди по дорожке», «Листопад», «Солнышко и дождик», «Не замочи ноги», «Бегите к названному дереву», физкультминутки, пальчиковые гимнастики.

Беседы «Чтобы быть здоровым…», «Витаминки на грядке», «Почему важно соблюдать режим дня?».

3 этап – подведение итогов

1. Организация совместной выставки работ родителей и детей из природного материала «Дары щедрой осени».

2. Подготовка и проведение праздника «Сыновья  Осени».

3. Вечер пословиц, загадок и стихов об осени.

4. Выставка детских рисунков «Осень золотая».

5. Презентация «Осень, тебя в гости просим»

Результаты нашей работы.

В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.

Увеличился объем знаний, возросла познавательная активность детей.

Удалось сформировать предпосылки поисковой, опытно-экспериментальной деятельности.

Работа над проектом способствовала развитию творческого мышления и воображения.

В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.

В процессе работы над проектом, повысилась самооценка детей (возрос авторитет среди сверстников).

Удалось активизировать большинство родителей (с огромным удовольствием сотрудничали с ДОУ).

Используемая литература:

1. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи»

2. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности»

3.Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»

4. Макарова Л. П. «Театрализованные праздники для детей»

5. Николаева С. Н. «Юный эколог 2004г.»

6. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр»

7. Скоролупова О. А. «Занятия с детьми по теме «Осень»

8. Степаненкова Э. Я. «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет»

9. Щёткин А. В. «Театрализованная деятельность в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осень, осень в гости просим.

сценарий утренника во 2 младшей группе...

Сценарий утренника для детей 6 лет «Осень-осень, тебя в гости просим».

Цель: Систематизировать знания детей об осени. Создать праздничное осеннее настроение. Задачи: Учить детей выразительно исполнять музыкальные, танцевальные, стихотворные номера на сцене. Развивать ...

Презентация к проекту "Осень, тебя в гости просим"

Цель презентации- формирование способности к исследовательскому типу мышления, развитие свободной творческой личности ребёнка. ...

Презентация к проекту "Осень, тебя в гости просим"

Цель презентации-  формирование способности к исследовательскому типу мышления, развитие свободной творческой личности ребёнка. ...

Фольклорное развлечение «Гости к Дашеньке пришли»,Осенний праздник"Осень,в гости просим",Развлечение"Россия - Родина моя",консультации для родителей"Изготовление муз.инструментов","Правила поведения при встрече с музыкой",подбор слайдов"наши праздники"

1. Приобщение детей к русскому быту,укладу.2 .В необычной форме рассказать детям о вреиени года - осень,вызвать положительные эмоции.3. Развлечение направлено на патриотическое воспитание дошкольников...

Сценарий осеннего утренника в разновозрастной группе ДОУ. "Осень - осень, тебя в гости просим"

Спешу поделиться сценарием веселого, светлого и яркого праздника осени и конечно показать, как я оформила зал к этому сценарию....

Осень, мы тебя в гости просим

Сценарий осеннего праздника...