"Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях"
методическая разработка по теме
«Проблемы нравственного и духовного воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях" | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях». В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший педагог для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он взрослый, и видит в своем воспитанники друга, единомышленника. Такой педагог знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости педагога к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам». |
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Несколько статистических фактов: - в России рождается 17% детей с психическими отклонениями. -15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. -На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации. -Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков. Воспитание детей в условиях детского дома является важной, но достаточно непростой миссией. Дети приходят к нам из социально неблагополучных семей. Многие из этих детей не посещали школу или дошкольные детские учреждения, у них, как правило, не сформированы духовно-нравственные ценности. У данной категории детей есть проблемы и на генетическом уровне. И возникает порой вопрос: Какой смысл стараться, вкладывать в ребенка силы и душу, если гены не изменишь и ему «на роду написано» стать алкоголиком или проституткой, как его кровные родители? Генетически обусловленные качества человека действительно есть, и не стоит питать иллюзий, что ребенка можно полностью «перекроить под себя», это приведет к жестокому разочарованию и обиде на ребенка, который «обманул», оказался «не тем». Есть особенности, которые действительно во многом определяются генами, например, темперамент или математические способности. Важно, чтобы взрослые, принимающие участие в воспитании, были готовы признать и принять это. Но при этом генами не определяются такие качества человека, как честность, доброта, способность любить, быть счастливым. Ребенок, в которого не верили, от которого ждали худшего, будет вынужден либо подчиниться ожиданиям, либо утрировать в своем поведении черты, максимально пугающие педагогов, принимающих участие в воспитании. Результат будет один и тот же. Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека крайне важно и актуально. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те социальные болезни современного общества и отдельного человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества в целом и об утрате духовного здоровья отдельной личностью. В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а не обращаемся к одному из этих понятий? Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали в обществе, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития. В частности, нравственным считается человек, который руководствуется принципами «общественного договора» или золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой». На наш взгляд, духовные истоки нравственности лежат не в прагматичной сфере «общественного договора», а в сфере любви к человеку и Богу, благоговения перед жизнью и другими высшими ценностями, боязни разрушить свою человеческую сущность и целостность, погубить свою душу. К сожалению, традиционная система воспитания (в том числе этического образования) ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а не на развитие его духовно-нравственного сознания и самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности.
Решение задач духовно-нравственного воспитания современной системой образования связано с разрешением целого ряда проблем, среди которых наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие. Проблема первая связана с подготовкой педагога, способного стать духовным наставником личности. Существует философский принцип: подобное создается подобным – нравственность воспитанника формируется нравственностью воспитателя, духовность – духовностью. В состоянии ли современный педагог с его достаточно прагматичным мировосприятием и мышлением, зачастую столь же бездуховный, выполнить ту высокую миссию, которая перед ним ставится? Педагог должен осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении; – глубже понять себя, свое предназначение – в семье, роде, профессии, Отечестве; – найти путь к своему подлинному «я»; – жить, следуя своей природе; – различать пласты человеческой жизни – физический, душевный, духовный, помочь в этом своим ученикам; – внутренне приобщиться к национальной духовной традиции – религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии; осознать серьезность и неповторимость каждого дня и всякого дела – обрести реальную радость бытия. Согласитесь, что это сложная задача, и не все смогут с ней справиться. Необходимо отчетливо понимать, что решение задач духовно-нравственного воспитания требует преобразования педагогической реальности на всех ее уровнях – не только процесса обучения, но и системы воспитательной работы образовательных учреждений, тех отношений, которые в них существуют, семейной обстановки и т.д., то есть создания вокруг ребенка культуросообразной среды. Проблема вторая касается содержания духовно-нравственного воспитания. Традиционно в качестве содержания рассматривают систему ценностей, присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На наш взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и « выращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия: опыт переживания высоких духовных состояний;∙ опыт осознания своей внутренней духовной реальности и понимания ценности духовного мира другого человека;∙ опыт определения воспитанником актуальных для него жизненных и нравственных проблем;∙ опыт содержательного духовного общения;∙ опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практической деятельности (творчество, общение, помощь людям, социальное служение, благотворительность, добровольчество, волонтерство и т.д.)∙ Безусловно, приобретение данного опыта, невозможно без освоения и соотнесения его с духовным опытом человечества, сохранившегося в культурном наследии. Проблема третья связана со способами (методами и формами) духовно-нравственного воспитания, поскольку ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам. Логика постижения культуры отличается от логики обучения наукам. Педагог может лишь создать условия для того, чтобы ввести ребенка в культуру, помочь ему определиться в ней. Это ни в коей мере не означает то, что он должен быть бесстрастным посредником: его ценности и смыслы должны быть вовлечены в диалог. Он не может их навязывать воспитанникам, но в состоянии создать, то эмоционально-интеллектуальное поле напряжения, в котором происходит проживание и осознание ими бытия, сущности культуры, обретение духовно-нравственных смыслов и ценностей (именно в этом мы видим силу воздействия проповеди в отличие от информационно насыщенного монолога). Только в таком общении, где один перед другим раскрывает свои ценности – исповедуется, а другой отвечает своей исповедью, в этой встрече двух душ рождаются духовно-ценностное, мировоззренческое единство, общность веры, надежды и любви, жизненных установок и поведенческих устремлений, идеалов и неприятий. Все это предполагает использование в педагогическом процессе методов, апеллирующих не только к мышлению, но и к эмоциональной сфере человека – это актуализирует эмоциональную память и повторное чувствование, развивает способность к сопереживанию, создает условия для рефлексии своих внутренних состояний. От степени готовности педагогов к таким методам и формам общения во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Результативность духовно-нравственной воспитательной деятельности в детском доме зависит от важных факторов: -методически правильно выстроенной воспитательной системы учреждения, - созданного для детей комфортного воспитательного пространства, -мастерства педагогов, степени их подготовленности для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, их умения вовремя корректировать свою работу в зависимости от промежуточных и конечных результатов. Результативность такой работы увидеть сразу практически невозможно. Она не выражается количеством «пятерок и «четверок», спортивными наградами. Она выражается успехами в самостоятельной жизни выпускников, их активной гражданской позицией… Очень бы хотелось, чтобы наши воспитанники смогли понять и принять духовную культуру своих великих предков, чтобы они стали достойными детьми Великой России, смогли стать полноценными гражданами нового общества, в строительство которого каждый из них смог бы внести свой позитивный вклад. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
Деловая игра по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ. Была проведена со старшими воспитателями в рамках городской методической работы. Аналогично игру можно провест...
Проблемы гендерного воспитания в современных условиях дошкольного образования
Проблемы гендерного воспитания в условиях современных реалий социума. Рассматриваеются проблемы духовной гендерной принадлежности, принадлежности к тому или иному полу по чертам характера....
Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях
Статья посвящена рассмотрению проблем семейного воспитания современного ребенка - ребенка XXI века. Отражены причины возникновения проблем в семейном воспитании. Представлены модели отнош...
ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
Дошкольное воспитание в современных условиях. Актуальные проблемы....
Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях и некоторые советы по вопросам семейного воспитания детей.
Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствия стабильности в экономике страны, постоянные стрессы - все это негативно отражается на материальном, нравственном здоровье семьи как института естественной би...
Презентация"Духовно-нравственное воспитание в современных условиях ДОУ в разных режимных моментах"
Задачи:üСформировать в детях способность сопереживать.üЗародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей.üВоспитать любовь к родному дому, семье, малой родине.üУсвоение знаний ...