Организация экологической предметно-развивающей среды
статья по окружающему миру на тему
Говоря о предметно-развивающей среде, С.Н. Николаева обозначает ее как «зону природы», под которой она понимает ту часть помещения и участка дошкольного образовательного учреждения, на которой содержатся какие-либо животные и которая подвергается озеленению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_ekologicheskoy_predmetno.dlya_sayta.docx | 16.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация экологической предметно-развивающей среды
Результативность экологического образования дошкольников во многом обуславливается теми внешними условиями, в которых находится ребенок. Биоцентрический подход к организации экологического образования дошкольников выдвигает необходимость создания определенных условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная - с экологической точки зрения - организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.
Говоря о предметно-развивающей среде, С.Н. Николаева обозначает ее как «зону природы», под которой она понимает ту часть помещения и участка дошкольного образовательного учреждения, на которой содержатся какие-либо животные и которая подвергается озеленению.
Экологические пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых. Кроме традиционных видов «экологических пространств» — групповых уголков природы, комнат природы, огорода и сада на участке — появились новые: зимний сад (салон), кабинет природы, экологическая тропа, площадка природы, мини-ферма, фитобар, фитоогород, музей природы.
Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.
Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:
– познавательному развитию ребенка;
– эколого-эстетическому развитию;
– оздоровлению ребенка;
– формированию нравственных качеств;
– формированию экологически грамотного поведения;
– экологизации различных видов детской деятельности.
Главными задачами ЭПРС являются:
– создание условий для формирования у ребенка экологической культуры;
– формирование экологически грамотного поведения детей в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка;
– создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения.
К экологическому ландшафту дошкольного образовательного учреждения можно отнести следующие компоненты:
- групповой уголок природы;
- зимний сад;
- комната природы;
- живой уголок;
- музей природы;
- экологическая лаборатория;
- озелененные пространства территории участка ДОУ.
Каждый элемент этого комплекса ориентирован на обеспечение оптимальных условий для организации экологически ориентированного взаимодействия, общения детей с миром природы. Необходимо отметить, что для эффективности осуществляемой экологической работы с детьми большое значение будет иметь грамотная организация этого ландшафта.
Основой организации ПРС в дошкольных образовательных учреждениях является:
= предметный подход, обеспечивающий подбор объектов, оснащение пособиями и оборудованием для организации непосредственного контакта детей с природой;
= деятельностный подход, обеспечивающий возможность закрепления практических умений и навыков, освоение опыта взаимодействия с природой;
= гуманистический подход, обеспечивающий формирование у детей отношения к человеку как к высшей ценности, организации взаимодействия с детьми на основе гуманных чувств (доброты, милосердия, сочувствия, отзывчивости), чтобы это стало нормой жизни в обществе и природе.
Выделяются следующие принципы организации экологической развивающей среды в группе детского сада и в ДОУ в целом
— принцип открытости: среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся;
— деятельностного подхода, учитывается возможность для ребенка действовать с объектами окружающей средой;
— функционального комфорт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творчество воспитателя в организации развивающей предметно - развивающей среды
Дидактические игры и пособия своими руками...
Презентация организации развивающей предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой
Опыт работы воспитателя по созданию предметно-пространственной среды в доу...
«Организация пространственной предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию в группе с учётом ФГОСТ ДО»
Из опыта работы....
Выступление на педагогическом совете «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФГОС ДОО(из опыта работы)
Экологическое воспитание - Систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Развивающая предметно – пространственная среда ...
«Организация пространственной предметно – развивающей среды по экологическому воспитанию с учетом ФГОС»
Экологическое воспитание дошкольников является начальным и значимым звеном в системе непрерывного экологического образования. Одним из важных условий реализации системы экологического...
Консультация для воспитателей: «Организация развивающей предметно-развивающей среды в ДОУ при формировании первичных представлений о финансовой грамотности»
Консультация для воспитателей:«Организация предметно-развивающей среды в ДОУ при формировании первичных представлений о финансовой грамотности»Формирование основ финансовой грамотност...
Организация пространственной предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию в разных возрастных группах
Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...