Ознакомление детей с обрядовым праздником Покров
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Малеваная Светлана Владимировна

Знакомство детей с русскими обрядовыми праздниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pokrov.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 5 «Березка»

г.о. Краснознаменск  Московской области

Непосредственно- образовательная деятельность

«Ознакомление детей с обрядовым праздником Покров»

(подготовительная группа)

Подготовила  и провела воспитатель  

                                                                                                       Малеваная С.В

                                                           2014 год

Ц Е ЛЬ.  Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством. Познакомить детей с русским обрядовым праздником Покров, с народными приметами Покрова.  Показать мудрость русского народа на примере пословиц, поговорок, примет о природе. Воспитывать интерес к прошлому своего народа, желание соблюдать и сохранять русские традиции. Развивать память, мышление. Обогащать словарный запас.

М А Т Е Р И А Л.

Изображение Храма Василия Блаженного. Грамзапись частушек. Квашеная капуста.

                                                   

Проводится в русской избе.

В группу входят Иван да Марья.

Иван: Здоровы будьте, красны девицы, да добры молодцы. С Покровом вас!

          Покров – первое зазимье.

          На покров до обеда осень, после обеда- зимушка- зима.

 К покрову надо избу утеплять, рамы да бревна промазывать. А у вас есть изба?

                                      ( дети показывают избу)

Марья: Красивая изба, светлая, теплая. Видно, что вы подготовились к холодам осенним да зимним.

Ребята, а вы знаете, что это за народный праздник Покров? Нет? Ну тогда садитесь поудобнее я вам расскажу.

  Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя,  поговорке:

« Делу время – потехе час»,крестьяне отдыхали и веселились только в праздничные дни.

  • Какие же праздники почитали на Руси?

           ( Новый год, Рождество,  Крещение, Масленица, Пасха).

Марья: Правильно. Эти праздники зимние да весенние. А Покров осенний праздник. Отмечают его 14 октября. На Руси октябрь величали - листобой, грязник, свадебник.

  • Ребята, как вы думаете, почему у октября были такие названия?

            ( Ответы детей).

Марья: Знать осень в октябре по грязи.

             Плачет октябрь холодными слезами.

             В октябре и ягод, что одна рябина.

  • Почему так говорят?

            (Ответы детей).

  • Какие приметы октября знаете вы?

          (Ответы детей).

Иван : Покров это окончание летних полевых работ и начало зимних.

Зимние работы обычно всегда делались дома. А дома женщины- пряли, ткали, шили. А мужчины работали с деревом – столярничали, ремонтировали сельскохозяйственный инвентарь. Словом пришла пора зазимовать- начать работу дома в избе. Поэтому время после Покрова носит название – зазимки.

  • Как вы думаете, а какую еще работу делали крестьяне?

Иван: На Покров начинают топить в домах печи, приговаривая:

« Покров, Покров, покрой нашу избу теплом».

    После уборки урожая у молодежи работы было мало и они отдыхали и гуляли, сватались парни к девушкам и гуляли свадьбы.

                Скоро девушки Покров,

                Скоро нам гуляночки,

                Скоро, скоро заиграет

                 Милого тальяночка!

Весело покров проведешь – дружка найдешь!

Марья: Я что-то засиделась, давайте мы с вами поиграем в игру в которую играли парни и девки в деревнях на Покров.

                      Русская народная игра « Кружева».

Играющие выбирают двух водящих, один- «челнок». Другой- «ткач».Остальные встают парами, образуя круг или полукруг. Пары берут друг друга за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у второй пары, а «ткач» - у первой. «Челнок», по сигналу «ткача», начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если «ткач» догонит «челнок»  прежде чем он добежит до конца полукруга, то становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих.

 Марья: Еще девчата и ребята на посиделках любили петь частушки.

Давайте послушаем с вами частушки.

                       (Прослушивание частушек)

  Иван: А хотите знать, откуда же пошел этот праздник?

   Люди всегда славили Иисуса Христа и его мать Марию. Однажды она предстала перед молящимися, сняв с себя головное покрывало (амфор) и торжественно держа его в руках распростерла над людьми, как бы покрывая их.

   В честь этого праздника Покрова Божьей Матери в Москве в 1555-1561 годах был построен « Покровский собор, что на рву», более известный под названием Храм Василия Блаженного.

                           (Показ).

 Иван: А еще Покров определяет своей погодой всю зиму. Вы сейчас пойдете гулять и проверьте, какая погода будет зимой.

  • Если на Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, а если с севера- то к холодной.
  • Если лист с березы на Покров упадет с березы чисто к легкой зиме, а не чисто  к суровой зиме.

Марья: Спасибо вам ребята за прием, понравилось нам у вас , вы очень внимательно нас слушали. За это мы вам гостинец принесли, капустки квашеной. Капусту тоже с Покрова квасить начинают.

  Иван и Марья угощают всех капустой и прощаются.

Используемая литература:

  • А.В. Орлова « Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду»                       Владимир 1995 год
  • О.Л. Князева  « Приобщение детей к истокам русской культуры»

                                               Детство-Пресс 1999год

  • Н.А.Есаулова « Календарные обрядовые праздники для дошкольников».

                                        Педагогическое общество Россия 2007 год                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен опытом по ознакомлению детей с обрядовыми традициями русского народа

Педагог детского сада, стремящийся развить у своих воспитанников жизнерадостность, каждый  момент общения с ними, будь это утренний прием, завтрак, прогулка и т.п., строит свою работу так, чтобы...

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими обрядовыми праздниками

Актуальность темы обусловлена тем, что все больше развивается интерес к русской народной культуре, в которой в целом, видна сращенность эстетического и нравственного, красоты и добра, совести и чести,...

Конспект "Ознакомление старших дошкольников с праздником Покров"

В ходе занятия ребята знакомятся с праздником Покров и его традициями...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей "Календарно-обрядовые праздники в ДОУ"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20128088","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]ПРОЕКТ«КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПРАЗДНИКИВ ДЕТСКОМ САДУ» ВВЕДЕНИЕ:Воспитание л...

Ознакомление детей с обрядовыми праздниками

Ознакомление с историей народа его мудростью;Развитие у детей активного интереса к культуре и искусству родного края;Способствовать приобщению детей к народной культуре;Воспитание любви, гордости...

Творческо-игровой проект с детьми раннего возраста по ознакомлению детей с православным праздником "Праздник светлой Пасхи!"

Актуальность темы:       Пасха - главный православный праздник. В этот день люди радуются и прославляют жизнь. Но не все дети имеют представления об этом празднике, ...

Презентация к творческо-игровому проекту с детьми раннего возраста по ознакомлению детей с православным праздником "Праздник светлой Пасхи"

Проблема:  Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых.  Приходится с печалью и сожалением говорить, что...