Конспект НОД в старшей группе детского сада "Рассматривание осенних деревьев и кустарников".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бородулина Елена Анатольевна

Дети учатся видеть красоту родной природы, её разнообразие.

Материал занятия позволяет учить детей сравнивать, анализировать, сопоставлять, делать открытия, прививать любовь и интерес к природе, желание оберегать её и восполнять.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Познавательное занятие35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение детский сад №52

Приморского района Санкт-Петербурга

197374, СПб, Туристская ул., д. 18. Корп.2 литера А

 Конспект непосредственно образовательной деятельности

                                       В старшей группе детского сада

            Тема: « Рассматривание  осенних деревьев и кустарников».

                                  Разработала воспитатель ГБДОУ №52

                                        Приморского района

                                         Бородулина Е. А.

                                          Октябрь 2012г.

Задачи:

Обучающие:

Учить  различать листья дуба, клёна, берёзы по форме, величине, характеру края листа;

Учить сравнивать, находить различия.

Развивающие:

Приучать  детей отвечать на вопрос полным ответом, слушать и анализировать ответы товарищей, активизировать и расширить  словарь детей за счёт слов, обозначающих признаки листьев. Показать разнообразие природы.

Воспитательные:

Напомнить правила поведения в лесу;

Прививать интерес и любовь к природе.

Предварительная работа:

Наблюдения в природе, беседы об осени, сбор природного материала, изготовление поделок из листьев, составление букетов, подвижные игры: «Кто быстрее  до берёзы (липы, дуба)?», различение деревьев и кустарников по листьям.

Материалы к занятию:

Игрушка Зайчик, конверты с листьями, жёлуди, осенние листья, букет из кленовых листьев, таблички о правилах поведения в лесу.

Ход образовательной деятельности:

Вводная часть:

Дети сидят  за столами, в группу приходит Зайчик. Он не может понять, что случилось с лесом и просит детей объяснить ему.

Основная часть:

Беседа с детьми:

-Почему листья изменили свою окраску и падают на землю?

(ответы детей). Осенью бывает листопад, деревья засыпают на зиму.

-Какого цвета стали листья клёна, дуба, берёзы. Найдите листья этих деревьев среди других. (Дети достают из своих разноцветных  конвертов нужные листочки и показывают, кладут обратно).

Рассмотрим повнимательнее лист клёна. Листочки большие и маленькие . Какого они цвета? ( у воспитателя на столике  букет  кленовых листьев).

(Ответы детей, их выводы).

Воспитатель обобщает:

Жёлтый, буро-красный, золотисто-жёлтый, оранжевый, оливковый, пурпурный, лимонный, оранжево-красный… Вот сколько красок и оттенков. В самый непогожий осенний день клён выглядит так, как будто освещён солнцем.

-На что похожи листья клёна по форме, по окраске?( ответы детей) . Не случайно в парках и скверах, на городских улицах так много клёнов. Они долго дарят людям свою красоту. Из древесины клёна делают кларнеты, флейты. Клён - «певучее дерево». У каждого дерева есть свой секрет.

-О каком дереве эта загадка?

  Русская красавица  стоит на поляне

 В зелёной кофточке, в белом сарафане.   (О берёзе)

Найдите у себя лист берёзы. Это очень русское дерево. Зелень лугов и белизну заснеженных полей вобрала в себя берёза, два главных цвета русской природы. Давайте полюбуемся ею ( из окна или на картине).

Физкультминутка. Подойдём поближе, посмотрим.

-Какого цвета листья? (И зелёные, и жёлтые). Скоро совсем пожелтеют.

-Как расположены веточки? Покажите руками. Как ветер качает ветви?

-Какие грибы растут под берёзой? Как мы собираем грибы? (наклоняемся). А как мы радуемся, когда находим гриб? (прыгаем). И Зайка  хочет попрыгать с нами. Он очень рад, что вы много интересного рассказываете.

 Давайте вернёмся за столы и рассмотрим листья берёзы.

-Какой они  формы? На что похожи?

Оказывается, берёз, как и клёнов, тоже очень много видов. Вот лист берёзы повислой   :                                    А вот лист берёзы пушистой.Сравните их. В чём разница?

(Высказывания детей). Мы с вами сделали маленькое открытие. Оказывается, листья разной формы. Один похож на треугольник, а второй на овал.

-А что общего? ( Ответы детей). Зубчики по краю листа.

-В стародавние времена люди нарекли берёзу деревом 4-х дел: первое дело- мир освещать, второе- чистоту соблюдать, третье - крик утишать и четвёртое - больных исцелять.(Спросить, что думают дети о каждом из этих дел).

Берёзовая лучина освещала дома,  берёзовый веник помогал в бане, дёготь для смазывания колёс в телеге, чтобы не скрипели, берёзовые почки, листья, сок хорошо помогают при различных заболеваниях.

Какое родное тёплое дерево! О нём сложены стихи и песни. Вы их знаете? (ответы детей).

И последняя загадка:

В этот гладкий коробочек бронзового цвета

Спрятан маленький дубочек будущего лета.  (Жёлудь).

(раздать всем  детям по жёлудю). Потрогайте, погладьте жёлуди.

-Какого они цвета? Какой формы?

-Достаньте из конверта листок дуба. (Обговорить цвет, форму).

-Часто ли встречаются у нас дубы? Оказывается, дубов становится меньше. Надо сажать их и ухаживать за ними. Дуб медленно растёт и боится морозов. Ему нужно много света. А живёт дуб долго, веками. У него очень крепкая древесина. Из него делают красивую мебель, деревянные мосты, детали кораблей. Древесина не гниёт в воде.

-Есть такая профессия – лесовод. Как вы думаете, чем он занимается? (сажает леса). Увидит ли он свои леса?

Леса -  наше достояние, наше богатство. Давайте запомним и будем выполнять простые правила. Придя в лес, не сори, не шуми, не губи! (показать таблички о правилах поведения в лесу, обсудить их). 

Почему этого нельзя делать? (Побеседовать, выслушать ответы детей).

В лесу очень много разных деревьев и каждое интересно и удивительно.

  Октябрь – пора посадки деревьев. Расскажите вашим родителям про дубы. Попросите своих родителей вместе с вами посадить возле дома по дубочку (жёлуди) или по любому другому дереву. И поухаживайте за ними.

Заключительная часть.

Мы с вами сегодня хорошо поработали, много узнали. Интересно, а Зайка теперь знает, почему осенью опадают листья с деревьев?

Он побежит в лес и расскажет о том, что узнал своим друзьям. О чём он им расскажет? (ответы детей).

Использованная литература:

1 Крутогоров Ю.А. « Рассказы о деревьях». Москва, «Детская литература»,1987.

2.Книга «Как знакомить дошкольников с природой» под редакцией Саморуковой.

3. «День  земли». Статья в журнале «Дошкольное воспитание» за 1995г, с 113.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО "ЛЕПКА" , "АПЛИКАЦИЯ" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НЕ ТЕМУ: "ОСЕННИЕ ДЕРЕВЬЯ В ПАРКЕ"

Конспект проведения занятия  для старшей группы детского сада.В нем пошагово описан весь ход занятия- разминка, фискультминутка и так далее....

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Рассматривание осенних деревьев и кустарников»

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Рассматривание осенних деревьев и кустарников»...

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Осенние деревья».

Конспект НОД в старшей группе Вид деятельности: Аппликация Основная ОО: «Художественно – эстетическое развитие»                     ...

Конспект НОД в старшей группе на тему: "Осеннее дерево"

Конспект НОД в старшей группе на тему: "Осеннее дерево"...

конспект занятия в старшей группе по рисованию " Осеннее дерево"

Этот конспект по рисованию  с использованием нетрадиционной  техники....

Конспект занятия в средней группе детского сада "Осеннее дерево"

Коллективная работа для детей 4-5 лет на осеннюю тему...

Конспект НОД по аппликации в старшей группе детского сада «Осеннее дерево»

ull; продолжать совершенствовать навык вырезания по контуру;• развивать практические умения в работе с бумагой, клеем, ножницами, соединять отдельные детали в единую композицию;• показать ...