Далёкая седая старина
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Занятие по ознакомлению с окружающим миром
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dalyokaya_sedaya_starina.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Далёкая седая старина»
Конспект занятия по музейной педагогике с детьми подготовительной группы.
Цель: Дать детям элементарные представления о том, как жили люди в старину. Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Развивать умение сравнивать и анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщение. Приобщать детей к русской национальной культуре.
Материал: Предметы дидактического пособия « Далёкая седая старина»
Ход занятия
Педагог показывает на деревянную избу говорит: Сегодня ребята мы будем продолжать знакомится с жизнью людей в старину.
Что это такое? ( Русская изба)
Как назывались дома у зажиточных людей? ( Терем)
Из чего строили дома ? ( Из дерева).
В нашей с вами избе кто живёт? ( Бабушка, дедушка, Ванечка, Машенька, батюшка, матушка). Правильно в старину родителей уважали и почитали и называли их батюшкой и матушкой.
Как вы думаете что главное было в доме ? ( Печь)
Из чего складывали печь? ( Из глины)
Для чего людям нужна была печь?( Она давала тепло, и на ней готовили пищу, Для того чтобы печь нагрелась и своим теплом согрела избу внутри разводили огонь.
Чем разводили огонь?( Для этого надо было запрягать лошадь в телегу и ехать в лес за дровами, потом колоть их топором).
В чём готовили пищу в старину? ( В глиняных горшочках).
Откуда брали воду для питья , приготовления пищи, умывания?( Из колодца, с помощью длинного шеста похожего на шею журавля .Колодец так и прозвали « Журавль». Находился он во дворе каждого дома был глубоким, с чистой водой). Дети читают потешку
Опустись, ведро, низёхонько,
Поднимись, ведро, полнёхонько!
Зачерпни воды студёно
Для рассады, для зелёной.
Нам нужна вода для грядки,
Для коровки и лошадки.
Пей, Савраска, пей, Бурёнушка,
Пейти, милые, до донышка!.
Что одевали женщины перед тем как приготовить пищу? (Передник).
Где в старину хранили вещи? ( В сундуках).
Чтобы достать из печи горячий горшок в избе обязательно находится предмет Как он называется?( Ухват)
Из чего он сделан? ( Рогатины его сделаны из метала а ручка
из дерева).
В печи горят дрова когда они сгорают что остаётся? ( Угли)
Они накапливаются и мешают Какой предмет использовали для того чтобы выгрести угли? ( Кочерга).
За обедом вся семья собиралась за большим деревянным столом
Как вы думаете, на чём сидели в старину? ( на скамейке, лавке)
Чем отличается скамейка от лавки? ( Скамейка уже лавки и её можно передвигать, а лавки крепко накрепко приколачивались к стенам, на них в старину сидели во время обеда , а по ночам можно было спать.)
Перед тем как сесть за стол обязательно надо было вымыть руки
Из чего мыли руки ? ( Для этого использовали рукомой, это глиняный кувшин с двумя носиками он висел на стен рядом с печкой).
Куда стекала грязная вода? ( в ушат)
А за что его так назвали? ( Его назвали так из-за ручек по сторонам напоминающие уши).
Чистыми руками накрывали на стол В старину не было тарелок .
Из чего пили ? ( Из кружек)
Чем ели? ( Деревянными ложками).
В старину к еде относились бережно, особенно к чему? ( К хлебу).
Хлебу всегда отводилось почётное место на столе. Любой обед начинался с того, что самый старший в семье отрезал от буханки кусок и раздавал каждому. Если хлеб случайно падал на пол что надо было сделать? (Его поднимали, целовали и просили прощение).
Во что наливали напитки? ( В кувшин)
Какие напитки пили в старину? ( Кисель, квас)
Из чего делали напитки? ( Напитки делали из хлеба, яблок, груш).
Что ещё хранили в кувшине? ( Молоко).
А сейчас мы с вами поиграем в нашу любимую игру « Поле чудес».
Мать в избе стоит: проста,
Коренаста и толста,
А сынок - голенаст,
Извиваться горазда,
Извиваться, извиваться
Прямо в небо забираться. (Печь и дым).
Попало наше тесто
В горячие место.
Попало – не пропало,
Румяной булкой стало. (Печь).
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
Сам в угол идёт. ( Ухват).
Чёрный конь
Скачет в огонь. ( Кочерга).
На стене висит
В обе стороны глядит ( Рукомой).
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот –
Открывай пошире рот ( Ложка).
Уши есть ,
А головы нет. ( Ушат).
Ножек - четыре.
Шляпок – одна.
Нужен, коль станет
Обедать семья. ( Стол).
Замечательный дружище
Деревянная ручища.
Да железный обушок,
Закалённый гребешок.
Он у батюшки в почёте –
Каждый день с ним на работе. ( Топор).
Жил Кирилл
Много людей кормил
А разбился
Под плетнём очутился ( Горшок).
В воду идёт - красный,
А из воды – чёрный. ( Уголь).
Стоит кошка
На четырёх ножках. ( Скамейка).
Хоть он ростом невелик,
А к почтению привык:
Перед ним дубы, и клёны,
И берёзы бьют поклоны. (Топор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "Предания старины далёкой"
Всем нам из русских народных сказок знакомы такие персонажи, как водяной, леший, домовой, русалка, полевой. Сейчас для нас это всего лишь сказочные герои, а наши предки, жившие много лет на...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию Тема: «Кукла русская в старину далёкую»
Тема: «Кукла русская в старину далёкую»Конспект занятияпо патриотическому воспитанию...
«Кукла русская в старину далёкую»
Конспект занятия...
Экскурсия в краеведческий с детьми подготовительной группы «Предметы быта далёкой старины»
Собирая вещи предков,Любим мы свой край сильней,Нету школы без музея,Без истории своей!Да музей создать не шутка-Нужно много сил и летЧтоб гордиться мог музеем юный краевед!...
конспект открытого занятия "далекая, седая старина"
Представлена работа с детьми старшего дошкольного возраста о русском быте...
Сценарий детско- родительского мероприятия "Помним обычаи старины седой. Святки"
Приобщение детей и родителей к традициям празднования зимних праздников на Руси и обрядам русского народа....
"Далекая, седая старина"
Деловая интеллектуально-творческая игра для педагогов на педсовете "О русских традициях, обычаях, народном творчестве". Деловая игра охватывает вопросы по знакомству с русскими народными пра...