Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта «Экспериментирование с детьми среднего дошкольного возраста как средство развития познавательных способностей»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта «Экспериментирование с детьми среднего дошкольного возраста как средство развития познавательных способностей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt2.docx | 15.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта
«Экспериментирование с детьми среднего дошкольного возраста как средство развития познавательных способностей»
Средняя группа 2014 – 2015 уч.год.
Автор проекта: воспитатель Аппа С.Н.
Цель: Развитие интереса и познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Расширить представления детей об окружающем мире через развитие представлений детей о свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть и проч.), об основных физических свойствах и явлениях (воды, снега и льда и т.п.) по внешним характеристикам и проч.
- Формировать устойчивый интерес к детскому экспериментированию.
- Активизировать словарный запас, поощрять желание детей делиться впечатлениями (суждениями, доводами), делать несложные выводы.
- Способствовать социализации детей: доброжелательное и вежливое обращение к сверстникам и взрослым.
- Создавать положительно-эмоциональный настрой детей.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Предполагаемый результат:
1. Создание предметно-развивающего пространства в опытно-экспериментальной деятельности.
2. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
3. Повышение уровня мотивации к занятиям.
4. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
Формы работы:
1. Подгрупповые занятия.
2. Индивидуальные экспериментирования.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2014 - май 2015 года.
Участники проекта:
- дети средней группы.
- педагоги группы.
Месяц | Тема | Содержание | Материал и оборудование |
Сентябрь | “Знакомство с “волшебной” коробочкой” “Как человек измеряет?” Дидактические игры: “Определи на ощупь, “Угадай на вкус”, “Узнай предмет по звуку”, “Узнай по описанию” “Чем можно измерять?” Эксперименты | Беседа с детьми для чего человеку нужны те или иные предметы.
Развитие сенсорных способностей ребенка в плане измерения характеристик предметов окружающего мира “от себя”: рассматривать, ощупывать их, различать издаваемые ими звуки и т.п. Измерить стол, ковер в группе с помощью различных систем мер: с помощью локтей, ладоней, пальцев. Сформулировать почему результаты оказались разными (величина рук. ладоней, пальцев у разных людей отличается, поэтому и результат у всех разный). 1.Формировать представления детей о мерке как способе измерения длины и веса. 2.Познакомить детей с простейшими измерительными приборами (линейкой, сантиметровой лентой, различными видами весов). 3.Научить способам использования измерительных приборов. 4.Обогатить словарный запас новыми словами, обозначающими приборы и единицы измерения.
| Линейка, сантиметровая лента, весы, термометр,часы песочные,и прочие предметы. Художественная литература: Г. Остер “38 попугаев”. Предметы для проведения дидактических игр “Определи на ощупь” (кубик, мячик и т.д.), “Угадай на вкус” (яблоко, лимон, лук, огурец и проч.), “Узнай предмет по звуку” (колокольчик, бубен, свисток и др.), “Узнай по описанию”. Линейка, измерительная лента, весы с разновесами (стрелочные, электронные). |
Октябрь | “Термометр и температура” Опыты “Часы и время” Исследовательская деятельность. | 1. Познакомить детей с понятием температура. 2.Формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре. 3.Сравнить разные виды термометров. 4.Формировать навыки безопасности при определении температуры. 5.Пополнить активный словарь детей новыми понятиями: “градус”, “шкала”, “температура”, “термометр”. Рассмотреть, как устроен термометр. Сравнить внешний вид и назначение разных термометров.
1.Познакомить детей с древними и современными способами измерения времени. 2.Формировать представления о единицах измерения времени - секундах, минутах, часах, сутках и т.д. 3.Формировать представления о необходимости рационального использования времени в течение дня: на игру, занятия, сон, физическую активность и т.п. 4.Совершенствовать речь детей, вспомнить загадки, пословицы о времени.
| Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека, 2 стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой). Часы песочные, механические, электронные, картинки с изображением солнечных, водяных, парафиновых и других видов древних часов. |
Ноябрь | “Твердое тело:материалы (керамика, стекло, пластмасса, дерево, металлы) Познавательная деятельность с детьми | 1.Развивать умение определять материал, из которого изготовлен предмет по его внешним характеристикам и свойствам (дерево, пластмасса, стекло и проч.). 2.Познакомить с различными металлами (медь, алюминий, золото, серебро) и их значением.
| Предметы из стекла, пластмассы, натурального и окрашенного дерева, различных металлов. Для игры-эксперимента: - ёмкость с водой ( тазик или миска). - предметы из различных материалов (пластик, дерево, металл, поролон и т.д.). |
Декабрь | “Воздух” Беседа с детьми о воздухе Серия опытов с воздухом | 1.Дать общие представления о воздухе: прозрачный, невидимый, легкий, находится везде. 2.Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
| Пластилин, вода, вода газированная, 2 стакана, бутылочка. тазик или миска с водой, вееры (листы бумага, бумажные вееры) по количеству детей, воздушные шарики по количеству детей. |
Январь | «Водичка– водичка, умой моё личико…» «Чудесница вода» Что мы знаем о воде? | 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, текучесть, запах и т.д.). 2. Развивать любознательность, мышление и речь детей. 3. Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. 4. Воспитывать бережное отношение к воде. | Иллюстрации: «Кому нужна вода» «Где живёт вода»… |
Опыты с водой: 1)«жидкая» 2)«тёплая – холодная » | 1. Развивать желание экспериментировать. 2. Познакомить со свойствами воды: холодная – тёплая. | - Ёмкости для переливания воды. - Вода. - 2 тазика с холодной и тёплой водой. | |
Игра- эксперимент на выявление прозрачности воды. | 1. Развиваем любознательность, мышление и речь детей. 2. Учим детей высказывать свои предположения, делать выводы. 3. Вызываем интерес к опытно-экспериментальной деятельности. Налить в один стакан молоко, в другой - воду. Кидать в стакан с молоко разные пуговицы, затем тоже самое проделать со стаканом с водой. В стакане с водой пуговицы видны, а в стакане с молоком - нет, следовательно вода - прозрачная. | 2 стакана: один с водой, другой - с молоком, пуговицы разной формы и цвета. | |
Февраль | «Снег – снежок, словно беленький пушок» Свойства снега: липкий – рассыпчатый | 1. Познакомить детей со свойствами снега (липкий, рассыпчатый, белый, холодный, искрящийся, скрипит и т.д.). 2. Развивать тактильное восприятие (снег холодный). 3. Воспитывать чувственность и интерес к неживой природе. | - Снег. - Лопатки, формочки, ведёрки. |
Опыт на прогулке «Лепится – не лепится?» | 1. Учить употреблять качественные прилагательные (липкий, рассыпчатый, холодный, белый). 2. Мотивировать детей к лепке снеговика. 3. Создание эмоционально-положительного настроения – радоваться снегу, зимним пейзажам. | - Снег. | |
Наблюдение «Таяние снега» | 1. Закрепить знания детей о свойствах снега. 2. Подвести детей к тому, что снег тает в тепле. | -Ведёрко со снегом. | |
Март | «Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно» (лёд) Свойства льда | 1. Знакомить детей со свойствами льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду). 2. Формировать навыки безопасного поведения на скользкой поверхности (ледяной горке, катке, дорожке). 3. Развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы. 4. Активизация словаря (ледяной, изо льда, льдинка). | -Снеговик (игрушка). -Стеклянная миска. -Иллюстрации с изображением зимних детских забав. -Снежный комок (муляж). -Две красивых жестяных банки. -Сосулька. -Кубики льда. -Подносы. -Салфетки (по количеству детей). -Цветные льдинки. |
Познавательная деятельность «Разноцветные льдинки» | Познакомить детей, что лёд получается из воды (образуется в холоде), в воде растворилась краска, поэтому получились цветные льдинки. Закрепление цвета | -Стаканчики. -Формочки. -Краска. -Вода. | |
Эксперимент – наблюдение «Превращение льда в воду» | Вместе с детьми внести в группу лёд в ведёрке для того, чтобы определить что лёд – это вода в замёрзшем состоянии. Подведение итогов: снег и лёд – это вода. | -Лёд. -Детское ведёрко. | |
Апрель | Наблюдение “Огород на окошке” | Посадка лука. Отмечаем, что лук - овощ (живой организм), нуждается в воде, свете, тепле. Устанавливаем связь с неживой природой. Наблюдаем за изменениями строения лука (появились корни, зеленые стебли)-”вершки-корешки”. Зарисовываем изменения. | Лоток с землей, прозрачные стаканы, лук, вода, инвентарь для ухода за растениями ( лопатки, грабли, лейки и проч.), блокноты и карандаши по количеству детей. |
Май | “Волшебное зеркало” Эксперименты: “Отражение” “Кривые зеркала” “Заколдованное письмо” Игра-забава “Солнечные зайчики” | 1.Развивать способность ребенка рассматривать различные отражения от блестящих поверхностей (в зеркале отражается все “наоборот”). 2.Познакомить детей с понятиями “свет”, “отражение” и их свойствами.
| Зеркала различной формы и размера, предметы с блестящим покрытием (по количеству детей), 1 металлический поднос, “зашифрованное” письмо. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста по речевому развитию, познавательному развитию, физическому развитию воспитателя Бурлаковой Елены Семеновны
Это спортивная игра к празднику "День защитника отечества" (физическое развитие) В НОД используются задания по познавательному и:речевому развитию...
Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта: «Художественная деятельность в подготовительной группе посредством лепки, аппликации, рисования». Средняя группа 2014-2015 учебный год.
Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта: «Художественная деятельность в подготовительной группе посредством лепки, аппликации, рисования».Средняя группа 2014-2015 учебный год....
План самообразования «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей»
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей....
План самообразования «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей».
План самообразования...
Опыт работы по теме « Исследовательская и экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития познавательной активности»
Обобщение опыта работы по исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
Мастер-класс по художественно - эстетическому развитию "Инновационные формы и методы работы деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности"
laquo;Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.&ra...
СОЗДАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
В статье описывается алгоритм работы над созданием мультфильма совместно с детьми старшего дошкольного возраста....